Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Выразить восхищение
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
12 декабря 2013 года, 12:57
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“Ночь перед Рождеством”, премьера которой прошла в Норильской драме в минувшие выходные, задумывалась “зрительским” спектаклем. Постановщики гоголевского шедевра нашли множество способов завладеть вниманием зала. Одна из сильных сторон новой работы театра – сценография, в том числе и костюмы обитателей Диканьки.
– Если бы это было что-то из Куни, я бы не поехала в Норильск, – говорит столичный художник по костюмам Ирина Титоренко. – А Гоголя я очень люблю. Прежде всего за слог и стиль повествования, за жизнелюбие, за буйство красок и кипение страстей.
Когда Бог близко
В норильской афише имя Ирины Титоренко появилось впервые, а в театральных сферах ее давно знают как успешного сценографа. За более чем четверть века художницей оформлены около 80 спектаклей. И не только в России, но и, например, во Франции. Как педагог по сценической речи, она сотрудничала с Петером Штайном в “Орестее”. В свое время была представлена такой знаменитости, как Питер Брук… На норильскую “Ночь перед Рождеством” Ирину  пригласил друг и коллега художник-постановщик спектакля “Ночь перед Рождеством” Андрей Тимошенко.
– Летом в Москву прилетал режиссер Тимур Файрузов. До этого я  не была с ним знакома, а сценограф Андрей Тимошенко уже выпускал спектакли на сцене вашего театра и предложил мне поработать над “Ночью перед Рождеством”. Это было мое второе обращение к украинской теме. До этого в Архангельском театре мы с режиссером Александром Горбанем и Андреем Тимошенко поставили спектакль “За двумя зайцами”, где одну из главных ролей играет Дмитрий Кугач, в прошлом актер Норильского Заполярного театра. Там действие происходит в Киеве, и Украина  показана с известной долей иронии. В “Ночи перед Рождеством”, напротив, хотелось выразить восхищение народным костюмом.
– Что особенного сделано художником по костюмам в норильском спектакле, чего еще не было в других ваших постановках?
– Любое классическое произведение интересно для меня своими пересечениями с сегодняшним днем, с современным взглядом на костюмы. Меньше всего мне хотелось, чтобы у нас получился перевозной этнографический музей. Да и повторить аутентичные костюмы в спектакле невозможно – слишком различны приемы и масштабы их декорирования для жизни и для театра. Но дело не в исторической достоверности, а том, что есть некий мир, живущий натуральной, природной жизнью, – мир Диканьки, когда  Бог близко, когда люди не потеряли ощущения взаимосвязи со своей землей, с Родиной. Петербург же, напротив, хотелось показать как некое место, где жизнь для героя чужеродная,  синтетическая, поэтому использованы “кислотные” цвета и светящиеся объекты. Хотя здесь тоже можно было создать большие исторические платья, надеть на Екатерину парик с буклями, вывести Орлова и прочее…  
Работали профессионалы
– Когда смотришь на сцену, то как-то не верится, что костюмы шили в Норильске.
– В Москве были нарисованы раппорты, там же их отпечатали на ткани, а вся работа по пошиву и декорированию проходила в театре. Я очень благодарна театральным цехам Норильского Заполярного, вложившим в создание костюмов душу.
Основная ткань костюмов  – тафта, есть сукно, шелк, хлопок, искусственный мех. Обувь шили в Рязани.
Много работы было у бутафоров, постижеров. Во взаимодействии с цехами возникла только одна проблема – вовремя доставить материал, а по части профессионализма можно было не беспокоиться.
Мне очень понравилось работать с Тимуром Файрузовым. Ваш суровый климат, как мне показалось, накладывает на людей очень серьезный отпечаток, и человек невольно тоже становится суровым, постоянно готовым к борьбе. Тимур же сохранил какую-то душевную обнаженность, что, как мне кажется, очень важно для режиссера.
– Какая из составляющих постановки Тимура Файрузова кажется вам наиболее сильной?
– Удачны актерские работы. В спектакле прекрасно поют. Поначалу планировалось, что еще одним действующим лицом станет деревенский оркестр, но в итоге по объективным причинам остались баян и барабан. А вообще постановка – это единое целое, которое трудно разбирать на части.
– Вы готовы к продолжению сотрудничества с Норильским Заполярным театром?
– Все будет зависеть от материала и режиссера постановки, от моей занятости. После Норильска у меня запланированы сразу четыре выпуска в московских театрах, в том числе два детских спектакля. Я очень люблю сказки. Правда, в этом году пропускаю елку в храме Христа Спасителя, над которой последние пять лет мы работали в команде с ученицей Юрия Любимова Ренатой Сотириади. В работе спектакль с известными актерами, о котором пока не буду рассказывать. Я не суеверна, но не люблю говорить о том, что еще не случилось.
Черт (арт. Рамиль Кагарманов) в гостях у Солохи (арт. Варвара Бабаянц). Костюмы Ирины Титоренко
0

Читайте также в этом номере:

Чей прогноз точнее (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
“Арена” на финише (Дарья ОМЕЛЬЧЕНКО, Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
По полной программе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Спасать по-арктически (Андрей СОЛДАКОВ)
Морозы говорят и показывают (Лариса МИХАЙЛОВА)
Жизненно важно (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Шуба без селедки (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Куда пропали ящики (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Лошадка превращается… (Лариса МИХАЙЛОВА)
Дело в деталях (Лариса ФЕДИШИНА)
Обогащайся! (Лариса ФЕДИШИНА)
Дебаты вокруг портрета (Марина БУШУЕВА)
Праздник государственного самоуважения (Александр ПЕСТРЯКОВ, заместитель председателя фракции “Единая Россия”, председатель комиссии по городскому хозяйству Норильского совета депутатов)
Добровольный тест (Екатерина БАРКОВА)
Талантам нужна поддержка (Екатерина БАРКОВА)
О чем молчит Земля (Елена ПОПОВА)
Норильская сторона сварки (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Карты в руки (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мозговой штурм от Юрьева (Андрей СОЛДАКОВ)
Снегоходы наступают (Николай ЩИПКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск