Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Логика плюс творчество
ГОСТЬ "ЗВ"
30 октября 2014 года, 14:12
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В почти 80-летней истории Норильского комбината Ольга ЩЕПИЛОВА – первая женщина заместитель директора Заполярного филиала по экономике.
Папина дочь
– Странно, что в Норильске  очень немногие осведомлены о том, что в городе живут дочери легендарного Александра Горра…
– Когда окружающие узнают, что я дочь Александра Давидовича Горра, как правило, очень удивляются, что не слышали об этом раньше. Я, хоть и очень горжусь тем, что папина дочь, никогда об этом не распространяюсь. Кому надо, те знают. Всю жизнь равняюсь на папу. Даже сейчас, когда его нет, любое действие сверяю с ним.
Родители – самые главные люди в моей жизни. Они нас с сестрой Ирой – мы двойняшки – воспитали, и всем лучшим, что в нас есть, мы обязаны им. Сестра, Ирина Александровна Палкина, тоже живет в Норильске и работает в НТПО. Кстати, многие помнят и маму, которая работала в “Норильскпроекте” заместителем главного бухгалтера. Хотя считается, что расчетчики не бывают добрыми, она, вопреки этому расхожему мнению, была очень человечной и отзывчивой.
– Для вас Александр Горр просто папа, но для всех остальных в течение 17 лет – начальник управления торговли, одно из первых лиц в городе. Вы как-то ощущали на себе его статус?
– Мы с сестрой знали, что папа большой руководитель. Знали, что он очень загружен на работе, но в тоже время постоянно ощущали на себе его заботу. Он так о нас беспокоился, что друзья между собой называли его “папашей Горром”. Дело в том, что у нас был старший брат, который из-за астмы умер в 12 лет. Естественно, что родители очень переживали и за нас…
А должность отца для нас выражалась в том, что мы редко видели его дома: даже в выходные он был на работе или  в командировке. Правда, когда я подросла, мне стало нравиться, что от папы многое в городе зависит. Он всегда был серьезным и очень ответственным, а мама – участливой, разговорчивой, бесконечно доброй, хотя, конечно, тоже ответственной (мы же немцы!). Но папин формат мне был ближе.
– Профессию выбрали с участием родителей?
– Я даже помню, как это было. Мне всегда нравилось наблюдать за тем, как работает папа. На его столе всегда порядок и много ручек. Он их коллекционировал, и эта коллекция сегодня хранится у меня. Однажды, когда папа расписывал почту, а я устроилась рядом на соседнем кресле, он вдруг сказал: “Оля, учиться будешь на экономическую специальность…”  Я к тому времени уже перехотела быть и преподавателем иностранного, и медиком, но об экономике знала мало. В 80-е эта специальность была не так популярна, как сегодня.
Школу я окончила на отлично и поехала учиться на экономиста в Воронежский лесотехнический институт. В Воронеже жила бабушка. Как потом папа объяснил, он хотел, чтобы я наверняка поступила... Возможно, неуверенность в моих силах ему внушил тот факт, что, получив аттестат с отличием, я осталась без золотой медали… Единственная из всего выпуска я шла на медаль, но не получила ее из-за какой-то якобы стилистической погрешности в сочинении. Помню, что папа тогда сказал, что все дело в фамилии, и заплакал…  Он ведь, как и мама, из репрессированных немцев Поволжья. Тогда я первый раз в жизни  видела, как плачет отец…
 
Первые учителя
– Получить распределение в Норильск в 1987-м было не просто…

– У меня был диплом с отличием, и на распределение я пошла первой. Инженеры-экономисты требовались, например, в Питер. Когда я выбрала Норильск, ректор спросил, хорошо ли я подумала. Но я хотела домой. А папа действительно постарался, чтобы было место в Норильск. Я всегда любила и люблю свой город и никогда не жалела, что вернулась сюда.
– Но в планово-экономическое управление комбината вы попали не сразу?
– Сначала меня взяли на работу в планово-экономический отдел завода строительных конструкций и деталей. Первый мой учитель – начальник этого отдела Валентина Алексеевна Толмачева. Очень строгая была женщина, на заводе ее все боялись. Мы сидели рядом, и она курила чуть ли не в лицо мне, но я все прощала. Именно она научила меня работать. Это она твердила: “Если цифра написана тобой, то ее должен суметь прочитать любой человек”. Или: “Если папка стоит там, то она всегда должна находиться на том же месте, чтобы найти ее даже без света...” После отъезда Валентины Алексеевны я возглавила отдел. Потом нас объединили с ЗЖБИ во главе с очень строгим директором Борисом Бикбаевичем Албеговым. Там я стала начальником отдела труда и планирования.
В планово-экономическое управление комбината меня забрал Жак Иосифович Розенберг. Мой муж получал у него в НИИ второе образование и говорит, что лучше преподавателя экономики он себе не представляет. В то время в управлении образовывали отдел сводного бюджетного планирования, которым руководила Лидия Ермиловна Горячева. Сейчас она работает в головном офисе. Ее я считаю еще одним своим учителем. До сих пор. Признаюсь, тогда, в 1997-м,  побаивалась новой структуры. Аркадий Лазаревич Виницкий уговаривал меня перейти к ним в УПСМ... Но судьба распорядилась так, что я осталась в управлении, за что ей очень благодарна. Все эти годы меня окружали и окружают люди, любящие свое дело и стремящиеся делать его качественно. Как заместитель начальника, а потом и начальник отдела подрядных работ вместе с коллегами не один год мы выстраивали систему планирования ремонтных работ, которая до сих пор не утратила своей актуальности.
Потом случилось отраслевое деление, и, несмотря на то что я не металлург и не горняк, руководитель горно-металлургической дирекции Евгений Владимирович Романов пригласил меня на должность своего заместителя по экономике. Когда ТКЦ выполнил то, что должен был, то есть разделил производство по отраслям, нас вновь объединили, и с 1 ноября 2008-го в моей трудовой книжке записано: заместитель директора ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель” по экономике.
Так получилось, что в моем блоке все руководители – женщины. Главный бухгалтер – Марина Владимировна Гордеева. Управление сводного ценообразования возглавляет Ольга Викторовна Шаблий. Начальник планово-экономического управления – Светлана Юрьевна Забедейко. Они для меня больше, чем просто коллеги.
 
Томенко пришел позже
– Вы попали в управление в эпоху акционирования “Норильского никеля”. У экономического руля встали в период очередных структурных изменений в компании. Как мы знаем, перестройки чреваты большим объемом работы, как вы с ним справлялись?

– Помогала система планирования, созданная в свое время Жаком Иосифовичем Розенбергом, и люди, масштабные. То, чего я не знала – гора, обогащение, металлургия, – я узнала от высококлассных специалистов-технологов, таких как Богдан Иванович Кужель, Михаил Наумович Богданов и многих других. Даже профессию для сына выбрала под влиянием этого круга.
– Что касается окружения, в вашем кабинете на Гвардейской до своего губернаторства сидел Лев Кузнецов и будущий директор Заполярного филиала Виктор Томенко…
– С Виктором Петровичем Томенко мы познакомились, когда я была начальником отдела подрядных работ планово-экономического управления. На должность главного бухгалтера его пригласила все та же Лидия Ермиловна Горячева. Мы примерно одного возраста, оба экономисты и всегда понимали друг друга. Недавно ездила в Красноярск на инаугурацию губернатора – как всегда, дружески пообщались. К счастью, у него все хорошо и как председатель правительства он на своем  месте.
Лев Владимирович сидел в кабинете рядом еще до Томенко, он меня помнил и после отъезда из Норильска. Например, при вручении ордена поинтересовался, как мои дела…  
– Коренной норильчанин Виктор Томенко давно работает в Красноярске, а вам не хотелось уехать в другое место?
– Папу сто раз звали в Москву: в Госплан, в Минцветмет, в другие места, а он до конца своей трудовой деятельности оставался в Норильске. Немного поработал на Озере Белом, но это несравнимо с почти 40-летним комбинатским стажем. Меня в свое время пыталась забрать с собой в головной офис Лидия Ермиловна. Из безмерного уважения к ней я даже поехала в Москву, но через месяц вернулась: не смогла расстаться с Норильском.
Я с горечью  думаю, что мне когда-то придется уезжать из города, и еще больше боюсь момента, когда начнут уезжать друзья. Пять лет назад с Норильском простилась моя коллега Галина Викторовна Ерохина, все годы совместной работы поддерживавшая меня. Она перешла вместе со мной к Романову, хотя могла бы остаться на прежнем месте. Конечно, мы созваниваемся, передаем друг другу весточки, но это совсем другое. Когда рядом люди на одной волне с тобой, это очень помогает работать.
Мой папа до конца жизни был связующим звеном для всех своих бывших друзей-соратников. На пенсии, на Озере Белом, он всех обзванивал, а когда его не стало, мне несколько человек признались, что потеряли связь друг с другом.
 
Свой круг
– В доме ваших родителей были когда-нибудь няни, или помощницы по хозяйству, как их сейчас называют?

– Мама всегда со всем справлялась сама и нас с сестрой приучила к порядку. Когда к нам приходили учителя из школы, то удивлялись, что мы живем как все. У нас действительно не было ничего особенного. Помню, когда появились собачьи шубки, отец купил их нам с Ирой, но не разрешал носить какое-то время, чтобы не было лишних разговоров. Также не давал пользоваться служебной машиной.
– Перейдем к вашей собственной семье. Кто командует в вашем доме?
– Муж, Игорь Щепилов. Он руководитель от природы. Как и я, Игорь коренной норильчанин. Я училась в первой, а он в шестой школе, но познакомились мы, когда я вернулась в Норильск из Воронежа. Игорь учился вместе с моей закадычной подругой Наташей Гольдбрейх в Норильском индустриальном институте. Причем, если бы Наташа поступила в институт сразу после школы, мы могли бы и не встретиться… В городе его хорошо знают, сейчас он начальник управления корпоративных проектов ЗФ.
А поженились мы 25 лет назад. В 1991-м родился Саша, которого назвали в честь наших отцов. Мне очень хочется, чтобы Саша, оканчивающий МИСиС, поработал по профилю именно в Норильске. Во-первых, работать у нас очень интересно, а во-вторых, здесь живут очень хорошие люди.
– На что у руководителя вашего уровня хватает времени, кроме работы, разумеется?
– Последние восемь лет три раза в неделю занимаюсь в тренажерном зале, а по средам разбиваем рабочую неделю встречами девичьим коллективом в одном из маленьких городских ресторанов. У меня и моих подруг это самый любимый день недели. А наши мужья это время проводят в бане.
– В отпуске путешествуете?
– Люблю ездить на экскурсии по России и за границу. В этом году с друзьями путешествовали на автомобилях из Москвы в Сочи, отдохнули в “Заполярье”. Этот санаторий я знаю с детства. Правда, жили мы тогда в домиках без удобств и воды.
– А вы водите машину?
– Права есть, но нет необходимости. Муж и сын – прекрасные водители.
 
“В людях не сомневаюсь”
– Сейчас у экономистов горячая пора. Вы решаете, как будет жить Заполярный филиал в 2015 году. Планируются ли какие-то нововведения?

– Заполярный филиал – это устойчивая структура, способная выполнить сложные задачи, а их в 2015-м и в последующие годы предстоит решить немало. Часть этих решений выпадает на следующий год. Речь идет о модернизации и дальнейшем развитии производства, о социальных проектах. Перед Заполярным филиалом все так же стоит задача оптимизации затрат, что для бизнеса нормально, равно как нахождение эффективных решений в технологических процессах. Экономика – это логика плюс творчество. Мы должны предвидеть все и заранее знать, что получится в результате. Однако в любом случае сегодня Заполярный филиал располагает всеми необходимыми ресурсами, в том числе и финансовыми, для успешной реализации тех планов, которые ставит перед нами руководство компании.  
– Глобальность решаемых вами задач означает, что вы всегда знаете, как должно быть?
Я часто сомневаюсь и стараюсь принимать решения вместе с командой. Не сомневаюсь я только в одном – в людях, с которыми  работаю. В их надежности и компетентности.
 

Справка “ЗВ”
Государственные и правительственные награды:

1. Благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ (2007).
2. Медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени (2012).
Награды комбината и компании:
1. Звание “Кадровый работник Заполярного филиала ОАО “ГМК “Норильский никель” (2004).
2. Звание “Ветеран труда Заполярного филиала ОАО “ГМК “Норильский никель” (2008).
3. Почетная грамота ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель” (2009).
4. Почетное звание компании “Норильский никель” “Лучший специалист” (2010).
Прочие награды:
1. Благодарность губернатора Красноярского края (2011).
2. Диплом главы Норильска – победитель конкурса “Признание года – 2011” в номинации “Экономика и финансы” (2011).
С папой, почетным гражданином Таймыра Александром Давидовичем Горром, на Озере Белом
0

Читайте также в этом номере:

Нельзя нам прошлое забыть (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Акценты сохраняются (Виктор ЦАРЕВ)
Чемпионат рабочих профессий (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мир бренда (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
К нам приходят через гирю (Татьяна РЫЧКОВА)
Карты на руки (Елена ПОПОВА)
Игла на выбывание (Елена ПОПОВА)
На первых ролях (Валентина ВАЧАЕВА)
Вход по пригласительным (Татьяна РЫЧКОВА)
На новую дорожку (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Ни вверх, ни вниз (Валентина ВАЧАЕВА)
Диксон вы найти смогли бы? (Лариса ФЕДИШИНА)
Платья эпохи Романовых (Татьяна РЫЧКОВА)
Красота подземная (Елена ПОПОВА)
Нечастая радость (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Школа ремонта (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск