Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Севморпуть” снова в деле
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
20 марта 2014 года, 17:01
Фото: Денис Кожевников
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Руководство “Атомфлота” приняло решение о восстановлении лихтеровоза “Севморпуть” – единственного в мире транспортного судна с атомной энергетической установкой.
Лихтеровоз работал более десяти лет, в том числе на линии Мурманск – Дудинка, прежде чем его назвали экономически неэффективным и в августе 2012 года исключили из Морского регистра, сдав в утиль. Уникальное судно могли просто “распилить на иголки”, как выражаются моряки, если бы не изменившиеся экономические и политические обстоятельства.
Двойное назначение
В последний раз “Севморпуть” заходил в Дудинку в ноябре 2006 года. Можно сказать, судну повезло – оно относительно недолго простояло у причальной стенки на базе в Мурманске в ожидании своей участи, пока светлые головы не спохватились и фактически не вернули его из металлолома. Сейчас лихтеровоз находится в доке судоремонтного завода в Росляково Мурманской области. Предприятие ремонтирует корабли Военно-морского флота в рамках государственного оборонного заказа. Здесь судно прошло процедуру первичного восстановления и покраски, чтобы в  дальнейшем получить полномасштабную реконструкцию на плаву и начать работу.
Лихтеровоз был спроектирован еще в 1978 году в Ленинграде, а построен и спущен на воду в 1988 году в Керчи на судостроительном заводе “Залив”. “Севморпуть” изначально проектировался для северного завоза, но, как многие советские гражданские суда, имел двойное назначение. Атомная энергетическая установка дает лихтеровозу почти неограниченную дальность хода, возможность преодолевать лед толщиной до одного метра и доставлять грузы на необорудованное побережье. К сведению, лихтеровозами называют суда для перевозки груза в специальных герметичных контейнерах (лихтерах), которые можно использовать как баржи.
“Севморпуть” прошел более 300 тысяч морских миль и перевез около 1,5 миллиона тонн грузов, перезагрузив реактор всего один раз. Для сравнения: судам типа СА-15, именовавшимся в свое время “морковками” и работавшим на дудинской линии, пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое  же количество груза, израсходовав при этом почти 100 тысяч тонн топлива. При полной загрузке “Севморпуть” может принять на борт почти 23 тысячи тонн в 74 лихтерах грузоподъемностью по 300 тонн каждый или 1328 стандартных двадцатифутовых контейнеров.
Двойное назначение судна, как и атомных ледоколов типа “Арктика”, заключалось  в том, что при необходимости “Севморпуть” вооружался артиллерийскими установками и зенитными комплексами. Но самое главное, “Севморпуть” без существенного дооборудования мог перевозить войска и боевую технику. Такая конструктивная особенность лихтеровоза оказалась востребована в наши дни в создании Арктической группировки войск и восстановлении военной инфраструктуры на Крайнем Севере.
Сегодня в процессе усиления военного присутствия в Арктике задействован весь атомный ледокольный флот страны. На восстановление базы и аэродрома Темп архипелага Анжу личный состав, инженерная и строительная техника, жилые и технические блоки, специальное оборудование и вооружение доставлялись при помощи ледоколов “Таймыр”, “Вайгач”, “Ямал” и “50 лет Победы”. Гражданские и транспортные суда шли в Арктику в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера “Петр Великий”.
Географическое положение архипелага Анжу является стратегически важным для обеспечения безопасности России на северном направлении. Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяя море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Архипелаг прикрывает собой восточную часть Северного морского пути и позволяет действующей с него авиации контролировать обширную прилегающую зону, расположенную восточнее Таймыра и западнее Чукотки.
На архипелаге в ближайшее время будут размещены пункты береговой и противовоздушной обороны, технической разведки, материального обеспечения, метеорологических исследований, экстренного спасения, обеспечения судоходства, а также контингент охраны объектов. Кроме архипелага Анжу подобные военные базы будут в ближайшее время созданы в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли.
Помимо островных баз вдоль Северного морского пути рассматривается вопрос создания и материковых – в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.
За один рейс
По словам Андрея Фролова, главного редактора журнала “Экспорт вооружения”, возможно, ремонт лихтеровоза “Севморпуть” проводится с перспективой передачи его Военно-морскому флоту. Но как бы то ни было, это единственный в мире ледокол, способный всего за один рейс обеспечить на год продовольствием, одеждой и оборудованием все поселения на Крайнем Севере. Судно может доставлять природные ресурсы с месторождений, грузовые контейнеры, участвовать в восстановлении военных баз, аэродромов и портов в Арктике.
В начале 90-х, когда в Дудинке появился лихтеровоз, морскому порту и Норильскому комбинату пришлась очень кстати возможность разгружать судно на рейде во время весеннего паводка. Лихтеры-баржи с грузом доставляли с “Севморпути” на берег и обратно, не прерывая процесс поставки потребителю продукции комбината в период половодья на Енисее и затопления порта. Эти же способности лихтеровоза стали определяющими при выборе доставщика нефтяного оборудования во Вьетнам и Саудовскую Аравию, куда несколько лет ходил “Севморпуть”. Нефтедобывающую технику доставляли в лихтерах прямо на берег, а оттуда на грузовиках увозили в пустыню.
В планах Министерства морского флота СССР было строительство второго лихтеровоза, близнеца “Севморпути”. Но, как всегда, не хватило средств. К тому же резко уменьшился внутренний грузооборот: в 80-х годах только в районы Крайнего Севера отправляли около двух миллионов тонн грузов народно-хозяйственного назначения, а в конце 90-х – всего 250 тысяч тонн, из которых более половины приходилось на сырье.
Сегодня для создания сети новых баз в Арктике требуется существенное увеличение транспортных возможностей флота. По мнению специалистов, такой уникальный корабль, как “Севморпуть”, подходит для этого как нельзя лучше. Сдать заказчику обновленный лихтеровоз судостроители планируют в 2016 году.
 

Центральный пост управления атомохода
0

Читайте также в этом номере:

Охранять нельзя запретить (Лариса СТРЮЧКОВА, член правления общественной организации “Клуб исследователей Таймыра”)
Строгий контроль (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Герою Игр (Евгения СТОРОЖКО)
Придется отложить (Лариса ФЕДИШИНА)
Пример сотрудничества (Новости от Екатерины Барковой)
Что нам вкручивают (Елена ПОПОВА)
Сверили ориентиры (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Подарено музею (Лариса ФЕДИШИНА)
Влюбленная в жизнь (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Грант-при (Елена ПОПОВА)
Для здоровья норильчан (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Окутанные дымом (Татьяна РЫЧКОВА)
Номер не удался (Екатерина БАРКОВА)
Учиться у лучших (Валентина ВАЧАЕВА)
Дела давно минувших дней (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Шутят все (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск