Лицом к лицу
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
13 ноября 2014 года, 16:15 Фото: Татьяна ЧЕРНОВА Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
В Норильской картинной галерее на Талнахской, 78, прошла встреча художников с галеристами.
По словам Екатерины Горецкой, сменившей на посту директора Тамару Шевереву, художников пригласили для конструктивного диалога, чтобы определиться с концепцией деятельности галереи на ближайшее будущее. Вымирающий вид Стоит сразу сказать, что диалог не получился, так как в основном говорила приглашенная сторона. Тон задавал маститый Юрий Афонов, четко формулировавший, что не так в датском королевстве, с его точки зрения, и что нужно и можно сделать сегодняшней команде НХГ. – У Норильской галереи есть давно сложившийся образ. Прежде всего она знакомит норильчан с произведениями художников. Но те и другие перестали сюда приходить... Значит, у ее сотрудников сегодня две задачи: повернуться лицом к народу и к живописцам, графикам, прикладникам. Чтобы вернуть художников, их надо увлечь, заинтересовать, считает Юрий Афонов. Привлечь посетителей может помочь, например, организованный галереей клуб друзей. Член Союза художников России, выступавший в роли самопровозглашенного модератора, напомнил, что в здании на Талнахской, 78, в свое время работал художественный салон, который следовало бы возродить. И конечно, учреждению культуры нужен хороший сайт. С удовольствием мэтр вспомнил и “Салон на Пушкинской”, открытый при массовой библиотеке в конце 90-х годов: – Никаких денег у сотрудника библиотеки Галины Макаровой не было, но художники в очередь выстраивались, чтобы только сделать там выставку. Умела она заинтересовать творческий народ… Хотелось, чтобы нечто подобное случилось в галерее, но как это сделать – не знаю. Юрия Афонова поддержал архитектор Михаил Волгин: – У Макаровой не было ограничений. А кто мешает отдать какое-нибудь помещение под подобные выставки в галерее? Вопрос Волгина прозвучал риторически. Для этого нужна своя, галерейная Макарова. Библиотечная давно уехала. Впрочем, как и многие художники. Оставшиеся называли себя “вымирающим видом” и просили внести их в Красную книгу. Один из могикан – Геннадий Таран – насчитал в городе только десять профессионалов. Без фишки – Художников в городе осталось мало, как и архитекторов, – согласился председатель Таймырского отделения Союза архитекторов России Михаил Волгин, – но есть огромное число бывших норильчан, в том числе и тех, кто окончил здесь школу и теперь профессионально занимается изобразительным искусством на материке. О них забыли, как только те покинули территорию. Раньше, когда в город активно приезжали творческие люди, такое отношение можно было себе позволить. Сегодня есть резон увеличить местный ресурс за их счет. Бывших земляков можно привлекать как к выставочной деятельности, так и в качестве консультантов, членов выставкома и тому подобное. Впрочем, о планах на участие в выставках бывших норильчан сказала во вступительном слове и директор галереи. Правда, без имен. Горецкая отметила заметную роль педагогов художественных школ и колледжа искусств в художественной жизни города. Многие преподаватели и сегодня участвуют в выставках или как минимум радуются успехам своих учеников. Заведующая отделением декоративно-прикладного искусства НКИ Елена Бачинская, подхватив тему ресурса, пообещала галеристам активное участие преподавателей и студентов в грядущем городском конкурсе произведений изобразительного искусства на соискание премии Андрея Поздеева. О традиционной декабрьской выставке было объявлено в начале встречи заведующей экспозиционным отделом Еленой Ефремовой, раздавшей художникам анкеты потенциальных участников. Очередной конкурс для профессионалов изобразительного искусства посвящен завершающемуся году культуры в России. Художников смутило отсутствие, как выразился Юрий Афонов, фишки в будущем конкурсе, что чревато отсутствием интереса к выставке у профессионалов. А сотрудники галереи так и не поняли, что от них хотят гости. Лилия Луганская, представлявшая управление культуры, согласилась с потенциальными “краснокнижниками”, что заинтересовывать творческих людей нужно: – Концепцию должна составить галерея. Ждать, когда кто-то что-то напишет, а потом генерировать идеи, вряд ли получится. Корректировкой с учетом мнений тех же художников можно заниматься уже в процессе работы. От управления культуры куратором музейной работы было предложено галерее (и художникам) активно участвовать в грантовых конкурсах. Задача по силам Трехчасовая встреча продемонстрировала, что норильских художников рановато причислять к “вымирающему виду”. Тем более что новый директор галереи декларировала внимание к молодежи: – Чтобы вырастить новое поколение художников, мы должны устраивать детские выставки. Выполнить эту задачу в наших силах. В свое время Екатерина Горецкая, как говорят про такие биографии, прошла все галерейные ступени – от смотрителя до старшего научного сотрудника. В 2006-м она окончила факультет культуры Санкт-Петербургского университета профсоюзов. Три года назад перешла на работу во Дворец творчества детей и молодежи и вернулась на Талнахскую, 78, в сентябре 2014-го. Первое общение с сообществом художников в новом статусе наверняка огорчило руководителя галереи, но однозначно было полезным для всех. Во-первых, потому, что высказывания сторон были откровенными и в большинстве своем аргументированными. Во-вторых и в-третьих, а кто обещал, что будет легко? Повернутся ли лицом к галерее норильские мэтры, покажет ближайший вернисаж. Открытие городской художественной выставки-конкурса профессиональных художников намечено на 27 декабря. Кроме работ педагогов-художников и их учеников хотелось бы увидеть нового Афонова, Тарана, проекты из мастерской Волгина. Художественным событием выставка может стать, если в ней примет участие и выпускник Академии художеств имени Репина, действительный член Союза художников России и главный художник нашего театра Фемистокл Атмадзас. Кстати, его на встречу с художниками не пригласили… В настоящее время в запасниках Норильской художественной галереи хранится около шести тысяч художественных произведений. Собранная за 40 лет коллекция дает достаточно полное представление о различных школах и направлениях отечественного изобразительного искусства второй половины XX века. Золотой фонд галереи составляют работы членов Академии художеств Российской Федерации, народных художников Э.Браговского, А.Грицая, В.Ефанова, Г.Коржева, Е.Кибрика, П.Оссовского, И.Обросова. Достойно представлено творчество художников Сибири. В этой коллекции заметное место занимают произведения художников Таймыра: Г.Княжевского, Н.Лоя, Э.Гончаровой, Н.Свиридова, Б.Молчанова, М.Турдагина. Главной задачей комплектования собрания галереи является отражение в лучших и характерных образцах состояния отечественного искусства. При этом за основу взят историко-хронологический принцип с акцентированием отдельных персоналий. Деятельность галереи по комплектованию способствовала появлению в основном фонде ряда полновесных, выразительных монографических коллекций. В галерее располагаются два выставочных зала: экспресс-зал, в котором ежемесячно открываются новые, временно действующие выставки, и зал постоянной экспозиции. Есть здесь и свой лекционный зал. 1 марта 2013 года Норильская художественная галерея вновь открылась после капитального ремонта. Информация с официального сайта города Норильска |
0 | Твитнуть |