В гостях у нганасан
26 мая 2019 года, воскресенье, 14:25
|
НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На турнирах ArcticCurlingCup иностранцев обязательно знакомят с культурой народов Севера. На Таймыре проживают пять коренных этносов: ненцы, долганы, нганасаны, эвенки и энцы.
Накануне спортсменки со своими тренерами побывали в гостях у нганасан.
Нганасаны – самый древний северный народ Евразии, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре еще в XV веке до нашей эры. На земле их осталось чуть больше 800 человек. Они живут только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая.
Иностранным гостям чума рассказали, что нганасаны вплоть до XIX столетия жили охотой на оленей и рыболовством, поклонялись языческим богам, не имея никакого представления о том, что творится в мире. У них не существовало письменности. Их «паспортом» была одежда: каждый ее орнамент и элемент имеет определенный смысл.
Приход на Таймыр цивилизации стал причиной психологического надлома этноса. Сейчас в Таймырском Долгано-Ненецком районе стараются сохранить культуру нганасан. В частности, этим занимаются сотрудники Таймырского дома народного творчества.
Здесь работают и сами нганасаны – например, Алексей Чунанчар. Он – талантливый мастер-косторез, кроме того, владеет искусством горлового пения и игры на баргане.
Парки, в которые одеты нганасаны на наших фото, – подлинные, им больше ста лет. Красный цвет на них олицетворяет солнце, тепло, священный огонь, костер; белый – снег, свет; черный – полярную тьму. Черный квадрат нганасаны придумали его задолго до Малевича – на спинке сокуя мужчин, на парках у женщин он означает бесконечность бытия.
Поскольку вплоть до XIX века нганасаны передвигались по Таймыру исключительно пешком, их обувь – бокари – имеет очень необычный вид. Она без подъема, с широкой площадкой внизу. «Так меньше проваливаешься в снег, и легче доставать оттуда ногу», – поясняет Алексей Чунанчар. У мужчин бокари очень высокие – до бедра. Чтобы догнать оленя, нужно было бежать по глубоким сугробам.
Нганасаны называют свою одежду костюмом священной гагары, так как, согласно мифологии, они ведут род от этой птицы.
Нганасаны придерживались языческой веры. Все явления природы считались порождением Матери Земли, Матери Солнца, Матери Воды и так далее. Почитались родовые и семейные покровители в виде камней, скал, деревьев и причудливых фигурок. У них просили излечения от болезней и удачи на охоте.
Экскурсия получилась познавательной и весьма понравилась гостям.
|
Архив новостей
2019 —
январь176, февраль218, март213, апрель222, май206, июнь207, июль243, август196, сентябрь179, октябрь242, ноябрь212, декабрь71
2018 —
январь262, февраль180, март224, апрель317, май310, июнь290, июль327, август256, сентябрь213, октябрь217, ноябрь216, декабрь172
2016 —
январь231, февраль380, март430, апрель425, май380, июнь279, июль304, август381, сентябрь347, октябрь349, ноябрь352, декабрь371
2015 —
январь207, февраль345, март398, апрель410, май213, июнь303, июль461, август346, сентябрь431, октябрь473, ноябрь376, декабрь460
2014 —
январь108, февраль290, март293, апрель324, май275, июнь233, июль331, август273, сентябрь260, октябрь223, ноябрь268, декабрь353
2013 —
январь279, февраль314, март282, апрель355, май255, июнь144, июль126, август283, сентябрь297, октябрь317, ноябрь279, декабрь208
2012 —
январь105, февраль438, март313, апрель440, май401, июнь257, июль174, август343, сентябрь323, октябрь398, ноябрь352, декабрь325
2010 —
январь248, февраль291, март285, апрель231, май334, июнь312, июль253, август324, сентябрь310, октябрь387, ноябрь474, декабрь538
2009 —
январь199, февраль321, март341, апрель328, май251, июнь245, июль187, август266, сентябрь293, октябрь345, ноябрь290, декабрь239
2008 —
январь284, февраль353, март337, апрель413, май308, июнь324, июль302, август253, сентябрь282, октябрь347, ноябрь313, декабрь408
|
|
|
|