Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Состав преступления
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
11 октября 2013 года, 15:38
Текст: Юлия КОХ
Несколько дней назад на одном из новостных сайтов я прочитала историю о том, как педагога из Удмуртии обвинили в растлении малолетних. Преступление учительницы состояло в том, что она внесла в список рекомендованной к прочтению литературы роман Эмиля Ажара “Вся жизнь впереди”. Пока компетентные органы ведут разбирательство, я решила ознакомиться с самым главным в этом деле документом – самой книгой. К счастью, получившее скандальную известность произведение быстро нашлось на полке библиотеки.
Сразу же нужно уточнить, что Эмиль Ажар – это литературный псевдоним Романа Кацева, больше известного как французский писатель Ромен Гари. Как вы поняли из предыдущего предложения, автор “Всей жизни…” вообще неравнодушен к псевдонимам. Этот хитроумный литературный мистификатор умудрился дважды получить Гонкуровскую премию, хотя правилами это строго запрещается. Свою вторую награду он получил именно за роман “Вся жизнь впереди”, выдав книгу за произведение неизвестного начинающего писателя. История о мальчике, растущем в эмигрантском квартале Бельвилль, не могла остаться без внимания во Франции, стране, которая уже несколько десятков лет думает, что делать с многочисленными переселенцами. Арабы, евреи, беженцы из самых неблагополучных африканских стран варятся в этом грязноватом котле, практически не пересекаясь с благополучным средним классом. Однако Эмиль Ажар (будем для ясности называть его так) заявляет, что даже на самом дне общества может найтись место для нежных чувств.
Герой книги – десятилетний араб по имени Момо. Впрочем, даже в этом мальчик уверен не до конца: о своем возрасте и национальной принадлежности он знает лишь со слов воспитательницы. Мадам Роза, взявшая на себя заботы о Момо, не слишком охотно говорит о его родителях, зато знает, где добыть фальшивую метрику, и не выгоняет на улицу тех ребят, родители которых перестали высылать ей ежемесячные чеки. За разумную плату мадам берет на воспитание детей местных проституток, ведь по французским законам жрицы любви не имеют родительских прав. Для малышей из Бельвилля нет ничего страшнее, чем попасть в “учреждение”, а в таком нелегальном детском доме женщины хотя бы могут навещать их время от времени. Одного Момо никто не навещает, и он в какой-то момент задается вопросом: можно ли всю жизнь прожить без любви? Роман написан от лица мальчика, и по-детски наивные описания парижского дна производят сильное впечатление.
Ребенка окружают те, кого мы привыкли считать отбросами общества, – проститутки и сутенеры, трансвеститы и громилы из уличных банд. Для героя книги, который не понаслышке знает, что значит быть бедным и слабым, занятия его знакомых вполне оправданны: женщины на улице “борются за жизнь”, сутенеры о них заботятся, бандиты сбиваются в стаи, чтобы не бояться враждебного мира… Мораль главного героя рази-тельно отличается от общепринятой, и у него есть на то причины: большинство жителей Бельвилля были к нему по-настоящему добры, особенно когда старая мадам Роза начала понемногу сдавать. История отношений юного араба и пожилой еврейки стала основной сюжетной линией романа – то, что начиналось как коммерческий договор, вскоре превратилось в настоящую семью, где каждый по мере сил заботится друг о друге. Ни разница в религиозных мировоззрениях (а Момо по настоянию воспитательницы изучал Коран), ни кровавая история их враждующих народов не помешала двум напуганным людям как можно крепче уцепиться друг за друга. Впрочем, защитник из мадам Розы вышел не слишком бравый: по утрам Момо просыпается в страхе и бежит проверять, не умерла ли его опекунша от старости. Мальчик отлично понимает: очень скоро ему самому придется заботиться о воспитательнице. И что особенно примечательно – в этой книге при огромном разнообразии неверных и даже преступных путей взрослеющий герой все чаще делает правильный выбор.
Думаю, именно упоминание о представителях презираемых профессий и послужило причиной жалобы на учительницу. В книге нет неприличных сцен, но автор без обиняков объявляет, чем окружающие главного героя женщины зарабатывают на пропитание. Стоит подчеркнуть, что эта тема, так взволновавшая общественность, в романе практически не освещается – герой слишком занят попытками понять окружающую его безумную действительность. Стоит ли читать такую литературу шестиклас-сникам? Может быть, и нет – не каждый ребенок верно воспримет посыл автора (впрочем, кому, как не педагогу, оценить готовность учащихся). Как бы то ни было, непоправимого вреда подростковой психике эта история уж точно не принесет, ведь в конце концов “Вся жизнь впереди” – это книга о доброте, пусть и в несколько непривычных проявлениях.
0

Читайте также в этом номере:

Движение вверх (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Без границ (Валентина ВАЧАЕВА)
Я вышел на подмостки (Елена КОВАЛЕНКО)
Нельзя останавливаться (Надежда СТОЕВА, театральный критик, Санкт-Петербург)
Рецепт его успеха (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Шаги в будущее (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Принцип Маевского (Елена ПОПОВА)
Будем строить! (Марина БУШУЕВА)
Прощай, “Сваля” (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Фасады стоят в лесах (Екатерина СТЕПАНОВА)
Это разные вещи! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Вскрытие покажет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Прорвемся! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Снова стрелки виноваты (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Складской модерн (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Под присмотром (Марина БУШУЕВА)
Верить? Не верить? (Выбор зрителяс Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск