Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Что нам вкручивают
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
20 марта 2014 года, 16:10
Текст: Елена ПОПОВА
В редакцию позвонила читательница с просьбой рассказать, почему в подъездах норильских домов до сих пор вкручивают “лампочки Ильича”. Об энергосбережении сегодня не говорит только ленивый, тем не менее свет на лестничных площадках домов горит день и ночь, а мы за него платим. Можно ли что-то сделать? “Вестник” попытался разобраться в проблеме
Федеральным законом №261 “Об энергосбережении…” вводится постепенный запрет на лампы накаливания, а именно: с 2011 года невозможно приобрести лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, с 2013 года – мощностью 75 Вт и более, а с 2014-го предполагался отказ от ламп мощностью от 25 Вт. Однако на практике все оказывается куда как сложнее. Обычные лампочки, использующиеся для освещения лестничных площадок и подъездов жилых домов, в нашем городе можно назвать явлением повсеместным. На первый взгляд, придраться к управляющим компаниям сложно – нормативы освещенности лестничных клеток (20 лк, или 60 Вт) не нарушаются. Однако почему вкручивают именно лампы накаливания, а не, к примеру, энергосберегающие светильники? С таким вопросом мы решили обратиться в ООО “Жилищный трест” – организацию, обслуживающую дом №17 по Ленинскому проспекту, где и проживает позвонившая в редакцию читательница.
В приемной управляющей компании дали телефон Виктора Алексеевича, но ни должности, ни фамилии сообщать не стали. Военная тайна? Дозвониться до нужного человека удалось не сразу. Выслушав объяснения, Виктор Алексеевич сразу же расставил все точки над i:
– Не ко мне вопрос.
– А к кому?
– К руководству. Мне что дают, то я и вкручиваю.
– Можно узнать вашу должность?
– Начальник службы “Энергосбыт”.
Снова звоним в приемную. Объясняем: посоветовали обратиться непосредственно к руководителю.
– Григорий Николаевич, главный инженер, – быстро ориентируется секретарь и называет новый номер телефона.
Рассказываем, по какому поводу обратились, главному инженеру.
– А вы сами ответ на этот вопрос не знаете? – обрубает все объяснения собеседник.
Приходится настаивать:
– Но нам нужны компетентные комментарии, которые будут ответом жителям на их вопрос. Журналисты свои домыслы и догадки читателям предлагать не имеют права.
– Разве вы как квартиросъемщик не получаете квитанции об оплате? – не слишком любезно продолжает гнуть свою линию главный инженер. – Все упирается в финансирование. За энергосберегающие лампочки вы заплатите другую сумму, нежели за обычные  приборы освещения. Расценки на услуги нам спускает УЖКХ. Что вы, как всегда, “снизу” начинаете? Звоните экономистам в управление ЖКХ.
Бить или не бить
После такого диалога нетрудно себе представить, как будут разговаривать в управляющей компании (да и будут ли вообще?) с обычным жителем, а не с представителем СМИ. Однако в одном главный инженер “Жилищного треста” прав: стоимость энергосберегающих ламп заметно отличается от стоимости обычных приборов освещения. С другой стороны, и в рассуждениях жильцов логики не отнимешь: срок эксплуатации энергосберегающих светильников дольше, менять их нужно реже, а значит, определенный резон в их использовании все же есть. С этим готовы согласиться и в управлении ЖКХ, куда редакция “Вестника” обратилась за разъяснениями. Там отметили:
– В некоторых домах в городе используют энергосберегающие лампы, а кроме того, большое распространение сейчас получают светодиодные светильники. Они позволяют в три-четыре раза сократить потребление электрической энергии на освещение мест общего пользования, при этом светодиоды не требуют специальной утилизации и имеют срок горения в десятки тысяч часов (десять лет эксплуатации).
Есть только одно “но”: к каждой лампочке сторожа не приставишь. К сожалению, в Норильске немало людей, которые не пройдут мимо не защищенной плафоном и решеткой горящей на площадке лампочки. Дорогостоящие энергосберегающие светильники вызывают соблазн. Поэтому следует принять антивандальные меры по сохранению имущества, оплачиваемого жителями подъезда за свой счет.
– К сожалению, хищения, вандальные действия происходят сплошь и рядом, – отмечают чиновники. – Многие из недавно установленных энергосберегающих светильников в подъездах жилых домов похищены или разбиты.
А это значит, что экономия, которую теоретически мог бы дать отказ от ламп накаливания, на практике вызывает сомнения. Есть и еще один важный момент: отработанные энергосберегающие лампы необходимо утилизировать. Получается, что для управляющей компании это как минимум хлопотно, а для нас с вами, собственников жилья, –  дополнительные расходы. Ведь затраты на освещение мест общего пользования возмещаются жителями многоквартирных домов в составе платы за жилищно-коммунальные услуги. (В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации все виды услуг и работ, в том числе периодичность замены электроламп в местах общего пользования дома, должны быть указаны в договоре управляющей организации с собственником помещений многоквартирного дома.) Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма приобретает право пользования общим имуществом в этом доме, а значит, он также обязан платить за коммунальные услуги, в том числе и за освещение мест общего пользования.  
И днем и ночью
Пока идут разговоры о том, быть лампам накаливания в норильских подъездах или нет, всплывает гораздо более актуальный для нашего города вопрос: почему горит свет в местах общего пользования в светлое время суток? Есть ли какие-то способы решения этой проблемы?
Выкрутив лампочки у себя на этаже или даже полностью во всем подъезде, ощутимой экономии вы все равно не добьетесь. В Жилищном кодексе РФ нет понятия “подъезд”, а есть понятие “многоквартирный дом”, поэтому электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, учитывается по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяется пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, а также Жилищному кодексу РФ (статья 39) оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах должен потребитель.
Так что же делать? Выкручивать лампочки летом во всех подъездах дома? Устанавливать выключатели? Но, как показывает практика, они как мера экономии электроэнергии не слишком эффективны и неудобны. Представьте, что вы входите в подъезд в позднее время и в темноте, на ощупь отыскиваете выключатель. А посторонний человек, который пришел к вам в гости, вообще может не найти кнопку…
Поэтому на сегодня самым эффективным способом энергосбережения признаны датчики движения и шума. Механизм их действия прост: после того как человек вошел в свою квартиру или вышел из подъезда, свет автоматически гаснет. И наоборот. Не требуется размещение кнопок на каждом этаже или по всему коридору. На материке датчики движения и шума получили широкое распространение. В Норильске такое оборудование установлено только в нескольких жилых зданиях района Талнах. А именно: в домах №5/2, 6а, 16 по ул. Енисейской, №17 (первый подъезд), №47 (первый и второй подъезды) по улице Рудной.
Во всех остальных домах залитые солнцем лестничные пролеты продолжают освещаться лампами.  
Проведите энергоаудит!
Большинство управляющих компаний в Норильске предпочитают работать по старинке, что вполне объяснимо: затраты на освещение подъездов дома несут жильцы. При этом согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, поэтому решение по изменению схемы освещения подъезда вышеуказанного дома может быть принято только на общем собрании собственниками помещений дома. В соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ такое собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников помещений дома.
А между тем, по мнению специалистов УЖКХ, добиться согласия жителей дома на переоборудование подъездов или замену системы освещения зачастую невозможно.
– На собрания собственников жилья люди ходить не любят, инициативу к проведению таких собраний никто не проявляет, – высказывают свое мнение чиновники.
По мнению представителей УЖКХ, одним из способов решения проблемы в целом мог бы стать энергоаудит. Чтобы оценить “скрытые” энергосберегающие возможности дома, необходимо провести его обследование с помощью специальной аппаратуры. Он покажет фактическое потребление ресурсов в данном доме и поможет разработать план мероприятий по энергосбережению. По результатам энергоаудита составляется энергетический паспорт дома, на основании которого возможно разработать и осуществить мероприятия по снижению общего потребления энергоносителей, что, в свою очередь, позволит смягчить для населения бремя оплаты коммунальных услуг. Проводит все вышеперечисленные мероприятия управляющая организация либо нанятые ею по договору подряда специалисты. А до тех пор, пока норильчане не станут добиваться более качественного обслуживания со стороны управляющих компаний, придется довольствоваться расплывчатыми формулировками норильских чиновников. Если верить их разъяснениям, то все в нашем городе не так уж плохо: “Управляющие организации оборудуют места общего пользования светильниками, реагирующими на шум и движение, будут устанавливаться светильники с дежурным режимом, применяться оптико-акустические патроны под лампы накаливания, реагирующие на движения. Во многих домах светильники переключены на единую схему с наружным освещением, то есть включаются только в темное время суток. Устанавливаются выключатели…”
Красивая картинка. Только, увы, пока далекая от реальности.
 
По данным экспертов, 35–47% всего объема получаемой в России энергии тратится впустую. При этом основные потери приходятся на сектор ЖКХ, где они достигают 40–70%, тогда как во всем мире нормой считается 7–8%.
 

 

Лампы накаливания горят в норильских подъездах день и ночь
0

Читайте также в этом номере:

Охранять нельзя запретить (Лариса СТРЮЧКОВА, член правления общественной организации “Клуб исследователей Таймыра”)
Строгий контроль (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Герою Игр (Евгения СТОРОЖКО)
Придется отложить (Лариса ФЕДИШИНА)
Пример сотрудничества (Новости от Екатерины Барковой)
Сверили ориентиры (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Подарено музею (Лариса ФЕДИШИНА)
Влюбленная в жизнь (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Грант-при (Елена ПОПОВА)
Для здоровья норильчан (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Окутанные дымом (Татьяна РЫЧКОВА)
Номер не удался (Екатерина БАРКОВА)
Учиться у лучших (Валентина ВАЧАЕВА)
Дела давно минувших дней (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Севморпуть” снова в деле (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Шутят все (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск