На хорошее дело деньги найдутся
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
13 февраля 2014 года, 15:08 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Виктор ЦАРЕВ
|
В нашем городе уже реализуются социальные проекты, которые победили в конкурсе “Норильского никеля”. Победители получили от компании гранты в размере от 200 тысяч до 1,2 миллиона рублей. Мы узнали, на что именно пойдут эти деньги и нужна ли городу такая благотворительность.
Конкурс социальных проектов “Nаше будущее – Nаша ответственность” компания “Норильский никель” провела впервые. Примечательно, что это не сугубо корпоративное мероприятие – участвовать в нем могли абсолютно любые организации и учреждения Норильска и Таймыра. Нужны деньги на хорошее дело? Пиши заявку и обоснуй потребность города именно в своем проекте. С помощью конкурса “Норникель” намерен решить две задачи. Во-первых, вовлечь как можно больше жителей региона в создание и развитие благоприятной социальной среды и повышение качества жизни. Во-вторых, способствовать формированию культуры благотворительности и развитию социального партнерства – переходу от шефской помощи к конкурсному распределению ресурсов. Это новая технология, которую “Норильский никель” решил использовать наряду с традиционными благотворительными программами. – У компании большой опыт благотворительной работы, но мы предложили людям новый механизм распределения средств, честный, прозрачный и доступный, – рассказала “ЗВ” директор департамента социальной политики ГМК “Норильский никель” Светлана Ивченко. – Приоритетом теперь будет поддержка социально значимых проектов. Мы хотим, чтобы они были направлены на улучшение жизни, на совокупность малых дел, которые могли бы объединить вокруг себя неравнодушных людей. За рамками ограничений Как уже писал “Заполярный вестник”, конкурс социальных проектов проходил с 1 по 30 сентября 2013 года. Его итоги подвели в октябре. Из 186 проектов, пришедших на конкурс, независимые эксперты из Норильска, Красноярска и Москвы отобрали 62 наиболее качественных. На их реализацию победители получили от компании гранты в размере от 200 тысяч до 1,2 миллиона рублей. Общий фонд конкурса составил 25 миллионов рублей. Уже в декабре деньги были перечислены, и с начала года началось воплощение проектов в жизнь. – При отборе предпочтение отдавали тем из них, которые способны не вариться в собственном соку, а позволяют наладить взаимодействие между разными организациями и людьми, – поясняет Светлана Ивченко. – Например, один из ярких проектов представил реабилитационный центр “Виктория”. Он направлен на поддержку 17 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проект “Виктории” позволит организовать службу “домашнего визитирования” из волонтеров – психологов, дефектологов, логопедов, медработников. По словам Светланы Ивченко, для каждого ребенка разработается индивидуальный комплексный план развития: – В сотрудничестве с медтехникумом и педагогическим колледжем центр “Виктория” набирает волонтеров, которые проходят тренинг и могут заниматься с детьми-инвалидами. Выстраивается целое партнерство, которое работает на обогащение опытом и ресурсами. То есть люди, нуждающиеся в помощи, получают не просто помощь, а интегрируются в общественную систему. Это очень важно. Светлана Ивченко отмечает, что сейчас в социальной сфере есть видимый перекос: люди в силу разных обстоятельств, болезни или малого достатка изолированы от общества. Государство о них как может заботится. Но человеку, следуя известному афоризму, нужна не просто рыба – ему нужна удочка. Людям надо не просто помогать материально, а сделать так, чтобы они смогли раскрыть свой потенциал, изменить свою жизнь, выйти за рамки ограничений. Чтобы безработный нашел работу, а не жил все время на пособие. Чтобы ребенок-инвалид не просто сидел дома, а чем-то занимался. – В каждом отдельном проекте задействован свой небольшой срез общества. Но в совокупности все они дадут тот самый снежный ком, который в целом будет влиять на культуру взаимодействия между людьми и социальную обстановку в регионе, – считает Светлана Ивченко. – Для нас важно наладить партнерские отношения с сообществом на территории, объединить усилия бизнеса, некоммерческих организаций и власти. Стартовый капитал Большинство проектов, победивших в конкурсе, образовательные. Один из них предполагает строительство мини-музея под открытым небом (грант 900 тысяч рублей) в Дудинке. Проект этнопарка долго вынашивали, теперь появилась возможность его реализовать. В этнопарке под открытым небом установят чум-беседку, деревянные скульптуры идолов, скамейки в виде нарт и многое другое, что позволит создать атмосферу быта народов Таймыра. Кроме гранта “Норильского никеля” в строительстве этностойбища помогут городские власти и коммерсанты. В общей сложности для завершения проекта нужна сумма 4–5 миллионов рублей, но стартовый капитал уже есть. Еще один интересный проект предложила общественная организация “Центр милосердия Норильска” – телефон милосердия. Он заработал в конце января. Его номер 400-112. Диспетчерский пункт с компьютером, фиксирующим поток и содержание звонков, открыт при медико-социальном кабинете медицинского учреждения. Операторы и регистраторы телефона милосердия принимают звонки и распределяют их по видам помощи: юридической, психологической и другой. Сюда могут звонить не только нуждающиеся норильчане, но и те, кто готов делами или средствами (вещами, продуктами, перевозками и прочим) поддержать кого-то в трудную минуту. Таких людей на сегодня уже семь человек. А за помощью обратились больше 40. Это пенсионеры, инвалиды, одинокие люди и матери, воспитывающие детей-инвалидов. Им нужна была юридическая и психологическая помощь, помощь в бытовых вопросах, требовались теплые вещи. Любопытный проект разработала норильская общественная организация “Необычные люди” – создание судоавиамодельного клуба. Гимназия №4 представила проект мобильного интерактивного класса “Исследователь”. А Музей истории освоения и развития НПР получил грант на проведение Музейной ночи – 2014. Правильные цели По условиям конкурса эти и все другие проекты должны быть реализованы в течение десяти месяцев, то есть не позднее 15 октября. – Мы вовремя начали старт, все идет по плану, заключены все договоры и перечислены все средства, – комментирует Светлана Ивченко. – С начала года уже стартовали 52 проекта из 62. Несколько позже, ближе к середине реализации, проведем мониторинг, чтобы понять, как идет процесс, все ли хорошо, нет ли каких-то системных проблем. Планируем и ряд обучающих мероприятий. То, что мы проводили семинары при старте, когда шел прием заявок, это правильная практика. Потому что, даже если кто-то не выиграл, он как минимум укрепляет шанс прийти в наш новый конкурс. К слову, в первом семинаре, проведенном осенью прошлого года, участвовали больше ста человек. Тогда своим опытом со слушателями поделились руководители городского благотворительного фонда “Фонд Тольятти” и фонда “Гражданский союз”. Один из советов, который они дали, – не просить у грантодателя максимально возможную сумму, четко обозначать проблему и способы ее решения при написании проекта. На вопрос, как компания намерена оценивать эффективность проектов, Светлана Ивченко отвечает, что есть наработанная методика, которая позволяет оценить действие той или иной программы по истечении даже определенного количества лет: – Есть инструментарий, который мы можем применить. У нас прекрасные специалисты, которые много лет работают в сфере благотворительности и социального проектирования и знают, как оценивать эффект от различных социальных программ. Но для того чтобы получить правильный эффект, надо изначально поставить правильные цели. И, запуская конкурс, вполне можно просчитать ожидаемый результат. Честный механизм Формат конкурса предоставил равные возможности всем участникам. Проекты заявителей оценивали три группы экспертов: местные, представляющие Норильск и Таймырский район, а также эксперты из Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга и эксперты из числа сотрудников компании “Норильский никель”. Это помогло избежать предвзятости. Больше всего победителей оказалось из учреждений образования (40%) и общественных организаций (35%, из них 8% – общины коренных малочисленных народов). Немного меньше проектов у учреждений культуры (15%), органов социальной защиты (4%), спортивных, молодежных и экологических организаций (по 2%). Конкурс социальных проектов “Норильский никель” планирует проводить ежегодно осенью. Так что, если вы давно хотите воплотить в жизнь какую-нибудь социально значимую для Норильска идею, но у вас нет на это средств, – дерзайте и готовьте заявку к следующему конкурсу. О том, как ее подготовить и избежать типичных ошибок, можно будет узнать на специальных семинарах для потенциальных грантополучателей. Информацию о семинарах скоро можно будет найти на сайте www.zf.norilsknickel.ru. Там же можно ознакомиться с положением о конкурсе и найти форму заявки. – Пообщавшись с победителями, я поняла, что конкурс социальных проектов нужен, это востребованно и дает людям новые ориентиры, – подытоживает Светлана Ивченко. – Руководитель одного из проектов мне сказала: “Я не люблю ходить и просить деньги. А здесь все понятно, что нужно сделать, чтобы получить финансирование. Заявку заполнить было несложно”. То есть предложенный нами механизм действительно понятный и честный. В этом году мы хотим расширить направления конкурса. Думаю, уже где-то через месяц будем делать презентации новой благотворительной программы и приступим к ее реализации. |
0 | Твитнуть |