Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Честь романа
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
16 августа 2013 года, 13:12
Текст: Юлия КОХ
Найти среди множества издающихся сейчас детективов что-нибудь достойное внимания бывает непросто – велика вероятность наткнуться на очередную летопись бандитских разборок или, не к ночи будь помянут, дамский детектив. Нелегкую проблему выбора помогает решить серия “Лекарство от скуки” издательства “Иностранка”, составители которой вызвались подобрать для российского читателя наиболее достойные образцы жанра. Один из них – роман Донны Леон с интригующим названием “Честь семьи Лоренцони”.
Автор этой книги – американка, переехавшая в солнечную Италию сразу после окончания университета. Фоном для детективных похождений героев стал едва ли не самый известный туристический центр мира – Венеция. И некоторые российские путешественники в своих путевых заметках утверждают, что именно Донне Леон, как никому другому, удалось передать очарование города на воде. Главный герой всех ее произведений комиссар Гвидо Брунетти – полицейский по призванию и сторонник суровой справедливости. Среди величественных палаццо и заболоченных каналов он борется с преступностью, воспитывает двоих детей-подростков и ведет философские споры с любимой женой. В романе “Честь семьи Лоренцони” изрядно подуставшему от жизненных невзгод комиссару приходится расследовать похищение и убийство молодого аристократа. От наследника влиятельного рода остались лишь кучка костей, найденная в поле, и золотое кольцо с фамильным гербом. Чтобы добраться до разгадки, полицейскому придется извлечь на свет все неприглядные тайны благородного семейства.
Прочитав аннотацию к роману, я почему-то решила, что меня ждет изысканный эстетский детектив – фамильные сокровища, описания восхитительных видов Венеции и множество скелетов в антикварных шкафах. Стоит ли говорить, что мои возвышенные мечты вскоре разбились о прозаичный быт итальянца среднего класса, который Донна Леон описала с большим тщанием и вниманием к деталям. Вместо величественных пейзажей нам предлагают пространные рассуждения о политике и морали, которые склонный к рефлексии комиссар способен выдавать в любое время дня и ночи. Он осуждает продажных чиновников, возмущается бессердечностью журналистов, сетует на беспомощность полиции и цитирует древних философов. Гражданская позиция комиссара (и, разумеется, автора) выпирает из сюжета, заслоняя собой персонажей и даже саму детективную составляющую романа. Это усугубляется тем, что никаких особенно оригинальных мыслей Брунетти не высказывает, оставаясь в рамках поднадоевшей “кухонной риторики”. Единственная свежая мысль, которую можно вынести из всех этих монологов, – у итальянцев дела тоже идут не особо хорошо. По крайней мере, шли в 1997 году, когда была написана эта книга.
Дата создания романа также дает ключ к пониманию некоторых особенностей “Чести семьи Лоренцони”. Именно принадлежность к культуре 90-х придает роману налет прошлого, который больше раздражает, чем умиляет. Это не элегантный стиль 30-х и не отвязный рок-н-ролл 60-х – прошло еще слишком мало времени, чтобы последнее десятилетие XX века романтизировалось в общественном сознании. А пока персонажи, разглядывающие модем как восьмое чудо света и собирающие необходимую для следствия информацию по знакомым, выглядят глуповато. По доброй традиции 90-х писательница не упустила случая посокрушаться о дикости пост-советского пространства, где жуткая русская мафия торгует ядерным оружием. “Похоже, русским больше нечем торговать. Да поможет им Бог”.
Детективная интрига не обещает читателю особых сюрпризов, зато неожиданны методы, которые использует в своем расследовании комиссар Брунетти. Вместо того чтобы заняться сопоставлением улик или оценить результаты экспертизы, он бродит по городу и пристает к более или менее знакомым с жертвой людям с вопросами вроде “Каким он был человеком?”. Очевидные зацепки и несоответствия он спокойно игнорирует, чтобы триумфально вспомнить о них в самом конце романа. Зато комиссар регулярно принимает решения на основе своей интуиции, которая, по всей видимости, компенсирует у него полное отсутствие здравого смысла.
Надо сказать, что поклонники Донны Леон, размещающие свои отзывы в Интернете, утверждают, что далеко не все ее детективы настолько беспомощны. Кроме того, “Честь семьи Лоренцони”, без всякого сомнения, является самой слабой книгой издательской серии “Лекарство от скуки”, которую мне довелось прочесть. Похоже, это тот самый случай, когда лекарство хуже самой болезни.
0

Читайте также в этом номере:

Проводы белых ночей (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Хорошо получилось (Андрей СОЛДАКОВ)
Тридцать тонн мастерства (Андрей СОЛДАКОВ)
Вселенная на асфальте (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Дорогу переходят дети (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Те еще ботаники (Лариса Стецевич)
Сильная женщина (Елена ПОПОВА)
Кнутом и пряником (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Я противник жестких мер (Александр ПЕСТРЯКОВ, депутат Норильского горсовета)
Время делать выбор (Екатерина СТЕПАНОВА)
Закон не писан (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Никто и не изымал (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Придется переписывать (Евгения СТОРОЖКО)
Продолжение лета (Екатерина БАРКОВА)
Я вышью крестиком сады (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Кадровый голод (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Без воды не останемся (Оксана СОКОЛОВА)
Получите новый “кошелек” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Контрольная работа (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Один в один… (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Образование по-новому (Екатерина СТЕПАНОВА)
Четвертая жертва (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Опознанный объект (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Живем на дне морском? (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
С претензией (Евгения СТОРОЖКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск