Юные норильчане узнали, как возводить чум и чем отличаются национальные костюмы коренных народов севера
20 июня 2018 года, среда, 11:05
|
#НОРИЛЬСК «Таймырский Телеграф» – Сначала группа ребят под командованием умелого взрослого установила из шестов конусообразный каркас. Затем накрыла его брезентом: ровдуги под рукой не оказалось. Но юные этнографы работали с энтузиазмом.
Умелый взрослый – старший научный сотрудник Музея Норильска Александр Смирнов своим юным помощникам доверяет, но все же основную нагрузку ему пришлось взять на себя: ребята первый раз строили чум. А на занятиях в музейной продленке им рассказывали, что летом коренные народы Таймыра укрывают свое жилище ровдугой (замшей), а зимой – оленьими шкурами. Музейные педагоги дали много других сведений о культуре и быте этносов, населяющих наш полуостров.
– Мы изучили энцев, ненцев, долган, нганасан, эвенков, их костюмы, узнали об их религии, – рассказывает Юля Коваленко. – Мне понравились долганы.
– И мне, – поддержал одноклассницу Иван Хатников. А еще мальчику понравились эвенки, потому что они оседлали оленей. Действительно, именно умение оседлать оленей, а также использовать их для перевозки вьюков под грузовое седло отличает эвенков от большинства северных народов.
Володя Зима выделил нганасан, «потому что они охотники».
– А долган больше всего на Таймыре – около шести тысяч, – уточнила Юля Коваленко. – Костюм у нихчерный, у других народов больше белый. Нам нравится черный цвет, как наши шубы зимой.
В экспозиции норильского музея представлены несколько костюмов народов Таймыра. Но учителя продленки знают место, где можно увидеть еще больше интересного. И они собираются пригласить туда ребят на выпускном занятии. Впрочем, это может быть не единственным сюрпризом для маленьких этнографов.
Нынешняя продленка вторая в практике норильских музейщиков. В прошлом году они разработали для школьников 315 уникальных занятий. Дети были шаманами, рыбаками, играли на баргане, ловили оленей, создавали сказочные избушки, изучали древних и современных животных Таймыра. Многим ребятам так понравились занятия, что их родители начали записывать детей в продленку-2018 задолго до наступления летних каникул. Музейщикам даже пришлось создать резерв.
Первая смена в продленке собрала юных этнографов– 25 ребят младшего школьного возраста 7–11 лет. Для ребят подготовлено 15 занятий.Как говорит сотрудница Музея Норильска Екатерина Каверина, они с коллегами стараются, чтобы уроки проходили весело, динамично и научно – по возрасту учеников. Теоретические занятия подкрепляются мастер-классами, интерактивными играми. Например, ребята научатся добывать огонь, узнают тайны шаманов и многое другое, что составляет культуру и быт коренных таймырских этносов.
Образовательная программа игровых музейных занятий – это продолжение полюбившегося норильчанам проекта «Гид по наукам». Вспомним научно-популярную выставку «Братья по разуму» из фондов Государственного Дарвиновского музея, а также интерактивный «Остров открытий» из фондов Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, на которых в Музее Норильска побывали сотни маленьких и взрослых жителей города.
Первая тематическая смена музейной продленки «Юные этнографы» проводится до 26 июня. Затем набираться знаний будут юные зоологи, занятия для них начнутся со 2 июля. «Юные палеонтологи» – третья смена – включатся в музейный проект 30 июля.
|
Архив новостей
2019 —
январь176, февраль218, март213, апрель222, май206, июнь207, июль243, август196, сентябрь179, октябрь242, ноябрь212, декабрь71
2018 —
январь262, февраль180, март224, апрель317, май310, июнь290, июль327, август256, сентябрь213, октябрь217, ноябрь216, декабрь172
2016 —
январь231, февраль380, март430, апрель425, май380, июнь279, июль304, август381, сентябрь347, октябрь349, ноябрь352, декабрь371
2015 —
январь207, февраль345, март398, апрель410, май213, июнь303, июль461, август346, сентябрь431, октябрь473, ноябрь376, декабрь460
2014 —
январь108, февраль290, март293, апрель324, май275, июнь233, июль331, август273, сентябрь260, октябрь223, ноябрь268, декабрь353
2013 —
январь279, февраль314, март282, апрель355, май255, июнь144, июль126, август283, сентябрь297, октябрь317, ноябрь279, декабрь208
2012 —
январь105, февраль438, март313, апрель440, май401, июнь257, июль174, август343, сентябрь323, октябрь398, ноябрь352, декабрь325
2010 —
январь248, февраль291, март285, апрель231, май334, июнь312, июль253, август324, сентябрь310, октябрь387, ноябрь474, декабрь538
2009 —
январь199, февраль321, март341, апрель328, май251, июнь245, июль187, август266, сентябрь293, октябрь345, ноябрь290, декабрь239
2008 —
январь284, февраль353, март337, апрель413, май308, июнь324, июль302, август253, сентябрь282, октябрь347, ноябрь313, декабрь408
|
|
|
|