Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Его стараниями деревня попала в рай”
ЧИТАЕМ СЕВЕР
25 октября 2018 года, 16:22
Текст: Наталия САВОЩИК
Так, улыбаясь, говорят о мастере Никоне Кирьянове сотрудники Пермской государственной художественной галереи, обладающей редчайшей по ценности и обширнейшей по количеству коллекцией храмовой деревянной скульптуры XVII–XX веков.
Наталия САВОЩИК
Редактор “Радио России”, автор и ведущая информационно-публицистических программ.
В Санкт-Петербургской дирекции Всероссийской государственной телерадиокомпании работает с 1993 года.
Член Союза журналистов, номинант высшей журналистской премии Санкт-Петербурга “Золотое перо”, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области радиожурналистики.
 
…Жил в начале ХХ века в маленькой деревушке Габово на севере Пермского края резных дел мастер Никон Кирьянов. Все свое свободное время он посвящал созданию… ангелов. У него была мечта превратить свою деревню в рай. И Никон считал, что чем больше он будет создавать ангелов, тем быстрее это произойдет. Фигура сидящего Спасителя и несколько икон пермских святых из фондов музея будут представлены на выставке “Предчувствие Севера”, которая станет частью межмузейного проекта компании “Норникель” “Освоение Севера. Тысяча лет успеха” и откроется в Пермской художественной галерее в конце ноября.
– Хронологически выставка охватит период с Х века до 1917 года и средствами живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архивных документов расскажет о том, как начиналась христианизация местного населения, о том, когда и как здесь зарождались, а потом получили мощный импульс и стали стремительно развиваться, как сейчас принято говорить, цивилизационные процессы, – рассказывает куратор выставки, президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева.
Выставка будет посвящена людям и их деяниям. Людям, с одной стороны, “вросшим корнями” в уральские камни, с другой стороны, неудержимо и целеустремленно продвигавшимся на север и восток бескрайней Сибири, предчувствуя богатства неизведанных земель. Строгановы и снаряженная ими ставшая успешной экспедиция Ермака. Демидовы и приращение богатства России открытыми железорудными месторождениями. Всеволожские и первое пароходство на Каме.
Кроме этого, Бабиновская дорога, которая была построена 400 лет назад и почти 200 лет оставалась главной транзитной артерией через Уральские горы на восток России, в Сибирь – первая дорога, соединившая Европу с Азией, Сибирский тракт, Транссиб и другие проекты.
Я же предлагаю вам сегодня прочитать несколько страничек увлекательной “книги”, которая называется “пермская деревянная скульптура”.
Ареал распространения деревянной православной скульптуры – практически весь Русский Север: Архангельск, Тотьма, Сольвычегодск, Пермский край. И если смотреть на карту, это некая завершающая точка, где в таком большом количестве была распространена объемная резьба в храме.  Крупные православные центры за Уралом, Тобольск например, не имели такого количества деревянной храмовой скульптуры. Там встречались единичные экземпляры.
Являясь по своей сути искусством восточно-христианским, эта скульптура стала удивительным сплавом, где отчетливо проступают как черты языческой культуры, так и мотивы западноевропейского барокко.
Коллекция Пермской художественной галереи происходит из православных храмов, расположенных в поселениях у реки Колвы: Покчи, Ныроба и Чердыни. Это территория современного Чердынского района, которая в XV – начале XVI века входила в состав Великопермского княжества. Но каким образом они там появились?
Крещение в православие на территории Пермского края началось в конце XVI века. А самые ранние известные ученым скульптурные изображения Спасителя, святых, ангелов, бытовавшие здесь, относятся к концу XVII века.
– Мы не знаем, что происходило в течение столетия, – говорит Евгения Шабурова, исследователь и хранитель деревянной скульптуры музея. – На севере Пермского края, где была распространена деревянная скульптура, в археологической экспедиции я изучала одно из языческих святилищ коми-пермяков. У них не было традиции устанавливать деревянных идолов. Идолами им могли служить шкурки белок, нож, наконечник копья. Ничего не было найдено такого, что могло бы быть идолом, рубленным из дерева, как мы себе это представляем.
Евгения Шабурова считает, что деревянная скульптура проникла сюда, скорее всего, из районов Русского Севера и Центральной России. И пермская культовая скульптура, возникшая через десятки лет после крещения Перми Великой, скорее всего, не была заменой для новообращенных их прежних идолов, а, напротив, служила неким фактором религиозного просвещения.
Более поздние храмовые скульптурные изображения – и их известно большое количество – появляются в Пермском крае благодаря Строгановым, которые исключительное внимание уделяли обучению своих мастеров. Строгановы привозили образцы, с которых потом их резчики создавали свои работы.
Но это уже XIX век. А вот с ранней скульптурой очень много вопросов. Главный – откуда истоки? Откуда в таком количестве скульптура появляется в Чердынском районе, на севере Пермского края, где Строгановых никогда не было? Скорее всего, это влияние Сольвычегодска, древнего купеческого города, у которого были связи с западными странами.
Влияние влиянием, а пермяки вдохновенно создавали свое!
– Если, например, посмотреть на скульптуру Архангельска, то она очень европейская по типам изображения, – подчеркивает Евгения Шабурова. – А в Пермской деревянной скульптуре если и есть европейские заимствования, то они очень переработаны – примитивны. В отличие от архангельской, например, у наших фигур драпировки тканей сделаны более чем лаконично, в прямом смысле слова – топорно. И в этом их существенное отличие.
Как известно, в начале XVIII века Русская православная церковь запретила объемные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало “иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные”. Но искоренить традицию вырезать “богов” из дерева на Русском Севере не удалось. И священники, в том числе уральские, как нам показала история, мирились с присутствием в храме скульптур. К тому же сами лица скульптур, если вглядеться, говорят о глубоком “внутреннем” понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Христа и святых выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество.
Основательно изучать северную деревянную скульптуру российские исследователи начали после 1917 года, когда начались гонения на религию и возникла угроза безвозвратной утраты этих памятников древности. Именно тогда Николай Серебренников, первый директор Пермской художественной галереи, легенда не только этого края, но и всей России, положил начало созданию бесценной ныне коллекции пермской деревянной скульптуры.
0

Читайте также в этом номере:

Искусство для нас (Валентина ВАЧАЕВА)
По предначертанному пути (Валентина ВАЧАЕВА)
Шахтерам будет тепло (Марина БУШУЕВА)
Содружество идей (Виктор ЦАРЕВ)
Решают на доске (Лариса МИХАЙЛОВА)
Серьезные люди (Евгения СТОРОЖКО)
Есть контакт! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не хлебом единым (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вот компания какая! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Письмо из Хогвартса (Марина БУШУЕВА)
Судьба медведя (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
И смех, и креатив (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Как назовем? (Марина БУШУЕВА)
С багажом и без (Виктор ЦАРЕВ)
Центр новой жизни (Лариса ФЕДИШИНА)
План от мастеров (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Снова в школу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ищи свои следы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Минимальный расчет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
К зиме готовы (Виктор ЦАРЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск