Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мастер-класс дал Тарас
ЖИВАЯ КЛАССИКА
14 декабря 2017 года, 14:00
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Марина БУШУЕВА
В Норильск прилетел преподаватель ГИТИСа и режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной Тарас Белоусов. В рамках подготовки к конкурсу юных чтецов “Живая классика” он провел мастер-классы по актерскому мастерству для школьников Норильска и Дудинки, а также для сотрудников медиакомпании “Северный город” и их друзей.
Не один год Тарас входил в состав жюри Международного конкурса “Живая классика”, был председателем жюри одноименного Всероссийского конкурса и неоднократно помогал лучшим юным чтецам страны подготовиться к выступлениям. В этот раз повезло и норильским школьникам.
Он родился в городе Железнодорожном Московской области. Со второго класса занимался в школьном театре “Мир сказок”, где сделал первые шаги на сцену и играл до 11-го класса. По его же словам, был очень неусидчивым и эмоциональным ребенком.
– Учительница постоянно жаловалась: “Тарас невнимательный, Тарас невнимательный…” Однажды моя мама спросила: “Что нужно сделать, чтобы он стал внимательным? И учительница дала “гениальный” ответ: “Ему просто нужно быть внимательным”.
Будущий режиссер в то время мечтал быть актером или ветеринаром. Когда обнаружилась аллергия на шерсть, решил остановиться на первом и после школы пошел поступать в ГИТИС на актерский факультет. Поступил. Из предметов сложно давались английский язык и жонглирование, но учиться в театральном очень нравилось. Уже в институте он открыл детскую театральную студию и, как говорит сам, заразился педагогикой.
– Те дети, которым я преподаю, со временем очень сильно меняются. И они отличаются от своих сверстников. Становятся более свободными. Но при этом собранными. Они не тратят время на лишнее, а четко понимают, что им нужно и в какую единицу времени. Они умеют распределять свои силы.
Главной проблемой сегодняшних подростков режиссер театра на Малой Бронной называет  тотальную загруженность.
– Ребенку навязывают музыкальные и художественные школы, кучу секций, репетиторство, и в результате мы получаем шаблонное мышление под ЕГЭ. И дело тут не в гаджетах. Я тоже ими пользуюсь. Дело в замене гаджетом фантазии и воображения. И вырастают люди без воображения. Они не читают книги. Говорят: “Нам некогда. Нам не интересно”. Но именно книги лучше всего развивают фантазию. Еще одна проблема: отсутствие взаимопонимания с родителями. Детей не видят и не слышат. Ребенок пытается чем-то поделиться, а его спрашивают: “Ты сделал уроки? Ты сходил к репетитору?” При живых родителях эти дети сироты. И очень много таких ребят растет в благополучных семьях.
Тарас умеет и любит работать с детьми. Они в восторге от игр, в которые он с ними играет. Например, “Убийца” – это что-то типа “Мафии”, только в движении и с открытыми глазами. Убийца подмигивает горожанину, и тот выбывает из игры. Но если ты узнал, кто примерил на себя роль этого персонажа, надо выкрикнуть его имя.
– Главное здесь – не только сохранить свою жизнь, но и поймать убийцу, – объясняет режиссер школьникам. Некоторым приходится сделать волевое усилие, чтобы оторвать глаза от пола.
Еще одна игра соединяет две советские “Море волнуется раз…” и “Глухой телефон”. Один из участников встает в какую-то позу и принимает определенное эмоциональное выражение лица. На него 30 секунд смотрит следующий участник и потом старается повторить все с точностью до мелочей. Уже он становится примером для следующего. А затем все ребята смотрят, как фигура изменилась от изначальной задумки до конечного результата.
Тарас выбирает из зала ведущего и ведомого. У последнего закрыты глаза. Оба игрока держат лбами теннисный мяч.
– Ведущий должен посадить ведомого на стул, – задает задачу Тарас. – Тише, тише, ребята должны слышать дыхание друг друга, чувствовать другого как продолжение самого себя.
С каждым разом мяч все реже падает на пол, а участники все быстрее справляются с целью.
Нередко Тараса Белоусова приглашают для проведения тренингов для взрослых.
– Иногда надо поддержать жизнь в коллективе, и мои друзья, которые являются руководителями каких-то организаций, зовут меня, чтобы я провел тренинг. Моя задача – помочь коллективу сплотиться, чтобы люди смогли как-то по-новому взглянуть на свою работу. В результате уходит излишнее напряжение, различные загоны. Слово не литературное, но очень понятное. Люди начинают по-другому видеть, слышать, общаться. Находят какие-то точки соприкосновения, общие хобби.
Тарас говорит, что не так важно, кто пришел к нему на тренинг – взрослый, подросток или ребенок. Все зависит от темы и мотивации.
– Если человек понимает, для чего он здесь, если у него есть определенный запрос, работать легко. Потому что я могу предложить конкретный инструмент. А если человек сам не понимает, зачем он пришел, что ему нужно от меня и по жизни, то он не вовлечен. И первая часть идет с трудом, потому что надо установить с публикой контакт. Но потом и такие люди расслабляются и вовлекаются в процесс.
Сам преподаватель ГИТИСа признается, что волнуется перед каждым выходом на сцену, перед каждым уроком в театральной студии или очередным тренингом для взрослых.
– Это нормальная человеческая реакция, которая говорит о том, что я живой. Вопрос ведь не в том, как побороть волнение, а в том, куда его направить. У меня есть рецепт. Я говорю себе: “Заткнись и работай”. Если говорить корректнее, то тут возникает очень важный глагол “будь”. Не приди, посиди, не отсидись, не проведи время, а будь. Будь здесь и сейчас. А чтобы быть здесь и сейчас, должна быть цель: для чего я к вам пришел? Зачем я вам это рассказываю? Это основа успеха. Не только выступления, но успеха по жизни.
Тарас показывает сценку из жизни абитуриента, который сдает экзамен. У него трясутся коленки, он без конца повторяет, как он волнуется. Потом объясняет:
– В данном случае человек направляет всю энергию на себя, на переживание собственного волнения. Если же перевести фокус внимания с себя на дело, которым ты занят, то волнение из врага превращается в помощника. Обратите внимание, в каждой пьесе есть действующие лица. Эти лица не страдающие, переживающие, мечтающие или какие-то еще. Действие – вот что определяет нас как личностей. И действие, которое я совершаю, всегда должно быть продуктивным и целесообразным.
Тарас учит быть расслабленным, с помощью особых приемов создавать приятное впечатление, правильно говорить. Но каждый раз делает акцент на том, что прежде всего мы должны быть внимательны, должны находиться в моменте “здесь и сейчас”. Мы можем быть хорошо одеты, говорить не громко и не тихо, а именно так, чтобы партнер мог слышать не напрягаясь, но стоит нам уйти в себя, и уже через пару минут мы теряем зрителя, партнера, коллегу.
– Далеко ходить не нужно. Станиславский все изобрел. Вот очень яркая лампа светит на стол. Яркая точка на столе – это первый круг внимания. Это я, человек со своими мыслями и поступками. Дальше мы видим второй круг внимания. Это наши партнеры, коллеги, задачи на день. А дальше мы видим еле различимые стены, пол, потолок, тени – и это третий круг внимания: заплатить за детский сад, прочитать рассылку, взять места повышенной комфортности в самолете и множество других дел.
Большинство проблем возникает, когда мы ставим на первое место второй или третий круг или держим в фокусе внимания только себя, не замечая никого вокруг. Тогда мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим.
– С этим мы же не только в театре сталкиваемся. Вот провел начальник совещание. “Все всё поняли?” – “Да”. “Через неделю сделаете?” – “Да”. Через неделю начальник спрашивает: “Где?” А подчиненные ему: “Что где?” В этом случае обеим сторонам надо внимательнее относиться друг к другу. Сложнее всего научить студентов именно этому. Когда они услышат и увидят тебя, дальше все будет проще и легче.  Хотя я и сам таким был, когда поступил в ГИТИС. Первые полгода бегал по институту, и в голове была одна мысль: “Ура! Я поступил!!!”
Тарас говорит, что сегодня в большинстве предприятий одна проблема: отсутствие сотрудничества.
– Встречаешь коллегу: “Ты что, покрасилась?” Оказывается, она была беременна, уходила в декрет, родила ребенка и уже снова вышла на работу. А никто и не заметил, потому что все были погружены в свои проблемы. Но есть такая штука, которой нас научили в ГИТИСе. Когда заходишь в институт, оставляй свои проблемы около входа. Отзанимался, вышел, если захотел, забрал их и пошел домой. Но часто бывает, что вышел, а они уже куда-то сами пропали.
 
ЦИТАТЫ
“Это круто! Невероятно! Педагог из ГИТИСа у нас!” – школьники поделились с “Заполярным вестником” эмоциями от общения с Тарасом Белоусовым.
 
Алексей, 10-й класс, талнахская школа №39:
– Спасибо “Живой классике” за такой подарок. Тарас интересный человек, общительный, невероятный. С ним весело и познавательно. Я уже не один год занимаюсь в школе конферансье при ЦВР, но, оказывается, многого еще не знаю.
 
Данил, 7-й класс, 48-я гимназия Талнаха:
– Классный преподаватель. Самыми полезными считаю тренинги на развитие внимания.
 
Дарья, 10-й класс, 48-я гимназия Талнаха:
– Раньше я не участвовала в мастер-классах такого масштаба, не было возможности. А тут педагог из ГИТИСа – это невероятно! Все, что узнала, применю уже в ближайшее время – буду участвовать в новогодней сказке. Думаю, теперь лучше смогу преподнести свой образ зрителю.
0

Читайте также в этом номере:

Работа с благородными (Лариса ФЕДИШИНА)
Против рекламы (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Как блоги с медиа сошлись (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Бизнес готов помочь (Виктор ЦАРЕВ)
Идут по плану (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Экспертный подход (Марина БУШУЕВА)
Ценности никелевого (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Котел опять в работе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Идей становится больше (Мария СОКОЛОВА)
Цель – сервис-партнерство (Татьяна РЫЧКОВА)
Головной процесс (Лариса ФЕДИШИНА)
Зависит от каждого (Лариса ФЕДИШИНА)
Всем нужен мастер (Лариса ФЕДИШИНА)
Курс выбран (Владислав ШУКШИН)
Создавая сообщество (Владислав ШУКШИН)
Желаемое и действительное (Лариса ФЕДИШИНА)
Не наш вариант (Лариса ФЕДИШИНА)
Знает, что ищет (Мария СОКОЛОВА)
Наградить и ободрить (Валентина ВАЧАЕВА)
Праздник к нам приходит (Владислав ШУКШИН)
Подарок для каждого (Владислав ШУКШИН)
Царство Снежной королевы (Анна РАХМАТУЛИНА)
Билеты уже есть (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Победа за армейцами (Виктор ЦАРЕВ)
Первое золото (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск