Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Когда почва уходит из-под ног
Зеленая планета
29 июля 2013 года, 12:27
Текст: Екатерина БАРКОВА
Климат на Земле меняется, и, к сожалению, этот процесс чреват нарушением установившегося природного баланса. К примеру, на севере Таймыра земля потихоньку начала уходить под воду. О том, что в этой ситуации может сделать человек, “ЗВ” спросил заведующего лабораторией биологической рекультивации Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера Абибуллу САРИЕВА.
Вода прибывает
– Абибулла Ханбиевич, последнее время часто говорят о негативных последствиях глобального потепления. Насколько они критичны?
–  Специалисты по слоям земной литосферы установили, что потепление в земной атмосфере сейчас не такое сильное, как было раньше. С 1960 года наблюдается потепление всего на один градус. В истории нашей планеты в геологическом измерении в отдельные временные отрезки температура на Земле поднималась до пяти градусов. Поэтому маловероятно, что сегодняшнее потепление может вызвать какие-то катастрофические последствия. Потепление, которое идет последние 50 лет, связано с парниковым эффектом, о котором много говорили еще в СССР. Такой эффект в верхних слоях атмосферы создают два газа – углекислый и метан. Они появляются от работы промышленных предприятий и транспорта, разложения различных органических веществ. В проявлении парникового эффекта есть плюсы и минусы. Плюсы для России в том, что сократится зимний период на Севере, изменится в лучшую сторону богатство и разнообразие фаунистического и флористического состава  окружающей природы. К негативным явлениям относится то, что на Севере путем таяния снегов будет прибывать вода. Таяние вечной мерзлоты может привести к оплыванию почвенного грунта, просадке зданий, магистральных трубопроводов, мостов и промышленных площадок. Повышение температуры может негативно сказаться на водных ресурсах юга России. Последствия – обмеление рек, опустынивание территории, повышение скорости ветров, которые приводят к ветровой эрозии.
– А к чему может привести таяние вечной мерзлоты?
– Водная эрозия, или перенасыщение поверхности почвы талыми водами, обладающими кинетической энергией, смывающей грунты, приводит к тому, что летом на Севере наблюдаются вязкотекущие массы глины. Грунт оттаивает на 2,5–3 метра, эта масса может двигаться, как студень. Вследствие движения талых вод и тающих снегов могут быть смыты пласты почвы в очень больших масштабах. Смыв почвенной поверхности приводит к тому, что внизу открываются вечномерзлые грунты, образовавшиеся после обледенения, которое произошло около миллиона лет назад. В Америке известны случаи, когда вечномерзлые грунты начинали таять – и целые пласты земли уходили в реки, озера, моря. Фактически процесс почвообразования очень длительный и восстановлению практически не подлежит. Поэтому мы можем потерять большие площади земли. По крайней мере, те, которые могли бы освоить люди для проживания и содержания оленьих пастбищ.
– На Таймыре есть случаи ухода почвы?
– Мы наблюдали негативные явления на Севере – в районе освоения  газоконденсатных месторождений. Они происходят в результате антропогенного воздействия, то есть влияния человека на природу. Проезды вездеходов, создание пунктов первичной переработки месторождений нефти и газа, стоки, которые выводятся из участков первичной обработки газа и нефти, очень негативно влияют на первичное состояние грунтов. Изменение физиологического состояния почв приводит к сползанию пластов по берегам рек. Прокладывание дорог по тундре нарушает мохово-лишайниковый слой, который, кстати, формируется тысячелетиями и является губкой между атмосферой и поверхностью земли. Он сохраняет водный баланс, впитывает лишнюю воду в себя, уменьшает скорость течения талых вод. У нас почвы очень плотные и глинистые. Через 1,5–2 метра начинается вечная мерзлота. Она тоже служит буферной зоной, не пропускает воду вниз. Вода застаивается наверху, и, если нет защитного растительного покрова, начинается движение воды. Когда это происходит, потихоньку смывается грунт.
Освоил – убери за собой
– Что могут предпринять ученые, чтобы повлиять на глобальный экологический процесс?
– В тех местах, где проводится освоение нефти, газа и других полезных ископаемых, первозданной картины роста и развития местных представителей флоры – мхов и лишайников – в течение 25 лет не наблюдается. Они не восстанавливаются, они исчезают. На их месте бывают пустоши, образуются быстротекучие колейные ручьи. Мы путем биологической рекультивации решаем вопросы создания искусственных травостоев с помощью посева трав, высадки кустарников и внесения удобрений.  Восстановление нарушенных земель после освоения – одно из главных условий, предъявляемых государством к компаниям, которые ведут разработку месторождений. Здесь такой принцип: пришел, провел разведку, освоил – убери за собой. То же самое и с рекультивацией: нарушил земли – восстанови. С такой просьбой к нам, ученым, обращаются организации, осваивающие месторождения.
– Как вы восстанавливаете тундровые земли?
– Сеем семена злаковых трав. До сих пор ими успешно занимаются в России и за рубежом. Правда, последнее время качество семян оставляет желать лучшего. Селекцией растений в основном занимаются на юге. По нашей 70-й широте ни одна страна селекцией северных трав не занимается: условия очень суровые. Поэтому мы используем семена трав, которые возделываются немного южнее нашей территории. В связи с этим возникает проблема: после посева травы несколько лет приспосабливаются к нашим жестким суровым условиям. В течение трех лет мы ведем наблюдения. Весной подсеваем семена трав и обязательно вносим удобрения. Без удобрений возделывание искусственных культур в условиях тундры нереально.
– Чем удобряете?
– Мы считаем самыми эффективными удобрениями комплексные. К ним относится азофоска. В ней имеются все необходимые для полноценного питания растений макроэлементы – калий, фосфор и азот. В азофоске эти вещества находятся в равных долях в легкоусвояемой форме. Они легко растворяются. Ежегодно мы вносим на гектар посевов до 400–500 кг удобрений. Подкормку желательно вносить в мае, в период таяния снегов. В этот период происходит хорошее корневое поверхностное усвоение удобрений растениями. Они хорошо принимаются. Подкормку разбрасываем вручную, иногда с помощью трактора. При больших площадях посева в работе задействуем вертолет. Сейчас ведутся исследования по применению в целях активизации роста растений пробиотиков – стимуляторов роста с содержанием необходимых микроэлементов.
– Как я понимаю, подкормка не точечная, питательные вещества получают и тундровые растения. Как они реагируют на удобрения?
– Мы наблюдали: там, где мы вносили удобрения на посеянные участки, тундровые растения начинали расти в два раза сильнее. Для них азофоска тоже очень полезна. Элемент азот очень активно используется растениями, и его всегда в тундре не хватает. Калия и фосфора хоть и в труднодоступной форме, но все же достаточно в тундровой почве даже для наших растений. Растения достают эти элементы питания под воздействием микробиологических и биохимических процессов в почве. А вот азота всегда не хватает.
– При недостатке минерального питания из почвы и антропогенном воздействии как выживают тундровые растения?
– Они приобрели такие свойства, которые дают им возможность расти при очень агрессивной почвенной среде. У нас почвы глеевые. В такой почве мало кислорода, она глинистая и бесструктурная, находится в плотном состоянии. К тому же в ней идет образование активных форм алюминия, железа и марганца, которые связывают доступную для растений влагу. Также при образовании  новых соединений агрессивные  формы алюминия, железа и марганца начинают взаимодействовать с теми элементами, которые нужны растениям. Они выделяют яды. Под влиянием этих ядов культурные растения, которые мы используем при посеве, без удобрений погибают быстро. Тундровые растения к этим агрессивным условиям адаптировались. Хотя им тоже нужны удобрения. А вопрос, как тундровые растения могли приспособиться к этой агрессивной среде, остается открытым. В этой области наука ждет своих исследователей.
Продолжение темы – в будущих выпусках “ЗВ”
0

Читайте также в этом номере:

Серьезный разговор (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вопрос устойчивости (Лариса ФЕДИШИНА)
Аргиш в никуда (Андрей СОЛДАКОВ)
Запас прочности (Лариса МИХАЙЛОВА)
Доход по требованию (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Все это поТок-шоу (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Хозяин газона (Валентина ВАЧАЕВА)
Будет здесь трава расти (Ольга ТРУБНИКОВА)
Будет быстрый Интернет (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
В городе талантливых людей (Валентина ВАЧАЕВА)
Большие и уникальные (Лариса ЛИПСКАЯ)
В Норильске случился рок (Андрей СОЛДАКОВ)
Почему не спал Кравец (Лариса ФЕДИШИНА)
Селедки хочется (Андрей СОЛДАКОВ)
Старты под солнцем (Екатерина БАРКОВА)
Урок Норильского (Валентина ВАЧАЕВА)
Пожалуйте на выезд (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Этой ярмарки краски (Лариса ЛИПСКАЯ)
Оперативный запрет (Екатерина БАРКОВА)
Пресекли правонарушения (Екатерина БАРКОВА)
С поправкой на праздник (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск