Маломерная стихия
Актуально
22 июля 2013 года, 16:38 Текст: Екатерина БАРКОВА
|
Будущие норильские судоводители начали сдавать экзамены на права. Экзаменационная пора длится весь период навигации. Поскольку он составляет всего три месяца, а документы на получение прав готовятся в крае, у норильчан нет времени на раскачку. “ЗВ” побывал на первом в этом сезоне экзамене и узнал об особенностях норильского судоходства.
Последние три года занятия проводят в Норильске при содействии дудинского Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Инициатором такого сотрудничества стало норильское общество охотников. – В Норильске долгое время никто не обучал судоводителей. К нам систематически обращались охотники с просьбой каким-нибудь образом организовать обучение. На Таймыре единственная организация, у которой есть лицензия на обучение водителей маломерных судов, – дудинский ДОСААФ. Мы вышли с инициативой, ее в столице Таймыра одобрили. Сначала на обучение мы туда ездили, позже стали их представителями в Норильске, – рассказал “ЗВ” старший егерь норильского общества охотников Александр Манжуров. – Курс обучения дистанционный, он рассчитан на один месяц. Однако норильчане могут заниматься хоть всю зиму. Будущим судоводителям мы даем всю информацию, предоставляем литературу, при необходимости проводим занятия. С начала навигации в Дудинке специальная комиссия, в которую входят представители ДОСААФ, принимает экзамены. После этого слушатели получают свидетельства об окончании обучения по курсу подготовки судоводителей и с документами уже приходят в государственную инспекцию маломерных судов. “Плавающим” – незачет У кабинета аттестационной комиссии норильского инспекторского участка Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) выстроилась очередь из десяти будущих судоводителей. Через час это количество утраивается. Экзамены принимают раз в неделю – по пятницам. Списка экзаменуемых у комиссии нет, все в порядке очереди. Процесс сдачи экзаменов почти такой же, как и в Госавтоинспекции. Будущий водитель заходит в кабинет и передает комиссии все необходимые документы. Среди них – свидетельство об окончании обучения по курсу подготовки судоводителей. Затем экзаменуемый садится за компьютер и отвечает на вопросы электронных билетов. Количество вопросов зависит от категории: на внутренние пути (ВП) – 8, на внутренние водные пути (ВВП) – 10, морские пути (МП) – 14 вопросов. Для путешествий по норильским водоемам достаточно категории ВП. Содержание экзаменационных билетов прописано в единой всероссийской программе для ГИМС. На каждый предлагается четыре варианта ответа. В одном из заданий по фото судна нужно определить название его основных составных частей. В другом – назвать, какое административное наказание предусмотрено за нарушение правил обеспечения безопасности при перевозке пассажиров. Получить зачет можно в том случае, если допущено не более двух ошибок. Если их больше, программа автоматически ставит незачет. Пересдать экзамен можно через семь дней. Такие же правила действуют и в отношении тех, кто решил сдавать экзамены после самоподготовки и, соответственно, не имеют документа о прохождении курса подготовки водителя маломерного судна. Условия для допуска к экзаменам для них смягчились в этом году. – Весной вступил в силу новый административный регламент. Если раньше обязательным документом для допуска к экзамену было свидетельство об окончании курсов по подготовке судоводителей, то теперь это необязательно. Можно проходить испытания и с самоподготовкой, – говорит руководитель норильского инспекторского участка ГИМС Вячеслав Кисиленко. – Желающий сдать на права после самоподготовки приходит в ГИМС и пишет заявление, я пишу представление на данного человека и отправляю в край. Первые подобные документы мы уже отправили в Красноярск. На днях должны прийти ответы. Мы только начали работать по новой схеме. Практика в лодке Спустя несколько часов из 29 человек зачет получили только 14. – Я получил зачет. Не волновался, читал, учил, – рассказывает “ЗВ” Алексей Рязанов. – Надоело за 21 год пешком ходить по тундре, решил перемещаться по воде. У друга купил лодку. Пробовал водить, так что практическое занятие было. Теперь свои навыки осталось продемонстрировать на практической части экзамена ГИМС. Получившие зачет по теории отправились на практику. Она проходила на реке Норильской. Будущие судоводители демонстрировали навыки вождения лодки. Все данные комиссия отмечала в личных карточках судоводителей. По итогам первого экзаменационного дня через некоторое время судоводительские права получат 14 человек. Они пополнят список из трех тысяч норильских водителей маломерных судов. Большие планы В норильской ГИМС отмечают, что количество судов и судовладельцев в Норильске ежегодно растет. И какими бы они законопослушными ни были, число правонарушений на воде не уменьшается. По анализу нескольких лет наиболее частые нарушения – это незарегистрированные лодки, отсутствие на борту документов на судно или водительского удостоверения, а также несвоевременное прохождение техосмотра. Кстати, по новому административному регламенту в отношении техосмотра тоже действуют новые правила: с этого года его нужно проходить раз в пять лет, а не каждый год, как было раньше. Нововведения появились и в сфере регистрации судов. – Начал действие федеральный закон, который уточнил понятие маломерного судна. Это судно до 20 метров длиной и вместимостью до 12 человек без учета экипажа. Закон вносит поправки, что не подлежат регистрации суда массой до 200 кг даже с установленным двигателем до 10 лошадиных сил, – пояснил “ЗВ” Вячеслав Кисиленко. – Теперь 200 с лишним судов регистрации уже не подлежат. На эту тему мы будем общаться с судоводителями, чтобы они свои лодки снимали с учета. Помимо нововведений в работе и вступления в силу федерального закона норильская ГИМС готовится к глобальным изменениям. Первые произойдут через неделю. – С августа в норильской ГИМС расширяется штат сотрудников. Добавятся инспектор и техник, также создается патрульная группа из двух человек, – говорит главный инспектор норильского маломерного флота. – Если мы раньше выходили на воду только по выходным, то теперь патрульная группа будет работать постоянно, каждый день контролировать все водные объекты. К этому времени, возможно, ГИМС получит новый водомет. Пока в нашем распоряжении одна лодка Master 500 с двигателем “Меркурий-60”. Сейчас решается вопрос организации штрафплощадки. Возможно также, что в следующем году начнется строительство здания ГИМС на берегу Норилки. Есть типовой проект строительства подобных зданий, его используют в других регионах России. Строительство здания норильской инспекции маломерных судов будет финансироваться по федеральной программе, которая рассчитана на то, чтобы все участки ГИМС привести в надлежащий вид. |
0 | Твитнуть |