Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Рыбное место
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ “ЗВ”
11 сентября 2014 года, 15:52
Фото: Елена АКИМОВА
Текст: Аркадий ВИНИЦКИЙ
Очень хороша хариусовая рыбалка на червя. Но найти в тундре червя – задача значительно сложнее поисков рыбного места.
Бывало, раскапывали выбросы от вездеходных траков на пробитых дорогах и иногда находили червячков. Примерно одного на двадцать метров дороги. Мы их дозировали – по три миллиметра на одну поклевку. Ловилось! В районе города теоретически червей можно было найти на Вальке, на частных огородах. Однако норильские “дачники” категорически против превращения поселка в червивый прииск и разорения поместий.
Со временем я для своего рыбацкого коллектива почти решил эту задачу, попытавшись развести червей в диспетчерской, в горшках с цветами, которые очень любила главный диспетчер. Заселив пару особей, по совету знающих людей я стал поливать эти цветы мясным бульоном, который из доброты душевной выделяла Мария Александровна, заведующая столовой. Думаю, не безвозмездно. Рыбку она любила и наверняка рассчитывала на некое участие в реализуемом проекте.
Черви в задуманном количестве развестись не успели, диспетчеры к моим хлопотам почти привыкли, однако ошибок в руководстве производственным процессом стало больше, да и шофера и другие должностные лица, посещавшие ее по производственным надобностям, потребовали выдачи противогазов, без которых они категорически отказывались заходить в означенное помещение. Жизнь есть жизнь. И я, как главный инженер предприятия, вынужден был остановить эксперимент. Цветы утилизировали, землю завезли новую, горшки простерилизовали с помощью санэпидстанции, диспетчеры потихоньку вернулись к эффективному управлению производством. В общем, все как-то постепенно наладилось. Но вот червей у нашего коллектива так и не было.
В поисках приманки
Одним прекрасным днем в начале северного лета прилетел в Норильск мой институтский друг Боря Болбат. Его пригласили к нам на завод главным технологом. Прилетел он в пятницу рано утром, а уже в полдень нас с Борисом газовики забросили на Факел, а потом и на переход газопровода через реку Хету. Местный трудящийся, дежуривший на переходе, привел нас к реке и показал, где в корнях прибрежных кустов живут черви. Почва была песчаная, кусты сидели некрепко, и, выдернув пару штук, мы набрали полную баночку червей.
Трудящийся вывел нас на газопровод, объяснил, куда идти, благословил, допив преподнесенный нами в честь знакомства подарок, и мы пошли. Идти по газовой трубе диаметром 1200 мм – одно наслаждение. Особенно когда видишь вокруг тундру с ручьями, мшарами, болотцами. Элегантная, неутомительная прогулка! Правда, мы слегка напрягались, когда под ногами, внутри трубы что-то начинало грохотать и дребезжать. Почему-то сразу вспоминалась авария зимы 1978/79 годов, десятки километров газовых труб, разбросанных по тундре. Но идти было легко, даже слишком. Однажды я, размечтавшись, сорвался с такой трубы и метров с шести рухнул в тундру, а рюкзак, полный рыбы, через доли секунды вбил меня, как сваю, еще на десять сантиметров в мои основные семьдесят, которые я, к своему великому счастью, угадал найти в маленьком болотце под трубой, а не в каменистой осыпи.
Пройдя по трубе около получаса, мы увидели под собой небольшой, шириной менее метра, ручей, берега которого густо заросли мелкой ольхой и ивняком. Далее по инструкции нам полагалось пройти вверх по течению ручья около километра – до озера, из которого он вытекал. Спустившись с трубы, мы не утерпели и решили попытать счастья сразу же – в ручье. Из-за кустов с нормальной удочкой до воды было не добраться, поэтому использовали только третье колено, существенно укоротив снасть. Приманки забрасывали поверх кустов.
Борька, который только что приехал с материка и ничего еще об особенностях местной рыбалки на муху не знал, начал ловить на традиционного червя, я же привязал муху. Ни он своего поплавка, ни я своей мухи не могли видеть из-за густого кустарника. Но это и не потребовалось. Мы так и не поняли: успевала приманка долетать до воды или хариусы перехватывали ее уже в воздухе? Удары по удилищу происходили практически в момент заброса. Ручей просто кишел хариусами, кстати, вполне пищевых размеров и веса – граммов по 500.
Озеро мечты
Поймав десятка два рыбин, осознали, что мы можем и не добраться до озера. Свернулись и действительно вскоре вышли к озеру. Картина выглядела так: не очень большое, где-то метров 600 на 200 озеро, из которого и вытекал ручей. Но вытекал он не совсем обычно: метров через десять от истока он разливался в малое озерцо диаметром несколько метров и метровой глубины. Вода была идеальной прозрачности, и зрелище было потрясающее. Головой против течения на разной глубине в озерце стояло штук пятьдесят хариусов. Медленно пошевеливая плавниками, они стояли каждый на своем месте и с достоинством ждали, что же им сейчас обломится.
По большому озеру тут и там периодически расходились круги – хариусы подбирали падающих на воду комаров и мошек. Было начало лета, самое время вылета гнуса. Со временем я понял, что вышли мы на кормовое озеро, куда хариус поднимается на лето кормиться вначале насекомыми, а затем к осени переключаясь на расплодившуюся за лето подводную живность. Причем ведет его в такие места необычайная сила. Впоследствии я встречал ручьи, по которым хариус пробивался вверх по такому мелководью, что его спинной плавник и часть спины вообще водой не покрывались. Причем чем меньше было воды в ручье и чем выше было финальное, скажем так, озеро, тем крупнее была рыба. Не исключаю, что, как и многих других лососевых, вел его вперед еще и инстинкт размножения. Может быть, в этих озерах проходит нерест.
Но вернемся к нашему озерку. Я пустил муху – и тут же хариус, стоявший ближе всех, схватил ее. Мы решили, что ситуация для освоения Борисом ловли на муху идеальная, и привязали ее ему на удочку. Мы перетаскали больше половины рыб, но оставшиеся мух игнорировали. Причем ловилась рыба из верхних ярусов, реально атакуя мух, прямо кидаясь под приличным углом. А нижние стояли спокойно, никак не реагируя на возню, происходившую наверху. Тогда мы решили предложить им червя. Без ажиотажа, с достоинством, они ждали, когда течение поднесет им червя поближе, и, не меняя положения, просто открывали рот и брали червя. Нечто похожее я видел на Хантайских порогах. Ловили на опарыша, которого было полно в бочках с привадой, подготавливаемой местными охотниками к охотничьему сезону на песцов. В прозрачной воде было отлично видно, как хариус всплывал из глубины медленно, без ажиотажа, горизонтально, как подводная лодка, и открывал рот, только поравнявшись с опарышем.
Мы продолжали ловить. Причем, когда мы тащили очередного, остальные невозмутимо стояли на своих местах. Поймали еще с десяток. Остались штук пятнадцать, видимо, самые серьезные. Подпускали червя к самой морде, течение протаскивало его вдоль всей рыбы – и ничего! Стали менять размер насадки: целый, половинка, обрывочек – никакой реакции!
Заело! Решили попробовать вытащить хариуса петлей. Привязали толстую леску, сделали на конце петлю, опустили в воду и стали аккуратно сплавлять к рыбе. Пару раз почти получилось. Однако, как только петля приближалась к хариусу, тот делал плавное движение плавником и… отплывал в сторону. А потом возвращался на прежнее место.
Я все это видел своими глазами. Да, “есть многое на свете, друг Горацио, что неизвестно нашим мудрецам”! Это еще Шекспир подметил.
Свернув процесс рыбалки, мы распотрошили объекты улова, подсолили рыбу, по возможности аккуратно сложив в пакеты. Запалили костерок, вскипятили чайничек, сделали опалишку. Делается она так. Берется несколько ровных сырых веточек, на которые, как на рожон, надевается подсоленная изнутри рыба. Эти веточки под небольшим углом втыкаются в землю рядом с костром, в котором уже нет большого огня, но много углей. Потом они несколько раз поворачиваются к жару. Десять минут – и блюдо готово.
Заметили на берегу почти сгнившую самодельную национальную лодку. Озеро когда-то посещали аборигены! Борис пошел к воде сполоснуть кружки. Через минуту позвал меня. В озерке, где мы устроили переполох, опять величаво стояла стая.
Только мне показалось, что хариуса было намного больше, чем в первый раз.
Сейчас в продаже появились снасти, о которых мы и не мечтали. В первую очередь советую половить хариуса на спиннинг, ультралайтом. Тест до 12, блесенку – вертушку бело-желтую, граммов 10, или длинную узкую белую колебалочку того же веса.
Пальцами чувствуешь каждое движение рыбки. Гарантирую незабываемые ощущения!
За снасть можно не волноваться – в хариусовых местах очень редко можно наткнуться на другого, более крупного хищника. В крайнем случае на вашу снасть при достаточной аккуратности сможете вывести и ленка, который в наших местах более двух килограммов и не встречается. Сам же хариус очень редко выходит за килограмм. Один лишь раз Ивану Ивановичу на Капчуге попался хариус, который в потрошеном виде весил 1,7 килограмма.
 
Продолжение следует
Ловись, рыбка, большая и маленькая, и снова большая
Медитация на заданную тему
0

Читайте также в этом номере:

Работают на результат (Екатерина БАРКОВА)
Всех ждут на участках (Марина БУШУЕВА)
Профилактика уместна (Виктор ЦАРЕВ)
НАДЕЖный выбор (Валентина ВАЧАЕВА)
Деловой интерес (Виктор ЦАРЕВ)
Новый мир (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Компания готова строить (Лариса ФЕДИШИНА)
Крест первооткрывателям (Татьяна РЫЧКОВА)
Наука побеждать (Лариса ФЕДИШИНА)
Каждый голос Таймыра (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Готовимся к труду и обороне (Екатерина БАРКОВА)
Ветераны собрали урожай (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Лето золотое и бронзовое (Екатерина БАРКОВА)
Дудинка встала на лед (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ленин и наука (Александра КАМЫШЕВА)
В расчете на большие смыслы (Валентина ВАЧАЕВА)
Любовь осталась (Лариса ФЕДИШИНА)
Художник нам изобразил (Лариса ФЕДИШИНА)
Это педагогично (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
У Лукоморья двор любимый (Татьяна РЫЧКОВА)
Творить в новых стенах (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск