Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Честная работа
ПРЕМЬЕРА
15 апреля 2015 года, 20:41
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Премьера фильма “Территория” режиссера Александра Мельника оказалась долгожданной в прямом и переносном смысле.  
В прямом, потому что после окончания съемок-2011/12 еще два года ушло на подготовку картины. В переносном – не так часто Норильск и его окрестности становятся съемочной площадкой… К тому же в том, что фильм выходит на экраны, есть заслуга “Норильского никеля”, который помог в организации съемок на плато Путорана, и норильчан, снимавшихся в массовых сценах на Октябрьской площади в ночь с 11 на 12 июля 2011 года.
Все они – и в первых строках Заполярный филиал – перечислены в титрах версии фильма, которую Александр Мельник и артист Константин Балакирев презентовали в Норильске за два дня до выхода “Территории” в российский прокат. 14 апреля зал “Синема-АРТ-холла” заполнили представители норильской геологии, которым досталась львиная доля пригласительных билетов, авиаторы, спасатели, статисты – в общем все, кто здесь, в Норильске, каким-то образом помог команде Александра Мельника в создании фильма.
Дебют на пятерку
Сразу скажем, что эпизод, ради которого четыре года назад перекрывалось движение в городе, в предпремьерный показ не вошел, но режиссер сказал, что именно с него начинается полная версия картины.
Основное действие фильма  разворачивается на фоне эпичных ландшафтов плато Путорана и бухты Провидения на Чукотке: по сценарию это место, где геологи конца 50-х годов прошлого века искали и нашли золото. Об этом роман Олега Куваева “Территория”, называемый сегодня не иначе как культовым. По нему в конце 1970-х уже снимался фильм со звездами советского кино Банионисом и Глузским в главных ролях, но в отличие от книги та “Территория” не стала событием.
Александр Мельник прочел роман студентом в геологической экспедиции. В 1978-м ему было 20 лет, и, по его словам, с тех пор он выучил книгу почти наизусть:
– Когда задумал снимать фильм, казалось, что сделаю это легко. Но это только казалось...
О том, что съемки “Территории” были трудной работой, свидетельствует прежде всего сама картина. Она у бывшего инженера-геолога, журналиста, издателя и организатора кинокомпании “Андреевский флаг” не первая. В 50 лет он дебютировал как режиссер “Новой земли”. Это был третий проект кинокомпании, к тому времени ставшей известной благодаря номинированному на “Оскар” фильму Сергея Бодрова “Монгол”.
Сегодняшний руководитель “Андреевского флага” Мельник-младший во время съемок в Норильске рассказывал “ЗВ”, что режиссерский дебют отца был на пятерку:
– Но со знаком и плюс, и минус. Было огромное количество людей, его не принявших, но еще больше тех, кто считает, что “Новая земля” – лучшее кино за последние 20 лет. Настоящее, искреннее, очень серьезное и глубокое.
Любви много не бывает
“Настоящее, искреннее, очень серьезное и глубокое” – это и о “Территории”. И без всяких минусов, по крайней мере, для первых норильских зрителей. За два с половиной часа из зала не вышел ни один человек, а после сеанса нашлись желающие поговорить с режиссером и исполнителем роли шурфовщика Кефира, обаятельным Константином Балакиревым.
Артист сожалел о том, что ему довелось работать в Путоранах не так долго, как хотелось. После съемок своих сцен он пытался остаться в экспедиции в любом качестве, но, по его словам, в группе даже на подхвате трудились доктора наук и тому подобные персоны... Роль философствующего шурфовщика Балакирева вполне устроила, хотя, пошутил актер, поначалу он хотел играть Чинкова...
– Или Монголова, или Баклакова, или Гурина... Когда режиссер предложил роль Кефира, то я сразу согласился. Но Александр Владимирович утвердил меня только после проб.
Добавим, что свою роль Константин Балакирев сыграл блестяще. Впрочем, то же самое можно сказать о Константине Лавроненко (Чинков), Григории Добрыгине (Баклаков), Егоре Бероеве (Монголов), Евгении Цыганове (Гурин). В фильме не оказалось ни одной проходящей роли. Все запоминающиеся – как мужские, так и женские.
Уже цитированный продюсер Антон Мельник в свое время на вопрос: “Не делаете ли вы сугубо мужское кино?” – ответил, что на экране будет много любви...
В предпрокатной версии много любви не показалось. Может, оттого, что и в жизни, и на экране ее много не бывает. Прекрасная актриса Ксения Кутепова, чей голос звучит и за кадром, в кадре – женщина героя Евгения Цыганова. Но вопрос: любимая ли? Вернее, насколько любимая?
С парой Монголов (Егор Бероев) и героиня Ольги Красько все понятнее: по сценарию они женятся. А самые красивые отношения героев Григория Добрыгина и актрисы Якутского театра Тамары Обутовой даны пунктиром. Если в полной версии предусмотрено более подробное развитие темы, думаю, зрителей это обрадует.
Как положено мужчине и человеку
Вне зависимости от версии “Территория” – кино о любви, дружбе и предательстве, настаивает Александр Мельник.
О людях, которые живут “ради непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека”, пишет автор романа.
– Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тек бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил, как положено мужчине и человеку. Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная гармония пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость твоей работы – тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: “А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!”
К продолжению собственно геологической темы режиссер больше не планирует обращаться. Об этом Александр Мельник сообщил норильчанам после просмотра. По его словам, все, что он хотел сказать и рассказать о людях этой профессии, он сделал в “Территории”. Больше ему добавить нечего.
Как написал один рецензент, фильм не разойдется на цитаты, зато запомнится уникальной красотой Севера, потрясающими ролями потрясающих актеров (даже Евгений Цыганов из “Оттепели” Тодоровского бледнеет в сравнении с  Цыгановым  в “Территории”). Кому-то, возможно, понравится музыка финского композитора к фильму и звучавшие в нем старые бардовские песни “о главном”. Сам Александр Мельник на встрече со зрителями высоко оценил работу оператора-постановщика Игоря Гринякина, художника-постановщика Эдуарда Гизатуллина и всей своей международной команды (операторов из Франции, гримеров из Англии). Режиссер не скрывал своей гордости, что сумел снять такой фильм там, где никто раньше не снимал игровое кино.
Особенно не распространяясь обо всех трудностях работы на Таймыре и Чукотке, Александр Мельник ответил на вопрос об экспедиционных потерях. Ими оказались олени, растерзанные хозяином территории – медведем, и им же придавленная собачка. С актерами, слава богу, обошлось, хотя все в основном работали без дублеров. А вот одному из каскадеров не повезло: спускаясь с горы на лыжах, он сломал обе ноги (как Цыганов – Гурин в фильме), но сейчас с ним все в порядке.
Во время обсуждения режиссера спросили о бюджете “Территории”. Выяснилось, что полученных из разных источников 500 миллионов не хватило, чтобы закончить картину, и у компании образовались долги. Теперь важно, чтобы фильм окупился в прокате. Также Александр Мельник пообещал, что в конце мая “Андреевский флаг” приступает к очередному проекту. Что это будет, станет известно 28 мая.
0

Читайте также в этом номере:

Свет Благодатного огня (Лариса ФЕДИШИНА)
Лыжня зовет (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Ключевая ТОФ (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Труд под охраной (Виктор ЦАРЕВ)
Ответы и решения (Инна ШИМОЛИНА)
Застропили на результат (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Телеминута славы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Русский стиль (Екатерина БАРКОВА)
В гостях у солнца (Подготовила Мария ГРИГОРЬЕВА)
Планы на осень (Игорь АРИСТОВ)
Время крыш (Екатерина БАРКОВА)
Законные бездомные (Екатерина БАРКОВА)
По мирной улице (Лариса ФЕДИШИНА)
Труба зовет (Иван ТАГАНКИН)
“Путь меча” в Норильске (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Первое золото (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск