Искусство для нас
СОБЫТИЕ
![]() |
25 октября 2018 года, 15:21 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Экспонирующиеся в Норильске на выставке “Александр Родченко и его круг” живописные и графические композиции, дизайнерские проекты, фотографии, пространственные конструкции и театральные работы, созданные художником-конструктивистом и его коллегами в прошлом веке, сегодня составляют гордость русской культуры. На оборотной стороне каждой из работ множество этикеток с названиями величайших музеев мира, где они побывали, – от Государственной Третьяковской галереи до Нью-Йоркского музея современного искусства и Центра Жоржа Помпиду в Париже.
Куратор выставки “Александр Родченко и его круг. Конструктивный мир. Мечты о пространстве” профессор Строгановской академии Кирилл Гаврилин считает, что норильчанам крупно повезло: чтобы увидеть настоящие шедевры, им не надо ехать ни в Третьяковку, ни в Русский музей, ни в Нью-Йорк: – Какие-то работы мы просто перехватили с международных выставок. “Мы” – это Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова и семья Александра Родченко и Варвары Степановой, без архива которой, по словам куратора, проект не смог бы состояться. Впрочем, все персоналии выставки так или иначе связаны со Строгановской академией. Родченко и Степанова преподавали в ней в 1920-е годы, когда Строгановка именовалась ВХУТЕМАСом-ВХУТЕИНом (Высшие художественно-технические мастерские и Высший художественно-технический институт). Маяковский был сначала ее недоучившимся студентом, а во ВХУТЕМАСовские времена читал студентам лекции о современной поэзии. Школу ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа прошли и репрессированные архитекторы заключенные Норильлага Микаэл Мазманян и Геворк Кочар. Они учились у одного из братьев Весниных, чей портрет есть на выставке. Строгановка считается давним партнером территории, а ее сегодняшний ректор, как выяснилось на открытии, родился в Норильске. Всего в экспозиции на Талнахской, 78, разместилось 230 подлинных (за исключением нескольких реконструкций) произведений одного из основоположников отечественного конструктивизма Александра Родченко, его жены и соратницы Варвары Степановой, его ученика и одного из ректоров Строгановки Захара Быкова, рано умершей художницы Ольги Розановой. Среди авторов, вернее соавторов плакатов и обложек книг, значится даже Владимир Маяковский. – Универсалы, равные художникам эпохи Возрождения, которые одновременно создавали живописные и графические композиции, проектировали города и какие-то бытовые вещи. О масштабах и широте этого поколения вы можете судить по произведениям, показанным в этих залах, – обратился к норильчанам на открытии выставки Кирилл Гаврилин, призвав всех гордиться вкладом России в создание современной индустриальной культуры, архитектуры, дизайна, фотографии, современного искусства. – В каждом зале есть какие-то свои иконы: очень важные вещи, которые сыграли свою роль в становлении культуры, современного искусства, дизайна. Директор МВК “Музей Норильска” Наталья Федянина обратила внимание гостей на серию фотографий норильчанина Александра Александрова в галерейном вестибюле – “В поисках Родченко”. Руководитель ассоциации норильских дизайнеров “Анод” сделал снимки, ставшие, по выражению директора музея, мостиком между сегодняшним днем и наследием мэтра. Для тех норильчан, кто не особенно хорошо знаком с отечественным авангардом, устроители приготовили получасовой телевизионный фильм, объясняющий его смысл. В прекрасно задуманную и исполненную экспозицию включен и один из лучших фильмов всех времен и народов “Человек с киноаппаратом” Дзиги Вертова. Кстати, фотопортреты Родченко также принадлежат ему и подписаны подлинной фамилией: “Д. Кауфман”. В день открытия первую экскурсию по выставке провела правнучка Александра Родченко и Варвары Степановой – Екатерина Лаврентьева. По ее словам, именно Родченко принадлежит заслуга особого отношения к индустриальной красоте: – Когда приходишь на выставку, то всегда возникает вопрос: а для кого творил этот художник? В случае с Родченко ответ очевиден: он творил для нас с вами. Мне кажется, что здесь его наследие чувствует себя очень и очень хорошо. |
0 | Твитнуть |