Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
09:15 Актер Норильской драмы стал героем документального кино
19:05 Стратегию развития самого северного вуза представили в Норильске
15:10 Три норильские НКО получили президентские гранты
15:10 На рудниках Заполярного филиала завершается обновление вагонного парка
15:05 Рудники «Норникеля» переходят на эффективные электровозы компании Ferrit
Все новости
Не детские игры
Мир новых возможностей
4 февраля 2016 года, 13:54
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Второй год в Норильске проходит городской образовательный фестиваль “Это наш город”.  В течение четырех дней старшеклассники изучали социальные проблемы территории и продумывали идеи для их решения.
На открытии фестиваля не раз говорилось: нынешние школьники – это те, кто, возможно, через несколько лет займет ключевые позиции в городе и на производстве.
– Поэтому очень важно формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию. Дети должны понимать, что и от них в том числе зависит решение проблем в различных сферах городской жизни. Хочется, чтобы им было не все равно, – объяснила заместитель начальника управления благотворительных программ Заполярного филиала Наталья Дунаева.
Как и в прошлом году, фестиваль стал одним из этапов проекта “Школа городских компетенций”, реализуемого в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей” компанией “Норильский никель” совместно с комитетом гражданских инициатив Фонда Кудрина. Как отметили организаторы, первый опыт оказался успешным. В частности, по его результатам в конкурсе социальных проектов, который уже не первый год проводит компания, специально для старшеклассников была разработана новая номинация “New Полюс”. Поэтому в этот раз решено было сделать акцент на обучении детей социальному проектированию. Юным норильчанам и дудинцам в игровой форме объясняли, как пишется заявка на грантовый конкурс. Как формулировать цели, задачи и формировать команды. Как реализовывать проект. Где и каким образом искать партнеров. После Норильска фестиваль с той же целью отправится в Мончегорск, а потом и в Заполярный.
– Мы хотим, чтобы в сентябре, когда будет объявлен следующий конкурс социальных проектов, старшеклассники смогли подать грамотно подготовленную заявку, хочется, чтобы у них было желание менять мир вокруг к лучшему. Ресурс для реализации детских идей есть – сумма гранта от компании “Норильский никель” 100 тысяч рублей, – объяснила Наталья Дунаева.
Что могут дети
Популярность фестиваля набирает обороты. В прошлом году на предложение о сотрудничестве с проектом откликнулись 13 общеобразовательных учреждений города, в этот раз их число увеличилось до 40. Причем среди 250 участников фестиваля оказались ребята не только из Норильска, но даже из Дудинки. Каждая из 16 сборных команд формировалась из учащихся нескольких школ.
– В прошлом году мы постарались показать ребятам особенности Норильска, компании. Они посетили различные предприятия, социальные объекты города. И попытались увидеть, каким все будет лет через 20–25… В этом году мы немного сместили акценты. Фестиваль посвящен тому, чтобы дети могли увидеть свою роль в возможных изменениях городской среды, – обозначил особенности нынешнего мероприятия доктор педагогических наук профессор Александр Прутченков. – Речь сейчас идет о креативных технологиях, новом взгляде на привычные вещи – к примеру, на жилищно-коммунальные проблемы, молодежную политику города и так далее. Но наша ключевая задача – увидеть бизнес-модель социального проекта, то, что ребята потом будут воспринимать как некий проектный замысел, который можно воплотить в жизнь.
Для специалистов “Школы городских компетенций” важно было сделать так, чтобы за эти четыре дня ребята стали сплоченной командой, которая не потеряется даже по окончании фестиваля. И, глядя на то, как уже с самого начала реагировали старшеклассники на призыв кандидата педагогических наук Марины Шкробовой обратить внимание на тех, кто сидит рядом с ними в зале, можно было не сомневаться: задумка удастся.
– Узнайте имена друг друга! – обращалась со сцены к ребятам ведущая. – И скажите: “Здравствуй, я рад тебя видеть!”
Шум после этих слов поднялся невообразимый. Ребята крутили головами во все стороны. Не менее эмоционально участники фестиваля отреагировали и на инструктаж по квест-игре “Проектный лабиринт”, и на первую серию креативных заданий.
Сломать стереотипы
Знаете ли вы, как избежать порывов труб в местах стыков, если вода, проходя через них, замерзает и превращается в лед? На решение этой и других задачек детям давалось не более двух минут. Варианты от команд прозвучали разные.
– Сделать трубы единым целым…
– Сделать их с подогревом…
– Покрыть трубы свето- и теплоотталкивающим покрытием…
– Закопать трубы в землю…
Однако простое решение, которое озвучила ведущая марафона Светлана Павлова: протянуть внутри трубы веревку с узелками, благодаря чему лед не давит на трубу, а зависает на веревке, – не пришло в голову никому. Другие креативные задания также были направлены, что называется, на разрыв шаблона.
Креативный марафон “Думай, как Эдисон” длился все четыре дня не случайно. По словам Александра Прутченкова, он нужен для того, чтобы сломать стереотипы.
– Практика показывает: у подростков уже есть определенные шаблоны, которые, к сожалению, формирует школа, – объясняет Александр. – Наша система образования построена таким образом, что загоняет детей в рамки образовательных программ и не дает из них выйти. И когда мы сталкиваемся с таким подходом при подготовке проекта, который призван помочь людям, шаблонное мышление очень мешает. И, главное, результата не дает. Жизнь довольно разнообразна! Поэтому креативный марафон, который длится на протяжении всего фестиваля, призван расширять горизонты, находить какие-то нетрадиционные решения, интересные варианты. К счастью, у подростков возраст еще гибкий. Дети еще способны меняться.
В этом можно было убедиться, глядя на то, с каким энтузиазмом команды принялись за выполнение первых заданий квест-игры “Проектный лабиринт”.
У каждого свой аватар
А подумать ребятам было над чем. Чтобы облегчить задачу, Александр Прутченков провел для них инструктаж.
– Нужно хорошо понимать, кому вы хотите помочь… Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Что притянет будущих потребителей к вашей идее как магнитом. Как о вас узнают. Каковы ваши ресурсы. Какие виды деятельности вы запланируете по проекту. Кто ваши партнеры. Я хочу, чтобы вы нашли их… Необходимо произвести расчет издержек и составить смету расходов. От “Норильского никеля” ваша команда в дальнейшем может получить грант на сумму 100 тысяч рублей. Но вы должны понимать: каков ваш собственный вклад в реализацию идеи? Вы-то что вносите? Как будете оценивать результаты, социальный эффект и риски проекта? – обозначил модератор те вопросы, которые командам предстояло разбирать на протяжении четырех дней.
Одно из первых заданий квест-игры “Проектный лабиринт” касалось изучения социальных проблем города. После чего нужно было нарисовать портрет потребителя.
– Мне очень понравилось это задание! – призналась Надя Кушнир из команды “Монолит”. – Мы рисовали на плакате человека, у которого есть та или иная проблема. Нужно было дать характеристику аватару – определить его имя, возраст, пол, социальную принадлежность, хобби и так далее, а потом обрисовать план действий – как решить проблему этого человека. Мы выбрали тему детской наркомании. Наш аватар – это 14-летний подросток, имеющий наркотическую зависимость.
– Было немного тяжело поначалу… Очень много информации, – не стали скрывать члены команды “Оливье” десятиклассницы Таня Крохина и Аня Болкунова. – Хотя сейчас мы уже расслабились, перезнакомились со всеми… Теперь всем нам весело! С чего начали нашу работу? С того, что заполняли матрицу социальных проблем. Очень бурным у нас получилось обсуждение того, какие из них актуальны для разных возрастов – подростков, пенсионеров, работающих людей... Главное – мы все вместе делали, командой, – добавили девочки.
– Есть желание после фестиваля сделать что-то для города?
Энтузиазм подростков очевиден.
– Конечно! Мы разрабатываем социальный проект, направленный на детей с ограниченными возможностями. Нам кажется, что это актуально для Норильска. Лекарства дорогие. Транспорт в городе по большому счету не приспособлен для таких детей…
Говорить подробнее о своей идее подростки не стали. Всему свое время, объяснили они. А между тем среди 16 команд – участников фестиваля уже стали выявляться лидеры. Около стенда с указанием количества баллов застыли ребята из “Интеллекта”. Лидер команды Кирилл Горнаков показал листочек, который держал в руках.
– Помимо всего прочего будет определяться и личный рейтинг участников, – объяснил он. – Поэтому в специальных анкетах мы указываем фамилии тех ребят, которые наиболее активно проявили себя за это время.
Мотивация для участников фестиваля налицо. В прошлом году старшеклассники, набравшие максимальное количество баллов в индивидуальном рейтинге, смогли продолжить образование в “Школе городских компетенций” в течение двух недель в Крыму. Проезд и проживание ребятам обеспечила компания “Норильский никель”. С другой стороны, и тот факт, что разработанные школьниками социальные проекты имеют реальные шансы на финансирование и воплощение в жизнь, не мог не вдохновлять участников фестиваля.
Отдохнуть после напряженной работы детям удавалось вечером. Для этого организаторы фестиваля использовали разные форматы: концерт, где команды представляли свои визитные карточки и номер “Мой любимый город”. Поэтический салон, во время которого стихи собственного сочинения читала Марина Шкробова. И, пожалуй, одно из самых интересных мероприятий в эти дни – ток-шоу с руководителями города и компании “Сто вопросов взрослому”. О нем мы расскажем в следующем номере “ЗВ”.
Мы – команда!
0

Читайте также в этом номере:

“Надежда” почти готова (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Пятая уходит первой (Лариса ФЕДИШИНА)
Люди “живут” на заводе (Екатерина БАРКОВА)
Кипит в печи работа (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Прогноз подтвердился (Виктор ЦАРЕВ)
Застропить до победы (Татьяна РЫЧКОВА)
Нелишнее образование (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
“Лучник” достиг цели (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Соло для горняков (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Где ты, сестра? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Будем готовы (Валентина ВАЧАЕВА)
Напрямую или с пересадкой (Евгения СТОРОЖКО)
Знаковая фамилия (Лариса ФЕДИШИНА)
Счастливый случай (Валентина ВАЧАЕВА)
Родная улица моя (Марина СЕРГЕЕВА)
Команды на своих местах (Лариса ФЕДИШИНА)
Полиция действует (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Художник с харизмой (Татьяна РЫЧКОВА)
Рыбалка того стоит (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
ДобЫча или дОбыча? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск