Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В гостях у нганасан
26 мая 2019 года, воскресенье, 14:25

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На турнирах ArcticCurlingCup иностранцев обязательно знакомят с культурой народов Севера. На Таймыре проживают пять коренных этносов: ненцы, долганы, нганасаны, эвенки и энцы.


Накануне спортсменки со своими тренерами побывали в гостях у нганасан.


Нганасаны – самый древний северный народ Евразии, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре еще в XV веке до нашей эры. На земле их осталось чуть больше 800 человек. Они живут только на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая.





Иностранным гостям чума рассказали, что нганасаны вплоть до XIX столетия жили охотой на оленей и рыболовством, поклонялись языческим богам, не имея никакого представления о том, что творится в мире. У них не существовало письменности. Их «паспортом» была одежда: каждый ее орнамент и элемент имеет определенный смысл.





Приход на Таймыр цивилизации стал причиной психологического надлома этноса. Сейчас в Таймырском Долгано-Ненецком районе стараются сохранить культуру нганасан. В частности, этим занимаются сотрудники Таймырского дома народного творчества.





Здесь работают и сами нганасаны – например, Алексей Чунанчар. Он – талантливый мастер-косторез, кроме того, владеет искусством горлового пения и игры на баргане.


Парки, в которые одеты нганасаны на наших фото, – подлинные, им больше ста лет. Красный цвет на них олицетворяет солнце, тепло, священный огонь, костер; белый – снег, свет; черный – полярную тьму. Черный квадрат нганасаны придумали его задолго до Малевича – на спинке сокуя мужчин, на парках у женщин он означает бесконечность бытия.


Поскольку вплоть до XIX века нганасаны передвигались по Таймыру исключительно пешком, их обувь – бокари – имеет очень необычный вид. Она без подъема, с широкой площадкой внизу. «Так меньше проваливаешься в снег, и легче доставать оттуда ногу», – поясняет Алексей Чунанчар. У мужчин бокари очень высокие – до бедра. Чтобы догнать оленя, нужно было бежать по глубоким сугробам.


Нганасаны называют свою одежду костюмом священной гагары, так как, согласно мифологии, они ведут род от этой птицы.





Нганасаны придерживались языческой веры. Все явления природы считались порождением Матери Земли, Матери Солнца, Матери Воды и так далее. Почитались родовые и семейные покровители в виде камней, скал, деревьев и причудливых фигурок. У них просили излечения от болезней и удачи на охоте.


Экскурсия получилась познавательной и весьма понравилась гостям.






0

Архив новостей

004
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск