Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Возращение в НИИЧАВО
О ЧЕМ ПИШУТ
25 февраля 2016 года, 14:11
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Профессии “инженер” и даже “ученый” (и тем более “техник” и “квалифицированный рабочий”) не популярны среди школьников уже два десятилетия. Какие популярны? Известная триада: юрист-экономист-менеджер. Но возможно, причина – в незнании. Молодежь остро нуждается в модели будущего и должна вовремя узнавать, какие профессии существуют и какие есть возможности  для развития внутри этих профессий. Портал “Милосердие. ru” разбирался в теме.
Даже в градообразующих компаниях, развивающих промышленность в регионах, замечают, что подростки имеют стереотипные и устаревшие представления об образе рабочего человека. Работник горной промышленности – это “измученный человек в грязном комбинезоне, с ломом в руке”. Между тем на производствах многие процессы роботизированы и рабочий имеет дело со сложной техникой или управляет процессами через компьютер.
Еще одна важная проблема: молодежь не видит перспективы в собственном городе и регионе и часто не возвращается домой, окончив вуз в центре.
Поэтому крупные компании решили самостоятельно заняться популяризацией инженерных профессий и подготовкой молодых специалистов. Пусть даже не все придут на конкретное производство – но “прокачанные” молодые кадры будут двигать вперед науку и промышленность страны.
Портал “Милосердие.ru” подготовил обзор программ корпоративной социальной ответственности, с помощью которых крупные российские компании “прокачивают” подростков и молодежь, готовя для себя и для страны инженерные кадры. Внимание уделено и работе, которую в этом направлении проводит компания “Норильский никель”.
Будет не скучно
“В одежду из какого вещества мог бы быть одет король из сказки про голого короля?” Или: “На складе год хранились пуговицы для военной формы. И вдруг выяснилось, что они пропали. Сторож смог доказать, что он невиновен, показав проверяющим серый порошок. Как он доказал свою невиновность? Из чего были сделаны пуговицы?”
Эти вопросы и загадки подростки придумывают для того, что бы попасть во второй тур онлайн-викторины. Это проект “АрктикPRO”, и его задача – увлечь подростков научной работой. Начинается все с вопросов, которые делятся на четыре категории: пространство и время, технические устройства, физические явления, вещества. Необходимо набрать максимальное количество баллов за ограниченное время. Ответы оценивают эксперты. Попасть во второй этап можно, придумав свой собственный интересный вопрос. Победители – 60 человек – переходят во второй этап.
Уже два года компания “Норникель” разрабатывает программы работы с молодежью. С 2014 года в ГМК действует проект “АрктикPRO” – научно-технический марафон для развития научно-технического потенциала для самых PROдвинутых, PROгрессивных, PROфессиональных, PROкачанных подростков в регионах.
– Этот проект является частью нашей  уже известной программы “Мир новых возможностей”, – рассказывает начальник управления благотворительных программ департамента социальной политики “Норникеля” Игорь Сухотин. – И уже второй раз “Норильский никель” провел в январе этого года марафон “АрктикPRO” для школьников 12–15 лет из Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, Мончегорска и Печенгского района Мурманской области. В 2014 году в марафоне участвовали 450 школьников и 10 педагогов, а в 2015-м – уже 650 ребят и 25 взрослых. С учетом косвенного участия в 2015 году презентациями в школах было охвачено около 1500 школьников. Проект реализуется в Норильске, Дудинке, Мончегорске, Мурманске, поселках Никеле, Заполярном.
А 60 школьников, показавших лучшие результаты в первом этапе, в дни осенних каникул получают возможность побывать в научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧАВО). Именно там происходит действие повести братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу”, и специалисты смоделировали и возродили для подростков легендарный институт. Пусть даже и в виртуальном пространстве.
Занятия здесь проходят в форме деловых игр. Подростки посещают лаборатории технического творчества “Фаблаб”, открытые в Норильске и Мончегорске на гранты компании “Норильский никель”, – именно здесь любые, даже самые фантастические изобретательские идеи проходят путь от проекта до реализации.
В атмосфере этой удивительной лаборатории дети-изобретатели знакомятся с основами робототехники и технологии автоматического управления и всего за один день могут собрать собственного подвижного робота и даже могут научить играть своих роботов в футбол.
Финальный этап марафона – зимняя школа. В этом году в январе 20 подростков стали участниками зимней научно-технической школы в Красноярске.
– Красноярск для проведения школы выбран не случайно. Во-первых, “Норильский никель” – крупнейшее и системообразующее предприятие  для Красноярского края. Во-вторых, Красноярск – культурный, экономический, промышленный и образовательный центр Сибири, стартовая площадка для научно-технических прорывов, – рассказывает Игорь Сухотин. – Каждый день школы – тематический, посвящен погружению в какую-то тему (космос, энергия, творчество, Красноярск, недра, наука), открытиям окружающего мира и собственных возможностей.
Например, день “PROкосмос” начался с мастер-класса по сборке, а потом и запуску ракет. Мастер-класс вел профессор кафедры летательных аппаратов Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) Вадим Кольга.
Потом все отправились на экскурсию в научно-производственный комплекс “Радиосвязь”, где используются самые передовые технологии, после – в производственный цех. Затем побывали в Музее ракетно-космической техники, а завершился день мастер-классом по живописи, на котором все рисовали космические галактики.
А еще в течение недели сражались в “Битве идей” и отстаивали свою точку зрения в “Научных дебатах”, узнавали Красноярск через автоквест, прослушали курс научно-популярных лекций, пообщались с учеными, попробовали на вкус молекулярные коктейли и были активными участниками разных тренингов и мастер-классов.
– Вопрос привлечения квалифицированных инженерных кадров всегда был для “Норникеля” первостепенным, ведь наши предприятия являются градообразующими для Норильска, Мончегорска, Заполярного, Никеля, – говорит Игорь Сухотин. – Поэтому деятельность компании в сфере профориентации имеет давние традиции и не теряет своей актуальности и по сей день. К сожалению, преподавание точных наук в общеобразовательных школах сводится к изучению теоретического материала, а технические кружки в большинстве своем не отвечают современным тенденциям. Поэтому в представлении молодежи “наука”, “техника”, “поделать ручками” – это скучно и не про них. Вот почему в 2014 году мы приняли решение подойти к проблеме развития научно-технического творчества и возрождения интереса к рабочим и инженерным профессиям комплексно.
На сегодняшний день направление “Инновации” благотворительной программы “Мир новых возможностей” “Норникеля” включает в себя не только научно-технический марафон “АрктикPRO”, но и лаборатории научно-технического творчества “Фаблаб-Норильск” и “Фаблаб-Мончегорск”, фестиваль научных открытий Arctic WAVE. Также компания поддерживает Всероссийский фестиваль науки МГУ им. М.В. Ломоносова.
– Такие активные, практические мероприятия – благодатная почва для профориентации, – говорит Игорь Сухотин. – Это помогает подросткам сформировать интерес, который в будущем может перерасти в профессию. И для развития инженерного будущего страны это крайне важно. Ведь для качественного развития российским компаниям нужны инженеры нового поколения: хорошо образованные, творчески мыслящие, мотивированные на профессиональные достижения.
И в “Норникеле” уже отмечают рост активности молодежи в регионах. Мероприятия проекта стали поистине “школами лидерства” – энтузиасты, принимавшие участие в “АрктикPRO”, становятся лидерами в своих школах, побеждают на олимпиадах, реализуют собственные проекты, обретают единомышленников, готовых менять школьную и городскую среду к лучшему. Многим школьникам проект помог определиться с выбором будущей профессии. Теперь уже сами подростки постепенно становятся драйверами изменений и инициаторами новых проектов.
 
Молодежь остро нуждается в модели будущего. Мнение экспертов
Почему поддержка науки и молодежи важна для наших крупных промышленных компаний?
– Мы, как работодатели, ждем, чтобы к нам пришли люди с профессиональным взглядом. К сожалению, сегодня только 10–15% детей после школы способны к обучению в инженерных вузах. Принцип инженерного мировосприятия должен быть заложен в ребенке очень рано. В старших классах уже поздно. Вот почему важна ранняя специализация, – поясняет Елена Аксенова, директор корпоративного университета гидроэнергетики филиала ПАО “РусГидро”.
Молодежь остро нуждается в модели будущего и должна вовремя узнавать, какие профессии существуют, какие возможности для развития есть.
– Включение высокотехнологичных индустрий в образовательный процесс является правильным шагом, – считает Олег Подольский, кандидат психологических наук, PhD, руководитель группы “Проектирование обучения и развития компетенций” института образования НИУ ВШЭ.
И чем раньше такая ориентация будет предложена, тем правильнее будет сделан выбор. Представители науки отмечают, что общей школьной подготовки действительно не хватает.
–Все это индивидуально, но есть тенденция, что ребятам не хватает ключевых компетенций: умения принимать решения, ориентироваться в сложной технологической среде, работать в команде, решать какие-то задачи, – говорит Олег Подольский.
По мнению представителя ВШЭ, действительно, есть в стране депрессивные районы и местности, где низок уровень трудоустройства. Но в то же время вся молодежь стремится остаться в мегаполисах.
– Есть правильные кейсы, когда компании, ориентированные на молодежь, предлагают нужный мотивационный пакет, но не просто денежный, а тот, что помогает адаптироваться и реализоваться нужным образом. Если компания, совместно с государством и образовательными структурами, этот путь нащупывает, это прекрасно.
– В профессиональной среде сейчас идет дискуссия о том, что более актуально: договариваться с вузами о совместных программах или создавать собственные университеты, – говорит Вадим Ковалев, член Общественной палаты России, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров. – Раньше многие компании создавали собственные университеты, но это дорого, поэтому нынешний тренд – развитие коммуникации между вузами, ссузами  и собственно бизнесом и производством.
Из-за кризиса таких программ сейчас может стать меньше, опасается Вадим Ковалев:
У нас в стране уже более миллиона официальных безработных, и все, что связано с выращиванием новых кадров, может быть отложено до лучших времен. Но в то же время в 2017 году наша страна упадет на дно демографической ямы – это зависит не от кризиса, а от войн в ХХ веке, многие работники уйдут на пенсию, и компаниям придется восполнять трудовые ресурсы. И тут задача найти самых лучших на рынке будет первоочередной и актуальной. Это важный процесс для устойчивости бизнеса и производства.
 
Игорь Сухотин: “В представлении молодежи “наука”, “техника”, “поделать ручками” – это скучно и не про них. Наш проект работает для детей 12–15 лет. В этом возрасте мы еще не можем подготовить их в вузы, но зато можем заинтересовать “скучными” школьными предметами: физикой, химией, математикой и вовлечь в научно-техническое творчество”.
0

Читайте также в этом номере:

Медный ставит задачи (Лариса МИХАЙЛОВА)
Курс “Надежды” (Евгения СТОРОЖКО)
Достойны медалей (Виктор ЦАРЕВ)
Высокий стандарт (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Аудиторы поставили оценку (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Там, где кипит работа (Татьяна РЫЧКОВА)
Дельный подход (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Расслабляться рано (Валентина ВАЧАЕВА)
Узнавая её (Валентина ВАЧАЕВА)
Мамонтенок вернулся домой (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Наши мальчики (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск