Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Простор для дизайна
ГОРОД – ЭТО МЫ
23 марта 2017 года, 14:20
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Одна из встреч, прошедших накануне форума социальных технологий “Город – это мы”, была с кандидатом искусствоведения, профессором и завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук знаменитой Строгановки Кириллом ГАВРИЛИНЫМ. Говорили о том, как человек формирует городскую среду, а городская среда – человека.
Кирилл Гаврилин представляет один из старейших вузов страны – Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова, которая имеет почти  200-летнюю историю. Главная специализация Строгановки – дизайн, и в этом у академии довольно много достижений.
– Даже если кто-то впервые слышит название этого вуза, на самом деле очень хорошо с ним знаком, – рассказал Кирилл Гаврилин. – Все много раз видели картины Врубеля, Коровина, все помнят красные звезды, венчающие кремлевские башни, все знают сценографию Большого театра, созданную в первой половине ХХ века Федоровским, айдентику Советского Союза – герб, наградные знаки и так далее, работы художников русского авангарда – Малевича, Кандинского, Родченко. О нас вспоминают, когда спускаются в Московское метро, когда пользуются какими-то современными предметами, ставшими знаковыми и даже культовыми в мире дизайна.
Не надо бла-бла
Кирилл Гаврилин в Норильске не впервые, он уже был спикером клуба-лектория “Обогатительная фабрика” – просветительского проекта медиакомпании “Северный город”. Та лекция была посвящена моде и дизайну в ней. В этот раз темой разговора стал дизайн городской среды. Строгановская академия в числе прочего готовит специалистов в этой области.
– Дизайн – очень важная составляющая нашей жизни, – отмечает  профессор. – Потому что любая вещь, которая нам нравится, которая востребована рынком, должна быть грамотно “упакована”. Измените пропорции предмета, к примеру айфона, нарушьте что-то немного – и это уже будет не тот продукт. То же самое можно интерполировать и на городскую среду.
В начале разговора определились и с терминологией. По мнению Кирилла Гаврилина, значение слова “дизайн” в наши дни девальвировано.
– Слышишь “дизайн”, а звучит как “бла-бла”, – говорит он. – Нейл-дизайн. Поставили вазу с цветком на столик – тоже дизайн. На самом деле, конечно, это не дизайн. Современный дизайн тесно связан с производством, с индустрией, с формированием городской среды. И по сути, он создает ту среду, которая формирует человека: его эстетические вкусы, его поведение, его предпочтения и так далее.
Многие из нас бывали за рубежом и восхищались видами каких-нибудь заштатных провинциальных европейских городов, в том числе индустриальных. Кирилл Гаврилин отмечает: совершенно понятно, что там над городским пространством работают прежде всего архитектор и дизайнер. В последнюю очередь к этому пространству прикасается строитель. В нашей стране все наоборот, поэтому многие наши города выглядят очень уродливо.
Российские власти уже обратили внимание на проблему: с городским пространством должны работать профессионалы.
– Хаоса в городской среде быть не должно, – убежден Кирилл Гаврилин. – Понятно, что городские власти не должны допускать таких вещей. И в крупных городах этот процесс начался. В Москве, например, стали бороться с непрофессиональной и стихийной рекламой. Есть новый городской закон, который регламентирует, и это отдают в руки специалистов. Это лишь одна из граней – нам нужны профессионалы в городском пространстве. Если обратиться к специалисту графического дизайна, он наглядно расскажет и покажет, как работает текст, как работает реклама в городском пространстве, чтобы не делать его безобразным и создавать эстетизированные пространства. А это вполне реально. Ведь всем нравится Трафальгарская площадь с вечерней рекламой – она сделана профессионально.
Другая сторона проблемы, по мнению профессора, – сами горожане, которые больше не могут терпеть неэстетического безобразия на улицах, хотят и пытаются улучшить свой город, бороться с уродливой средой.
В качестве примера он привел индустриальный металлургический город на южном Урале Сатку с населением всего около 50 тысяч человек. Инициативу в отношении обустройства города там проявляют не только городские власти, но и городские сообщества. Таким образом там созрела идея архитектурного фестиваля “Моя Сатка”. Он посвящен обустройству города силами местных сообществ, но для работы над городской средой приглашают волонтеров – звезд урбанистики, архитектуры и дизайна.
0

Читайте также в этом номере:

Векторы развития (Елена ПОПОВА)
Открыты прогрессу (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лучшие “Надежды” (Екатерина БАРКОВА)
Ни капли в землю (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
От идеи к практике (Марина БУШУЕВА)
Договор дороже денег (Вера КАЛАБЕКОВА)
Учись плести сети (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Человек соседу друг (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Сила в бабушках (Марина БУШУЕВА)
Потому что умные (Марина БУШУЕВА)
Вначале был Голос (Валентина ВАЧАЕВА)
Свобода в выборе (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
И этим интересен… (Лариса ФЕДИШИНА)
Фабричный аналитик (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Свадьба (Валеста-Екатерина ПИВОВАРЕНКО)
Северный ресурс (Екатерина БАРКОВА)
В школу можно на лыжах (Екатерина БАРКОВА)
Код для жизни (Екатерина БАРКОВА)
Сделай сам (Екатерина БАРКОВА)
Кроссфит продвигается (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Весенний марафон (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Сочинский заплыв (Анастасия ПАПОНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск