Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Царство Снежной королевы
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
14 декабря 2017 года, 14:24
Фото: Анна РАХМАТУЛИНА
Текст: Анна РАХМАТУЛИНА
В PolArt-резиденции Музея Норильска – первый в этом творческом сезоне резидент. Столичная художница Антонина Баевер представила результат своей двухнедельной работы в Норильске – инсталляцию “Осколки и стразы”.
Проект Антонины Баевер стал одним из пяти победителей российского конкурса арт-резиденции по поддержке самых ярких и смелых проектов, ориентированных на художественное исследование городской среды Норильска, формирование нового художественного взгляда на город и развитие арт-среды.
Смелость здесь действительно необходима. Первое знакомство с северным городом впечатлило девушку. Антонине Баевер “повезло” прилететь в особенно морозные дни ноября.
– Я летела в Норильск, осознавая, что это место – настоящая экзотика. Погодные условия, вечная мерзлота – все то, что так пугает и одновременно привлекает. Когда прилетела, поняла, что нахожусь недалеко от края света, – поделилась художница.
Идеальные пространства
Художница Антонина Баевер, более известная в арт-сообществе как Дженда Флюид, на презентации проекта представила местным художникам и горожанам, интересующимся современным искусством, концепцию своей идеи в виде кристаллической решетки и “облака тегов”. По словам художницы, инсталляция собиралась в единое целое по частям, точнее, по тегам. Стразы, кристалл, Герда, Кай, осколки, тесьма, оригами, снег, Снежная королева, решетка, кружево, сказки, смирительная рубашка. Такой набор тегов помог художнице собрать идею в единый пазл, а затем в инсталляцию. Свое видение проекта на стадии идеи представил куратор, арт-критик Андрей Паршиков:
– Для резиденции в Норильске Антонина Баевер исследует по-своему и интерпретирует сказку о Снежной Королеве. Место действия ее в 2017 году – в идеальных пространствах постцифровой утопии. А саму структуру в материальном мире она вместе с детьми создаст из бумаги. Наш город предоставит ей холод как ресурс идеального сияющего мира, где Снежная королева больше не злая ведьма, а проводник в невиданные миры.
Осколки и стразы
Художница не спешила раскрывать всех особенностей проекта и до последнего дня сохраняла интригу. Общую идею норильчане увидели только на открытии инсталляции. Белоснежные костюмы, обрамленные лентами, и та самая, из тегов, смирительная рубашка с рукавами до пола, тоже расшитая кружевом, словно праздничное одеяние. Ослепляющие людей, уже вошедших в полярную ночь, лампы такого холодного дневного света. В центре инсталляции – сверкающий, идеальный с каждой стороны кристалл. А над головой – десятки его не столь совершенных копий, сделанных детскими руками в технике оригами из специальной металлизированной бумаги. В процессе подготовки инсталляции норильские школьники из гимназии №4 стали главными действующими лицами мастер-класса Антонины Баевер.
– Мне не случайно захотелось привлечь детей к совместному творчеству. Это все также связано с моим изначальным набором тегов, среди которых была Снежная королева. Помните сказку? Главные герои там дети, за ними будущее. Я думаю, что детство в Норильске – это уже геройский отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Маленькие норильчане – большие молодцы, – рассказала художница.
Конечно, в инсталляции заявленная в названии и не сразу привлекающая внимание россыпь цветных страз, которая мгновенно делает белоснежное и холодное пространство каким-то девчачьим. Теперь выставочный зал представляется домом Снежной королевы с ее такими земными нарядами.
Разные чувства, эмоции и мысли вызвала инсталляция Антонины Баевер у норильчан. “Холод”, “чистота”, “стерильность”, “предрождение, наполнение, начало”, “к сожалению, не поняла”.
– Если внимательно рассмотреть, мне становятся понятны бумажные “кристаллы”, которые еле держатся на скотче. Словно норильские дома с разукрашенными фасадами. Центральный кристалл всей инсталляции обретает второй смысл. Общее впечатление от выставки почти полностью совпало с моим ощущением города в первые дни здесь, – поделился мнением посетитель Александр Танбаев.
Пока одни впадали в глубокие размышления над замыслом автора и сущностью современного искусства в целом, другие вдохновлялись на творчество. Посетительница, которая пожелала остаться неузнанной, перенесла свои эмоции и впечатления в стихотворную форму и подарила стихи Антонине Баевер в качестве своего понимания увиденного. “Искусство говорит само за себя”, – поясняет автор. Одну из работ художница оставила для хранения в фондах Музея Норильска. Инсталляция Антонины Баевер стала для резиденции и норильчан новым опытом знакомства с разными видами и проявлениями современного искусства.
Сезон PolArt
Творческий сезон-2017/18 в арт-резиденции необычно богат на резидентов и интересные проекты. Победителями второго российского конкурса норильской арт-резиденции стали еще четыре художника из Ярославля, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Перми, которые реализуют свои проекты по осмыслению и интерпретации образа города средствами современного искусства.
Программа PolArt-резиденции реализуется при поддержке администрации города Норильска и компании “Норникель” в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей”, а также при организационной поддержке благотворительного фонда “Территория добра”.
 
СПРАВКА
Антонина Баевер, она же Дженда Флюид, – художник, куратор, преподаватель. Выпускница Московского государственного университета культуры и искусств и школы фотографии им. А.Родченко. Участница российских и международных фестивалей и биеннале. Молодая постконцептуальная художница в своем творчестве посредством различных видов искусства исследует окружающую реальность, создает поле критического осмысления сбоев в современности, предлагает иные, идеальные сценарии будущего. Ее работы находятся в публичных и частных коллекциях: Московском музее современного искусства, Фонде Парка искусств “Музеон”, Центре документального кино и других.
 
ЦИТАТА
Антонина БАЕВЕР о Норильске:– С собой из города я увезу очень сложные мысли и впечатления. Он создавался вопреки здравому смыслу, как и Санкт-Петербург, с которым у него не только внешние, но и смысловые сходства. Несмотря на это, здесь живет много людей, которые любят этот город и не хотят уезжать. Для меня это самое большое потрясение. Но я рада, что так происходит, и это счастье, что норильчанам здесь хорошо. Пусть дальше будет только лучше!
0

Читайте также в этом номере:

Работа с благородными (Лариса ФЕДИШИНА)
Против рекламы (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Как блоги с медиа сошлись (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Бизнес готов помочь (Виктор ЦАРЕВ)
Идут по плану (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Экспертный подход (Марина БУШУЕВА)
Ценности никелевого (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Котел опять в работе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Идей становится больше (Мария СОКОЛОВА)
Цель – сервис-партнерство (Татьяна РЫЧКОВА)
Головной процесс (Лариса ФЕДИШИНА)
Зависит от каждого (Лариса ФЕДИШИНА)
Всем нужен мастер (Лариса ФЕДИШИНА)
Мастер-класс дал Тарас (Марина БУШУЕВА)
Курс выбран (Владислав ШУКШИН)
Создавая сообщество (Владислав ШУКШИН)
Желаемое и действительное (Лариса ФЕДИШИНА)
Не наш вариант (Лариса ФЕДИШИНА)
Знает, что ищет (Мария СОКОЛОВА)
Наградить и ободрить (Валентина ВАЧАЕВА)
Праздник к нам приходит (Владислав ШУКШИН)
Подарок для каждого (Владислав ШУКШИН)
Билеты уже есть (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Победа за армейцами (Виктор ЦАРЕВ)
Первое золото (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск