Туризм становится зеленым
ЭКОЛОГИЯ
25 октября 2018 года, 15:57 Текст: Виктор ЦАРЕВ
|
Норильск и “Норникель” представили на Всероссийском форуме “Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России” инициативы в области экологии, сохранения окружающей среды и создания территории комфортного развития.
В России растет популярность экологического туризма. В 2017 году в национальных парках и заповедниках страны побывало 11 миллионов туристов. Однако в стране существует и немало проблем, которые тормозят развитие отрасли, – это “закрытость” природных территорий, недостатки в законодательстве, отсутствие транспортной и гостиничной инфраструктуры, сформированного туристского продукта и недостаточно активное продвижение. Решить их, отмечают специалисты, можно лишь сообща, когда к вопросу подключаются одновременно государство, природоохранные учреждения, общество и бизнес. Свой опыт представил “Норникель”. В 2013 году компания приняла новую стратегию, направленную на развитие первоклассных активов и создание передовой системы управления инвестициями. За это время “Норникель” смог сделать производство более экологичным, инновации привели к снижению атмосферных выбросов производственных площадок. И как результат Норильск покинул верхние строчки рейтингов самых загрязненных городов мира. В свое время “Норникель” выступил одним из инициаторов создания Экологической хартии Красноярского края, ставшей символом объединения усилий большого бизнеса в области охраны окружающей среды. Компания поддерживает природные заповедники, расположенные в относительной близости от производственных площадок Заполярного филиала (“Заповедники Таймыра”) и Кольской ГМК (“Пасвик”, “Лапландский”). В Забайкалье это заказник “Реликтовые дубы”. Эксперты называют такую деятельность примером успешного взаимодействия природоохранных учреждений и бизнеса. А руководитель Объединенной дирекции заповедников Таймыра Виктор Матасов, выступая на дискуссии “В царстве дикой природы”, отметил прогресс в создании на нашей территории доступной инфраструктуры, и теперь поток туристов увеличивается в геометрической прогрессии. Очень интересная инициатива зародилась в среде волонтеров “Норникеля” – экологический марафон, в который включилось очень большое количество людей. И сразу стало понятно, насколько нам всем небезразлично состояние окружающей среды. В Норильске вообще наблюдается плотное и грамотное взаимодействие бизнеса и власти, считают в “Норникеле”. Это, уверены эксперты, позволит сделать город “зеленым” местом, куда приезжают не только, чтобы заработать. Эффект этой масштабной деятельности усиливается гуманитарными инициативами компании. Такой комплексный подход позволяет экспертам говорить о новых ценностных смыслах, формирующих экологическую культуру жителей регионов. Вероятно, уже в ближайшем будущем на туристическом ландшафте России появится новый кластер, который станет воротами для привлечения туристов со всего мира на Таймыр, на фантастическое плато Путорана. Над этим, в частности, уже сегодня работает Агентство развития Норильска. Его задача – помочь городу преодолеть “островной” менталитет, использовать лучшие практики для создания территории, удобной для жизни. ФАКТЫ Всероссийский форум “Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России”: * организован группой “Интеррос”; * прошел в Сочи, на “Розе Хутор” – в уникальном природно-экологическом кластере; * 300 участников – авторитетные эксперты, представители бизнес-сообщества, политические лидеры. ЦИТАТЫ Олег САФОНОВ, глава “Ростуризма”: – В мире экологический туризм развивается быстрыми темпами. Сегодня он занимает 10 процентов от всех поездок в мире, а их за год было совершено более 1 миллиарда 300 миллионов. В нашей стране экологический туризм с 2014 года подрос на 78 процентов. Но мы видим перспективу. Россия – самая большая страна – 13 процентов территории занимают национальные парки, заповедники, а всего их более 12 тысяч. Основная задача – создание условий для развития экологического туризма. Сергей БАЧИН, генеральный директор курорта “Роза Хутор”: – Особо охраняемые природные территории в России должны быть доступны для ответственного посещения. Как показывает мировой опыт, это оптимальная стратегия для популяризации и поддержания заповедных территорий как общенациональных ценностей. Энрик САЛА, ведущий исследователь National Geographic: – Экологический туризм дает 10 долларов на один вложенный государством для создания инфраструктуры. Если вы убьете волка, то в лучшем случае сможете продать его шкуру, а вот если сфотографируете, покажете туристам и пригласите их в национальный парк, то ваш заработок будет гораздо больше. За последний год национальные парки США посетило 311 миллионов гостей, они принесли 36 миллиардов долларов. Светлана ЮШКОВА, представитель Государственного природного заповедника “Столбы”: – Программы корпоративного волонтерства играют важную роль в создании пространства для развития научно-познавательного туризма на заповедной территории. В частности, одним из самых ярких проектов 2018 года стал экомарафон “ПонесЛось! “. Корпоративные волонтеры “Норникеля” проявили добрую инициативу и создали экологическую тропу. |
0 | Твитнуть |