Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Норильску нужен особый статус
Подробности
18 июля 2013 года, 13:54
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА
На следующей неделе в Норильске пройдет съезд городов Заполярья и Крайнего Севера. Одна из тем заседания, в котором примут участие руководители более 30 муниципальных образований, – закон об Арктической зоне. Северяне надеются, что его принятие позволит решить ряд серьезных проблем территории и поможет регулировать миграционные потоки.
Экономика и безопасность
Главной задачей власти является создание комфортных условий проживания в Норильске, подчеркивает глава города Олег Курилов. Это понятие включает вопросы обеспечения горожан жильем, школами, детскими садами, вопросы образования, спортивного развития и здравоохранения, развитие дорожной, коммунальной инфраструктуры, строительство жилья,  поддержание жилищного фонда и так далее.
Правда, муниципалитеты сейчас находятся в достаточно сложном положении. Полномочия, которые делегируются Федерацией или краем, зачастую не подкреплены финансово. На этом фоне нерегулируемые миграционные потоки чреваты для Норильска дополнительными необеспеченными расходами.
– Все услуги, которые граждане здесь получают, гораздо дороже для бюджета по сравнению с другими регионами страны, – объясняет Олег Курилов. – И когда к нам приезжают люди исключительно с целью воспользоваться действующими мерами соцподдержки, то для Норильска это становится проблемой. Наш город должен принимать рабочие руки, силу, которая способна работать на всю страну. А люди приезжают и не могут найти себе применение. Низкоквалифицированная рабочая сила Норильску сегодня не нужна. Необходимы высококлассные специалисты как на комбинате, так и в муниципалитете – врачи, учителя, воспитатели детских садов, строители, инженеры…
В итоге невостребованный мигрант идет работать куда придется. Хорошо, если ему это вообще удается и он начинает платить налоги. А если нет? Тогда нагрузка на муниципалитет существенно возрастает.
– Если приехавшие сюда люди не зарабатывают для Норильска, тогда бюджет попросту тратит на них свои деньги. То есть с экономической точки зрения они для города невыгодны.
Решить проблему мог бы возврат Норильска к пограничному режиму. Это позволит, во-первых, повысить безопасность территории. Во-вторых, уменьшит нагрузку на бюджет. По словам главы города, сейчас идет работа над тем, чтобы включить Норильск в пограничную зону. Удастся ли это сделать? Пока сложно сказать, но вопросом, как подчеркивает Олег Курилов, власти занимаются.
Новые возможности могут появиться с принятием закона об Арктический зоне. С докладом на эту тему на съезде выступит глава Норильска. Город озвучит свои предложения в проект документа. Касаются они в первую очередь установления пограничного режима на территории Арктической зоны. Северные границы России проходят вдоль малозаселенного побережья. Если стоит задача укрепить границу и развивать северные территории, необходимо расширить пограничную зону на юг, что позволит регулировать процесс миграции. Это полномочия государства, потому как речь идет о стратегических вопросах безопасности и экономической целесообразности.
Денег много не бывает
Проблему распределения средств между бюджетами всех уровней также планируют обсудить участники съезда. Для Норильска это непростой вопрос: город заинтересован в том, чтобы ему, как одному из главных участников в формировании краевого бюджета, возвращалось больше денег.
– В чем заключается проблема? Передача государственных полномочий не всегда подкрепляется финансированием, – объясняет Олег Курилов. – Мы должны предоставить гражданам определенные услуги, которые нам делегировало государство или край, а финансирования на эти цели у нас недостаточно. Соответственно, на местный бюджет ложится дополнительная нагрузка.
Действующее законодательство поставило муниципалитеты в жесткие рамки. Прежде на решение ряда вопросов город тратил собственные средства. Теперь деньги предоставляет край либо Федерация по целевым программам. Потратить их можно только на определенные направления. Сложилась непростая для Норильска ситуация: деньги город зарабатывает, а куда их потратить, решает кто-то другой.
Вопрос усугубляется тем, что многие программы, особенно федеральные, запускаются без учета особенностей той или иной территории. А это необходимо, когда речь идет о Севере.
Таким образом, обозначились две важные темы, которые обсудят участники съезда. Первое – конкретизация полномочий, второе – перераспределение налоговых поступлений. Сложившаяся сегодня ситуация невыгодна Норильску. Если бы налоги распределялись как лет десять назад, то для городского бюджета это означало бы дополнительно плюсом 3,5 миллиарда рублей, подчеркивает глава Норильска.
Сегодня бюджет Норильска формируется следующим образом. На территорию возвращается 10% налога на прибыль (для сравнения: в 2003 году – 50%, в пять раз больше), 20% – от НДФЛ (в 2003 году – 50%), плюс край может дать еще 10%, и то при благоприятной финансовой ситуации. Все. В такой же пропорции получают деньги и другие муниципалитеты. Больше краевой центр дать не может, хотя там понимают, что Норильску требуется дополнительное финансирование, особенно когда падают цены на металлы.
Полномочия на места
Региональная власть понимает сложившуюся ситуацию, но полномочий для принятия отдельных решений по своим северным территориям у субъекта нет. Хотя необходимость очевидна.
Красноярский край занимает огромную территорию с разнообразными климатическими условиями, уровнем жизни населения. Поэтому ситуация, в которой к северным регионам нет особого подхода, сдерживает наше развитие. Крайне важно, чтобы регион получил больше полномочий для самостоятельного принятия решений. Для этого, отмечает Олег Курилов, нужно менять федеральный закон, Налоговый кодекс, в целом межбюджетные отношения.
– Без края мы не выживем, потому что все основные решения принимаются именно на уровне субъекта Федерации. Но линейка полномочий у него должна быть шире, – уверен глава города. – По сути, мы говорим о необходимости уравнять баланс. Тогда и муниципалитет получит больше возможностей для решения своих проблем. Сможет направлять деньги на то, что для города актуально в данный момент.
Есть основания полагать, что в ближайшие два-три года межбюджетные отношения изменятся. Не исключено, что подвижки начнутся уже в 2014 году. По словам Олега Курилова, эта тема сейчас обсуждается на самом высоком уровне. Муниципальные образования, особенно те, которые являются донорами, заинтересованы в распределении полномочий и увеличении собственных доходов. Наращивание собственных доходов позволит муниципалитетам решать вопросы местного значения максимально эффективно и оперативно.
0

Читайте также в этом номере:

Долг платежом страшен (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Инвестиции в здоровье (Валентина ВАЧАЕВА)
Всё – в дело (Лариса ФЕДИШИНА)
Готовы инвестировать в идеи (Михаил КИСЕЛЕВ, руководитель заполярного филиала Красноярского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса:)
Вода второго сорта (Марина БУШУЕВА)
Cто лет на медном (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Маломерная стихия (Екатерина БАРКОВА)
Успеть за 60 часов (Юлия КОСТИКОВА)
Пожалуйте на выезд (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Конкурс для профи (Андрей СОЛДАКОВ)
Пронников моя фамилия… (Лариса ФЕДИШИНА)
Под прикрытием (Юлия КОСТИКОВА)
Год сбывающихся надежд (Лариса ФЕДИШИНА)
Революционный проект (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Пока на плане (Андрей СОЛДАКОВ)
Не машина, а мусор (Андрей СОЛДАКОВ)
Закатают в асфальт (Андрей СОЛДАКОВ)
Найти, куда пойти (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск