Приключения чемодана
АВИАСТРАСТИ
23 октября 2014 года, 15:22 Фото: Ольга ИРУК, Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
КТО В ОТВЕТЕ ЗА БАГАЖ
Главный герой этой публикации – дорожный чемодан. Во время авиаперелетов он может зажить своей, отдельной от владельца жизнью. То вдруг улетит в Казахстан, в то время как хозяин приземлился в Норильске. Или окажется вместо Петербурга в Самаре. А бывает, какие-то нехорошие люди вырвут из него с мясом колесо или, заглянув внутрь, что-нибудь изымут. И тогда авиапассажиры, жаждущие справедливости, превращаются в детективов.
Главный герой этой публикации – дорожный чемодан. Во время авиаперелетов он может зажить своей, отдельной от владельца жизнью. То вдруг улетит в Казахстан, в то время как хозяин приземлился в Норильске. Или окажется вместо Петербурга в Самаре. А бывает, какие-то нехорошие люди вырвут из него с мясом колесо или, заглянув внутрь, что-нибудь изымут. И тогда авиапассажиры, жаждущие справедливости, превращаются в детективов.
Любят же наши норильчане возить на материк северную рыбу – багажом. Иногда – с приключениями. Вот недавно в Алыкеле я наблюдала такую картину: в аэропорт, сгибаясь под тяжестью чемоданов, сумок, свертков и сверточков с северной колбасой и рыбой, с трудом вползла одна моя знакомая. Посылки вручили ей друзья и даже совсем неизвестные горожане для передачи своим детям – питерским студентам. И сейчас перед моими глазами стоит печальная спина этой гражданки, направляющейся к кассе платить за чужой перевес из своего кошелька. Впрочем, собственно рыба в тот раз отлично добралась до Северной столицы и была съедена адресатами. Случается и по-другому. Вот рыбная история, присланная в “Заполярный вестник” по электронной почте. Автор письма Максим сообщает: летел из Норильска в Москву, в багаже перевозил “пару хвостов рыбы на гостинец родственникам”. По прилете гостинца в сумке не обнаружил. Где вытащили? В Алыкеле или в Домодедово, предполагает Максим. “Шум поднимать не стал, – пишет он, – просто стало противно: неужели у нас или в Москве такие голодные грузчики? Не могли бы вы это как-то осветить в газете, чтобы другие пассажиры не попались, а может, грузчики эти прочитают – и им станет хотя бы стыдно”. Увы, когда однажды в битком набитом автобусе у меня украли кошелек с чужими деньгами, в советской милиции сказали: “От вас – три свидетеля, от нас – результат”. Неизбежно встанет вопрос: а была ли рыба? Может, ее нечаянно съели норильские родственники? Или домашние животные? У меня был такой случай. Пришла в гости к подруге. Оставила в прихожей сумку с колбасой. Пришла домой – нет колбасы. Я к подруге. Ее собака виновато отводит глаза. …Уже хорошо, что в сумке Максима не оказалось, к примеру, золота. Или бриллиантов. Была рыба свежая – стала … – Летали, знаем, что такое утерянный багаж, – рассказывает свою рыбную историю молодая норильчанка Юлия. – Пять лет назад мама с оказией отправила мне из Норильска в Санкт-Петербург сумку с зимней курткой и сапогами. Туда же положила гостинец – копченую и свежую северную рыбу. Рейс был транзитный, через Москву. Когда самолет благополучно приземлился в аэропорту Пулково, моей сумки среди багажа не оказалось. В представительстве авиакомпании посоветовали оставить свои контакты и ждать. Через три недели с нами связался менеджер авиакомпании и сообщил, что пропажу нашли в аэропорту Самары (!). Была рыба свежая, а стала… Приехав в Пулково, владелица отыскавшейся сумки направилась в зал выдачи багажа и по специфическому зловонию сразу поняла: сумка где-то рядом. Дома постирала и вывесила на морозный балкон сапоги – для проветривания. Не помогло. Реанимация куртки удалась. Чем все закончилось? – Вместе с представителем авиакомпании мы составили акт, я написала заявление, потребовав возместить материальный ущерб в размере 10 тысяч рублей, – рассказывает Юлия. – Мне вновь посоветовали ждать, но сразу предупредили, чтобы на многое я не рассчитывала, поскольку багаж застрахован не был. Авиакомпания в итоге возместила мне всего 2700 рублей. Как говорится, овчинка выделки не стоила. С тех пор продукты я вожу только в ручной клади и багаж страхую. И другим советую. Комфортно, не накладно и без нервотрепки. Увы, авиабагажные истории на этом для нашей читательницы не закончились. Из последнего отпуска она привезла сумку без колес, а ее мама после очередного перелета выкинула чемодан, поскольку у него были выломаны все ручки и крепления. В подобной ситуации другая наша героиня, Ольга, решила бороться за свои права. Из принципа. Дырка вместо колеса Получив багаж в Алыкеле, Ольга и ее муж обнаружили, что одно колесо чемодана вырвано вместе с крепежом. Вместо него зияла большая дырка. К счастью, ничего из вещей не выпало, так как чемодан был упакован пленкой. – Мы счастливчики, потому что багаж все-таки получили, – рассказывает Ольга. – Среди пассажиров нашего рейса были четыре семьи, которые недосчитались сумок и детской коляски. Мы летели из Новосибирска в Норильск, но они, кажется, транзитом из Краснодара. Тут же, в аэропорту, хозяева чемодана по горячим следам составили акт о нанесенном им материальном ущербе. Его подписали грузчик, представители авиакомпании “Таймыр” и аэропорта. Поскольку ценность багажной емкости определяется чемодано-килограммами (600 рублей за 1 кг), Ольге предложили взвесить одноногого страдальца, для чего нужно было вытащить оттуда личные вещи. На это владельцы не согласились: и без того маршрутка с другими пассажирами уже поджидала их 40 минут. Да и чемодан весом не более двух килограммов был куплен недавно, в 2013 году, за 5,5 тысячи. Предложение получить 1200 рублей, положенных по закону, владельцам показалось обидным. – За 1200 я смогу купить другой? – спрашивает Ольга и перечисляет, какие шаги по восстановлению справедливости предприняла, приехав в Норильск. Во-первых, написала в авиакомпанию заявление-претензию с просьбой оплатить стоимость искалеченного чемодана. С учетом того что он был в эксплуатации, цену назначила 3,5 тысячи. – Потом отвезла в наше представительство авиакомпании письма, билеты и “сканы”. Все это переправили в Москву. Из Москвы мне прислали ответ из юротдела: просим подтвердить стоимость чемодана и предъявить справку из мастерской, что он ремонту не подлежит. Мы не поленились, сходили в магазин и мастерскую, взяли эти справки, в банке – реквизиты счета, на который можно перевести деньги. Мне пришлось побегать, но я не жалею. Если у кого-то такая же история, не надо бояться. Когда мы прочитали весь список, у нас тоже волосы на голове дыбом встали, а на самом деле все сделали за один день, в общей сложности потратили час-полтора. Сейчас Ольга ждет результата. Говорит, интересно, чем дело закончится. Привет из Казахстана! Дорожная сумка нашей очередной героини, Надежды, вместо Норильска вдруг решила отправиться за границу, в Казахстан. Владелица узнала об этом, проведя собственное расследование длиной в 25 дней. Все начиналось просто: с 31 августа на 1 сентября Надежда летела из Сочи в Норильск “Уральскими авиалиниями” – транзитом через Екатеринбург. В Алыкеле обнаружила: сумки нет. Сразу же написала заявление о неприбытии багажа. Услышала обнадеживающее: “Через сутки найдется, мы вам сообщим”. Отправилась домой ждать обещанного звонка. Не дождалась. Села на телефон. В течение пяти дней звонила в Алыкель, в камере хранения отвечали: “Никаких новостей”. Выяснила: в Норильске нет агента по розыску багажа, как в больших городах. Запросы в аэропорты других городов могут отправлять только сотрудники нашего аэропорта. А запросы эти почему-то не всегда доходят до адресатов. Из Сочи пришло сообщение, что у них нет разыскиваемого багажа. Екатеринбург не откликнулся, с самой владелицей пропажи разговаривать отказался. Связаться с представителем авиакомпании, чтобы узнать что-нибудь о сумке, удалось с большим трудом, после многочисленных попыток. – Потом нам посоветовали звонить в крупные города: Москву, Петербург, – рассказывает она. – Сказали, что чаще всего пропавший багаж возвращается туда. И вот спустя 25 дней моя сумка просто чудом нашлась в Москве, в аэропорту Внуково (!). Причем сначала женщина в камере хранения посмотрела по журналам-описям: нет такой. Но потом вспомнила: “Давно хранится у нас одна сумочка. Из-за границы пришла – из Казахстана”. И они по описи содержимого определили, что это моя. На следующий же день первым рейсом сумка-путешественница прибыла в Норильск. Ехать за ней в порт пришлось самим владельцам. Все вещи были на месте, варенье после дополнительного кипячения было признано годным к употреблению. Бирочка не помешает Что, если бы сумка не нашлась? Надежда выяснила, что и здесь стандартный тариф возмещения убытков – 600 рублей за один потерянный килограмм. – Поскольку мой багаж был застрахован, мне бы вернули не положенные 12 тысяч, а 20, но мои вещи стоили дороже. Я узнала на будущее, что, если везешь что-то дорогое, можно отправлять багаж с объявленной ценностью и описью. Или можно составить претензию в авиакомпанию, подтвердить стоимость содержимого чеками и получить компенсацию через суд. А если вы пассажиры “Трансаэро” и S7, подключенных к международной системе розыска багажа Word Tracer, то там по багажной бирке “пробьют”, где ваши потерянные вещи. Во время заграничных путешествий принято прикреплять на чемоданы такие бирки – с фамилией, телефоном и электронной почтой владельца, говорит Надежда. Наверное, стоит проявить инициативу и делать то же самое в России. Будет дополнительная страховка в случае пропажи. Часто ли теряется багаж? Часто. Вот, например, недавно в Норильске в связи с неприлетом багажа с костюмами был перенесен дополнительный концерт ирландского танцевального шоу Dance of Desire. Чемоданы артистов забыли перегрузить из одного самолета в другой при транзитном перелете. В Интернете можно прочитать список топ-десятки авиарастеряш (все перечисленные компании – иностранные). Судя по этим данным, 10–20 пассажиров из тысячи сталкиваются с проблемой пропажи и поисков багажа. Так что мы со своими проблемами не одиноки в этом мире. …В больших аэропортах, где садятся и поднимаются в воздух сотни самолетов, багаж выгружают очень быстро. Пассажирам не приходится долго ждать. Дырка в чемодане, путешествие рыбы в Самару и варенья в Казахстан позволяют представить, в каком темпе работают грузчики. Час расплаты 1. За багаж с объявленной ценностью и описью содержимого обязаны выплатить полную заявленную вами сумму. 2. Компенсация за полностью утраченный багаж без объявленной ценности составляет 20 долларов за 1 кг веса (вес определяется по багажному талону, который прикрепляют на авиабилет). 3. Если чемодан по каким-либо причинам не был взвешен, то его вес оценивается в 35 кг. 4. Компенсация также выплачивается и за утерянную не по вашей вине ручную кладь, но расценки тут другие и узнавать их нужно дополнительно. 5. Не компенсируются документы и ценные бумаги, деньги, лекарства, ключи, антиквариат, драгоценности и изделия из драгоценных металлов, хрупкие вещи, в том числе бутылки с напитками и прочими жидкостями, предметы искусства, а также любая видео-, аудио-, фотоаппаратура, мобильные телефоны и прочие электронные приборы, если они были в багаже. По правилам авиаперевозчиков все подобные вещи нужно везти только в ручной клади. |
0 | Твитнуть |