Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Видим Челюскин. Видим край земли…”
Путешествия
25 июля 2013 года, 13:33
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Вертолетная экспедиция “Россия 360”, стартовавшая 9 июля из Москвы, благополучно прошла за две недели одну четверть намеченного маршрута и 23 июля достигла самой северной материковой точки Евразии – мыса Челюскин.
“Видим Челюскин. Видим край земли…” – передали в эфир Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников утром минувшего вторника. А спустя 12 минут совершили мягкую посадку рядом с пограничной заставой. Пролетев за две недели около семи тысяч километров, путешественники выполнили половину намеченной ими географической программы. В первый же день они достигли крайней западной точки (не считая Калининградской области, являющейся анклавом) территории России в Псковской области на берегу небольшой реки Педедзе. Спустя девять дней после вылета экспедиция достигла географического центра России на берегу озера Виви в Эвенкийском районе Красноярского края. И вот, совершив промежуточные посадки в Норильске, Дудинке и Диксоне, воздухопроходцы достигли самой северной материковой точки России (она же – самая северная точка Евразии) – мыса Челюскин.
В планах экспедиции, совершающей облет нашей страны вдоль ее границ, – достижение крайней восточной точки материковой России на мысе Дежнева на Чукотке, прохождение 180-го меридиана, являющегося международной линией перемены дат, совершение посадок в Оймяконе на полюсе холода Северного полушария и в географическом центре Азии в Туве. По соображениям безопасности программа экспедиции не предусматривает посещение крайней южной точки территории Российской Федерации, находящейся на хребте Большого Кавказа, на границе Дагестана и Азербайджана. Как написали сами пилоты перед отправлением в путешествие: “По совокупности факторов данный перелет можно считать сложным и немного рискованным, если не окончательно сумасшедшим”.
За маршрутом экспедиции можно следить в режиме реального времени на сайте www.heliex.ru. Здесь отображается пройденный путь, выкладываются фотоснимки, размещаются короткие сообщения пилотов: “Взлетели. Держим курс на озеро Виви”, “С погодой везет. Наблюдаем красивые пейзажи”, “Идем на Норильск через Курейку. Сталинские места”, “Проходим горный массив южнее Норильска. Борт – порядок”, “Красота-то какая... Бескрайняя зеленая тундра – и вся в озерах”, “Встреча с дикими оленями стала привычной. Бегают рогатые и тут и там”, “Летим вдоль студеного Северного Ледовитого океана”…
Скептики были уверены, что экипаж не только не достигнет крайней северной точки России, но и до Норильска вряд ли долетит – повернет обратно на полдороге. Но 19 июля, как раз накануне празднования Дня города, вертолет приземлился на посадочной площадке авиакомпании NordAvia на Вальке. Смелых путешественников встречали журналисты “Заполярного вестника” и телекомпании “Северный город”.  
Самым сильным впечатлением перед прибытием в Норильск стал для путешественников участок пути от Туруханска до озера Виви, расположенного на южной оконечности плато Путорана.
– Триста километров летели мы над совершенно безлюдной тайгой и лесотундрой, – рассказывает Игорь Гуржуенко. – Сибирские просторы завораживают. Озеро Виви тектонического происхождения и находится в гористой местности. Эти места необыкновенно красивы.
В Норильске Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников дали пресс-конференцию.
– Мы осознаем, что самая трудная часть маршрута у нас впереди, – сказал Игорь Гуржуенко, – и готовы, если погодные условия не будут позволять, повернуть обратно, не долетев до крайней северной точки страны.
– Мы хотим укрепить авторитет России как авиационной державы, способствовать становлению и развитию рынка авиационного туризма в России, – рассказал Виктор Сидельников, – показать возможность использования современной легкомоторной авиации в районах Крайнего Севера, Камчатки и Сибири. Закрепить приоритеты дальних перелетов за российскими частными пилотами.
Помимо этого экспедиция проводит фото- и видеосъемку удаленных и труднодоступных уголков России: природы, городов и поселков, людей и достопримечательностей. Собранный материал станет основой документального фильма об экспедиции – своеобразного наглядного пособия по современной географии родной страны.
Вертолет Robinson R66, ставший воздушным судном экспедиции, является собственностью одного из пилотов. Путешественники утверждают, что их экспедиция финансируется ими самими. Просто состоявшимся и в личной жизни, и в бизнесе мужчинам, преодолевшим сорокалетний рубеж, захотелось Большого приключения. А Большое приключение у каждого свое. Кто-то приобретает лодку или квадроцикл и покоряет окрестности, у кого-то есть возможность купить вертолет и отправиться в путешествие по отдаленным уголкам России.  
Погодные условия на пути от Диксона до мыса Челюскин не всегда благоприятствовали экспедиции. 22 июля, после промежуточной посадки на мысе Саблера озера Таймыр и дозаправки, экспедиция взяла курс на крайнюю точку Евразии. Но спустя час полета погода испортилась. “Облачность восемь октантов, сплошная. Нижний край 350 м. Идем в зазоре 150–200 метров”, – передали пилоты в эфир. И спустя еще 15 минут: “Облачность местами снижается до земли. Ищем обходы”. В результате пилоты были вынуждены совершить приземление на берегу Ленинградской губы вблизи залива Толля. До мыса Челюскин оставалось 150 километров сплошного тумана. Экспедиция заночевала в тундре на болотистом берегу.  
С утра штурм крайней северной точки Евразии продолжился. Дождавшись окна в сплошной пелене тумана, путешественники продолжили полет. Трек маршрута от Ленинградской губы до мыса Челюскин напоминает трассу гигантского слалома. “Пробираемся к Челюскину в узком зазоре между низиной и нижним краем облаков”. Отыскивая участки с хорошей видимостью, пилоты лавировали между облаками, пробиваясь на Север. И вот наконец: “Видим Челюскин. Видим край земли…”
На настоящий момент экспедиция, воспользовавшись установившейся хорошей погодой, уже возвратилась с мыса Челюскин. Произведя дозаправку на озере Таймыр, пилоты взяли курс на восток. В эфир ушло сообщение: “Спасибо рыбакам с Саблера. Снабдили нас огромной вкусной рыбой”. 24 июля в 15.15 вертолет покинул территорию Красноярского края и продолжил полет по Якутии в сторону поселка Саскылах.  
 
Права пилота-любителя на вертолеты Robinson 44/66 можно получить, пройдя врачебно-летную экспертную комиссию и трехмесячный курс обучения за 31 141 доллар. Курс обучения включает не менее 42 часов пилотирования и изучение практической аэродинамики, конструкции вертолета и двигателя, воздушной навигации, авиационной метеорологии и еще десятка дисциплин. Положением о классификации специалистов гражданской авиации предусмотрены следующие категории пилотов: пилот сверхлегких летательных аппаратов (дельтапланов и парапланов), пилот-планерист, пилот-любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот.
 
Командир вертолета Игорь Гуржуенко родился в 1962 году в Волгограде, в семье офицера-ракетчика. Детство провел на Байконуре, где на всю жизнь заболел любовью к авиации и космонавтике. В 2009 году реализовал давнюю мечту и окончил курс летной подготовки пилота самолета ЯК-18Т. А в 2012 году получил квалификацию пилота вертолета Robinson R66, налет на котором к настоящему времени составляет у Гуржуенко чуть более 200 часов. Женат, воспитывает дочь.
Штурман и бортинженер Виктор Сидельников родом из городка Шарья Костромской области. С детства любит моделирование и технику. Увлекается автомобилями, гонками на RC-моделях, техникой, путешествиями, рыбалкой. Женат, воспитывает сына.
Сейчас участники экспедиции проживают в Москве. Гуржуенко – президент созданной им рекламной фирмы, а Сидельников работает ее директором.    
 
Стоимость вертолета Robinson R66 базовой комплектации (без установки дополнительного оборудования) в России начинается от 850 000 долларов.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, разработанный специально для R66, достаточно неприхотлив. Основным топливом для него является авиационный керосин ТС-1, однако производитель допускает его эксплуатацию и на некоторых видах дизельного топлива, и даже на смесях керосина или солярки с бензином.
Стоимость топлива, израсходованного экспедицией “Россия 360” за время прохождения маршрута, составит приблизительно 800 тысяч рублей.
Вертолет может приземлиться на любом пятачке
На озере Виви, в географическом центре России
0

Читайте также в этом номере:

Серьезный разговор (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вопрос устойчивости (Лариса ФЕДИШИНА)
Аргиш в никуда (Андрей СОЛДАКОВ)
Запас прочности (Лариса МИХАЙЛОВА)
Доход по требованию (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Все это поТок-шоу (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Когда почва уходит из-под ног (Екатерина БАРКОВА)
Хозяин газона (Валентина ВАЧАЕВА)
Будет здесь трава расти (Ольга ТРУБНИКОВА)
Будет быстрый Интернет (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
В городе талантливых людей (Валентина ВАЧАЕВА)
Большие и уникальные (Лариса ЛИПСКАЯ)
В Норильске случился рок (Андрей СОЛДАКОВ)
Почему не спал Кравец (Лариса ФЕДИШИНА)
Селедки хочется (Андрей СОЛДАКОВ)
Старты под солнцем (Екатерина БАРКОВА)
Урок Норильского (Валентина ВАЧАЕВА)
Пожалуйте на выезд (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Этой ярмарки краски (Лариса ЛИПСКАЯ)
Оперативный запрет (Екатерина БАРКОВА)
Пресекли правонарушения (Екатерина БАРКОВА)
С поправкой на праздник (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск