Вначале был Голос
ГОРОД – ЭТО МЫ
23 марта 2017 года, 14:22 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
На предфоруме большой зал второго этажа Дворца культуры предоставили Валерии Устиновой, театральному педагогу, доценту Высшей школы экономики, эксперту по коммуникациям в разных сферах. Тема встречи для родителей и педагогов перекликалась с социальным проектом “Эхо небес. Голос как терапия”, которым, помимо всего перечисленного, руководит гостья.
Поблагодарив за вторичное приглашение в Норильск, Валерия Устинова сказала, что темой голоса и его возможностей занимается практически всю жизнь и считает его колоссальным ресурсом для решения всех жизненных задач. Но оказывается, что “язык как орган речи у большого процента наших соотечественников физически зажат”. Причиной этому, по словам эксперта, стала отмена 100 лет назад преподавания в высшей и средней школе России риторики, логики, этики. До 1918 года на уроках словесности пятиклассники читали Гомера и учились проводить сложную противоречивую мысль “через много-много строк”. Чтобы продемонстрировать, каким сложным речевым периодом учили владеть детей в царской гимназии, Валерия Устинова вместе с залом скандировала строчки из “Илиады”: “Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!..” Главным во встрече с норильской аудиторией стало обучение тому, как говорить, чтобы быть услышанным. Многие впервые узнали о теории канадского физиолога Пола Маклина, предложившего рассматривать мозг как матрешечную структуру: – В его структуре отражены все этапы прохождения жизни человека на земле. За базовые инстинкты отвечает “мозг рептилии”. Им мы составляем первое впечатление о человеке. Затем включается “старый мозг млекопитающих”. Как известно, рептилия не узнает хозяина, она воспринимает только тепло, холод, еду. Но млекопитающее уже имеет эмоциональную связь со своим хозяином, домашние животные реагируют на интонацию в голосе человека. То же самое происходит и в межличностном общении. В зависимости от того, как человек разговаривает с нами (особенно это важно для эффекта “первого впечатления”), с какой интонацией, каким тембром, мы относим его к категории “хороший” или “плохой”. Потому что интонация древнее текста. В некоторых ситуациях не так важно, что человек говорит, важнее для нас – как он это говорит. От теории эксперт часто переходила к практике, показывая упражнения, например, с диафрагмой. Они должны реально помочь при выяснении отношений, в публичных выступлениях. Был раскрыт и секрет метода речевой скульптуры, помогающий политикам, президентам крупных компаний и даже большим актерам. Как доказательство того, что голос имеет терапевтическое значение, на встрече звучали фрагменты из аудиокниг, записанных в рамках социального проекта “Эхо небес”. В них и в проекте “Вдумчивое чтение” звучали сертифицированные голоса русских актеров. Диски с записями Валерия Устинова оставила в городе, предложив использовать их на уроках литературы, чтобы после чтения вслух текстов слушать, как те же фразы произносят Борис Плотников, Виктор Вержбицкий, Ольга Остроумова. Эксперт уверена, что до Слова был Голос, вернее, Слово было звучащим. – Глаза могут соврать, голос не врет, – процитировала Валерия Устинова Александра Калягина, с которым работает в театре Et Сetera 16 лет. – Он начинает работу над ролью не с походки или выражения лица. Он ищет правду в голосе. |
0 | Твитнуть |