Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Где ты, сестра?
Здоровье
4 февраля 2016 года, 13:22
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Норильчане давно уже свыклись с тем, что в городе не хватает врачей. Отток квалифицированных специалистов с территории высок, их некем заменить, да и нечем заманить. Городские власти совершенствуют логистику в области оказания медуслуг, но это помогает лишь частично решить проблему. А она напомнила о себе вновь, на этот раз не в больницах и поликлиниках, а в детских садах.
Родители маленьких норильчан активно обсуждают новости о том, что некоторые медсестры теперь работают на два детсада, поэтому застать их можно не всегда. Обсуждают также переход медсестер из подчинения дошкольным учреждениям в медучреждения. Волнение понятно, как и необходимость постоянного присутствия медика. А ведь кажется, все было нормально, зачем же понадобились изменения? Почему вдруг стало лихорадить садиковские медкабинеты, “Заполярному вестнику” объяснили руководитель территориального отдела краевого Министерства здравоохранения Коба КАВТЕЛАДЗЕ и главврач городской детской больницы Игорь ЗАЙЧИК.
– Необходимость перевода средних медработников дошкольных образовательных учреждений в учреждения здравоохранения продиктована двумя федеральными законами: 273-ФЗ “Об образовании” и 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, – рассказывает Коба Кавтеладзе. – Один из них говорит о том, что первичная медико-санитарная помощь оказывается медучреждениями, другой – о том, что на базе образовательных учреждений эта помощь должна оказываться ими же. Законы вступили в действие еще в 2011–2012 годах. Прошедший с тех пор период был дан управлению образования как переходный, и мы оставались последней в Красноярском крае территорией, где средние медработники все еще оставались в штатах детских садов.
Уйти, чтобы остаться
По словам руководителя отдела краевого Министерства здравоохранения, 2015 год в этом периоде стал последним: Министерство образования предупредило муниципалитет и учреждения образования о том, что в ведомственный перечень, по которому происходит финансирование их деятельности, расходы на медперсонал ДОУ не войдут. То есть в 2016 году министерство финансирование этой статьи расходов прекратило. Отныне ДОУ не имеют права оказывать медицинскую помощь.
Средний медперсонал в норильских детских садах – это 98 физических лиц, которые до сих пор распределяли между собой 116,75 ставки. Кто-то работал на одну, кто-то – на полторы. К передаче ставок, говорит Коба Кавтеладзе, готовиться начали заблаговременно.
– До сокращения и перевода к нам работа была проведена немалая. С медработниками провели индивидуальные консультации в лечебных учреждениях. С ними встречались заместители по экономическим вопросам, главные бухгалтеры, прорабатывали вопросы наличия или отсутствия документов, размер заработной платы, начислений и многое другое… останутся они в своем детском саду или нет – все вопросы проговаривались, – рассказывает Кавтеладзе. – У половины из тех, кто планировал прийти к нам, было не все в порядке с документами – либо сертификаты по направлению “Сестринское дело в педиатрии” уже были просрочены, либо срок их действия заканчивался в ближайшее время. Специально для этих людей в ноябре-декабре мы срочным образом организовали на базе медицинского техникума курсы. В управлении образования нашли на это деньги, втиснули курсы в план обучения, наши специалисты читали лекции. В конце декабря свои сертификаты продлили 45 медсестер. Помимо этого, прошла общая встреча с медработниками, где обсудили буквально все, были даны ответы на все вопросы.
По плану переход в учреждения здравоохранения должен был пройти тихо и незаметно. 30 декабря 2015 года почти все средние медработники были сокращены из детских садов, 31 декабря они должны были быть приняты на работу в медицинские учреждения. Но вдруг начались сложности. Заявление о приеме на работу в учреждения здравоохранения написали только 48 человек.
Хотят по расчету
Восемь человек, работающих в учреждениях, где основные медсестры находятся в декретном отпуске, решили пока в этом процессе не участвовать. Воспользовавшись тем, что сократить “декретное” место нельзя, они не согласились менять работодателя.
Пожалуй, эта проблема оставалась бы проблемой чиновников, если бы не тот же закон. Оставшиеся в образовании медсестры не имеют теперь права оказывать медицинскую помощь. Это ставит в затруднительное положение учреждения здравоохранения, которые обязаны обеспечить присутствие законного медработника в детском саду. Выход из ситуации в отделе краевого Минздрава видят в дальнейших переговорах.
– Мы надеемся, что они поймут, напишут заявления об увольнении из учреждения образования, на следующий день трудоустроятся у нас и будут продолжать работать на своих же местах, – говорит Коба Кавтеладзе.
Итак, из 98 медсестер восемь пока не решились принять решение. Еще две, пенсионного возраста, сократились и на том закончили свою трудовую деятельность в Норильске. Почему же из оставшихся 88 трудоустроились только 48?
– Мы рассчитывали на этих сотрудников, часть из них прошла обучение на организованных нами курсах, – делится руководитель отдела краевого Министерства здравоохранения. – Возможно, некоторые нашли другую работу. Кто-то решил воспользоваться бонусами, положенными по Трудовому кодексу работникам, попавшим под сокращение, – получить в течение трех месяцев среднюю заработную плату. Думаю, некоторые просто сидят дома, получая эти выплаты. Возможно, они вскоре к нам придут.
Свято место стало пусто
Рыба ищет, где глубже, а человек – где выгоднее. Учитывая невысокий заработок медсестер – от 25 тысяч рублей, их опасения перемен можно понять. По данным редакции, в центре занятости стоят не менее 20 бывших медиков из ДОУ. Но дела это не меняет – их количество в арсенале детсадов стало критически низким. 45 оставшихся, верных своему делу, покрыть имеющееся количество ставок не могут.
– По нормам на 100 человек полагается одна медсестра. В Норильске 43 детских сада, во всех, кроме двух, есть медсестры, – рассказывает Игорь Зайчик. – Но бреши образуются там, где они уходят на больничный: у многих из них есть маленькие дети, что увеличивает вероятность ухода сотрудника на бюллетень. Предстоящий отпускной период – это отдельная головная боль, ведь летом детские сады, в отличие от школ, продолжают работать. Со стороны родителей мы можем получить вполне понятное возмущение по поводу отсутствия медсестры на рабочем месте, со стороны медсестры – возмущение по поводу того, что ее не отпускают в отпуск тогда, когда она хочет. Тем более что устроившись к нам 31 декабря, законное право уйти в отпуск возникнет по истечении шести месяцев работы. Право-то есть, но из-за этого могут появиться пустые медкабинеты в садах. Пока это единичные случаи. Если сложится такая ситуация, как в школах, мы будем вынуждены создавать цикличный график.
Цикличный график уже давно действует в школьных медкабинетах, которые перешли под крыло здравоохранения еще в 2007 году. Медсестра делит рабочую неделю на две школы. В детсадах надеются все же не дойти до такого графика – все понимают, что рядом с дошколятами должен быть медработник. Только где его взять?
В Норильске, где нехватка медиков беда многолетняя, существует программа привлечения кадров. Средний медперсонал в нее не входит.
– В этой программе медсестер нет, потому что на территории есть медицинский техникум, который готовит эти кадры, – объясняет Коба Кавтеладзе. – Что касается его выпускников, то определенная часть из них не трудоустраивается по специальности вообще. Другие намерены учиться дальше в высших учебных заведениях, они уезжают. Третьи четко видят себя в определенной специальности – в неврологии, хирургии, реанимации, они целенаправленно идут туда. В итоге тех, кто придет к нам в сады и школы, единицы.
Однако даже если в программу внесут медсестер, то, имея на руках заявки от врача и медсестры, скажу вам честно, я выберу врача, – продолжает Кавтеладзе. – Потому что, если лечить будет некому, медсестра не поможет. К тому же укомплектованность по средним медработникам у нас получше, чем по врачам, до возникшей ситуации с медсестрами она составляла 83%.
Несмотря на необходимость жестко расставлять приоритеты, в отделе краевого Министерства здравоохранения не скрывая надеются, что придут с заявлениями на трудоустройство те, кто “потерялся” между запланированным сокращением и трудоустройством, ждут декретниц. Здесь подсчитали, что, если количество сестер достигнет 76, этого будет достаточно, чтобы покрыть все имеющиеся ставки.
Никто не виноват
В управлении образования понимают всю остроту проблемы, но подчеркивают, что основной ее причиной стала все же общая ситуация с дефицитом кадров на территории. По словам начальника отдела дошкольного образования Натальи Шатохиной, разница в соцпакетах, предоставляемых детским садом и медучреждением, все же есть.
– Например, у нас медсестры, находясь в декрете, имеют право на оплату дороги, а в здравоохранении они его потеряют. Кроме того, пока их работодатель дошкольное учреждение, они могут рассчитывать на внеочередное устройство своих детей в детсад на период работы в этом ДОУ, а перейдя к медикам, место придется получать по общей очереди. Нюансы есть, и, хотя все понимают важность вопроса, каждая медсестра в данном случае имеет законное право решать в зависимости от своей выгоды и никто не может оказывать на нее давление.
Пока готовилась эта статья, из разных источников поступала информация, что процесс переоформления медработников продолжается, но, к сожалению, не так быстро, как рассчитывали его организаторы.
Количество медсестер в норильских садах стало критически низким
0

Читайте также в этом номере:

“Надежда” почти готова (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Пятая уходит первой (Лариса ФЕДИШИНА)
Люди “живут” на заводе (Екатерина БАРКОВА)
Кипит в печи работа (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Прогноз подтвердился (Виктор ЦАРЕВ)
Застропить до победы (Татьяна РЫЧКОВА)
Нелишнее образование (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
“Лучник” достиг цели (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Соло для горняков (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Будем готовы (Валентина ВАЧАЕВА)
Напрямую или с пересадкой (Евгения СТОРОЖКО)
Не детские игры (Елена ПОПОВА)
Знаковая фамилия (Лариса ФЕДИШИНА)
Счастливый случай (Валентина ВАЧАЕВА)
Родная улица моя (Марина СЕРГЕЕВА)
Команды на своих местах (Лариса ФЕДИШИНА)
Полиция действует (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Художник с харизмой (Татьяна РЫЧКОВА)
Рыбалка того стоит (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
ДобЫча или дОбыча? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск