Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Возможно, но сложно
Мнение эксперта
8 июля 2013 года, 14:11
Прокомментировать планы вертолетной экспедиции “Россия 360” журналисты “Заполярного вестника” попросили заслуженного пилота России Александра ПЛЕНКИНА.
За 30 с лишним лет работы в Норильске Александр Николаевич налетал на вертолетах в Заполярье и Арктической зоне более 17 тысяч часов, имеет квалификацию пилота-инструктора, участвовал в пяти экспедициях на Северный полюс в качестве командира летной группы.
– Александр Николаевич, насколько велики, на ваш взгляд, шансы экспедиции реализовать программу? Согласились бы вы принять в ней участие в качестве одного из пилотов?
– Я достаточно авантюрный по характеру человек. Наверное, другие люди в полярной авиации и не работают. Но “авантюризм” полярных пилотов, отвечающих за жизнь и здоровье пассажиров и экипажа, за сохранность доверенной им авиатехники и грузов, всегда опирается на тщательный расчет, на трезвую оценку собственных сил и технических возможностей воздушного судна. Маршрут экспедиции “Россия 360” проложен в совершенно различных климатических зонах, в районах со сложнейшими метеоусловиями, над безориентирной и слабозаселенной местностью Арктическиго побережья. Какова бы ни была степень проработки маршрута его организаторами, из соображений безопасности лететь на огромное расстояние над малонаселенными территориями можно только парой вертолетов. Если это условие выполнено, можно приступать к дальнейшей детальной проработке маршрута.
– С какими трудностями столкнутся пилоты-любители, отважившиеся облететь Россию вдоль ее северных границ?
– У меня сложилось представление, что путешественники просто не представляют, с какими трудностями столкнутся. Имея налет в 200 часов в условиях Подмосковья, трудно спрогнозировать летные условия на протяжении всего маршрута, и только индивидуального героизма мало для его успешного прохождения.
Начну с вертолета Robinson R66. Это современный и надежный вертолет, но он не оснащен системой противообледенения. В зоне Арктического побережья в июле температура, как правило, колеблется от –2 до +2 градусов. В условиях повышенной влажности это как раз тот температурный диапазон, когда риск сильного обледенения особенно велик.
В летние месяцы на побережье неделями стоят туманы. В 2001 году во время аварийно-спасательной экспедиции по поискам потерпевшего крушение вертолета, летевшего из Диксона на мыс Челюскин, поисковые вертолеты в течение девяти суток не могли подняться в воздух по метеоусловиям в связи с ограниченной видимостью.
Обращу внимание на технические моменты. Имеют ли пилоты допуск на техническое обслуживание вертолета? Вряд ли. Для этого надо пройти серьезный курс обучения, иметь практические навыки. На современных вертолетах иностранных модификаций пилот участвует только в предполетном осмотре воздушного судна и его заправке. Даже мелкие поломки и неисправности на воздушных судах могут исправлять только специалисты с соответствующей квалификацией. Даже замену масла и фильтров осуществляет специально обученный персонал. В авиакомпаниях обслуживанием вертолетов занимается бригада техников, во время длительных перелетов входящая в состав экипажа, которая согласно регламенту через определенное количество летных часов проводит ту другую форму ТО. В составе дальней вертолетной экспедиции обязательно должен быть опытный инженер по планеру и двигателю.
– Какие еще факторы осложнят путешествие?
– Полет воздушного судна – это не только работа пилотов. Огромное значение имеет наземное сопровождение. На протяжении всего маршрута должно быть налажено аэронавигационное обеспечение, экипаж должен оперативно получать метеорологическую информацию.
Даже опытнейшие пилоты, имеющие налет по несколько тысяч часов, перед совершением полета в незнакомой местности обязательно проходят дополнительную подготовку. Необходимо еще раз изучить карты данной местности, пообщаться с местным летным персоналом. Если вы не хотите столкнуться с неприятными неожиданностями на маршруте, в каждом пункте посадки перед преодолением очередных 500–600 километров нужно потратить значительное время на подготовку к прохождению этого участка.
В авиации зла никто никогда друг другу не желает. Такая у нас профессия. И я хочу, чтобы у ребят все получилось. Никто еще не совершал такого сложного путешествия. Пусть у них получится! Но прежде чем отправляться в путь, им следует просчитать свои возможности еще один раз. И пусть – это настоятельное пожелание – усилят экспедицию еще одним вертолетом.
 
В ТЕМУ
 
Хроника одиночных перелетов
Журналисты “ЗВ” выяснили, что дальние одиночные перелеты на вертолетах, несмотря на сложность в организации таких экспедиций и существенный риск, все-таки имели место в последние годы. Вот короткая хроника таких достижений.  
Рекорд первого и самого быстрого кругосветного путешествия, осуществленного женщиной на вертолете, был поставлен 15 лет назад 57-летней англичанкой Дженнифер Муррей, которая вместе со вторым пилотом Квентином Смитом пролетела на вертолете Robinson расстояние в 57 448 км за 97 дней. Они пересекли 26 стран, сделали 80 остановок для заправки, а кроме того, успели посетить Монако и присутствовали на церемонии передачи Гонконга Китаю. Они пролетели над одним из самых высокогорных ледников мира на высоте 2926 м при температуре –13 С. Путешествие принесло 162 500 долларов в Фонд защиты детей.
 
В сентябре 2012 года пилоты одного из подмосковных аэроклубов Дмитрий Ракитский и Михаил Фарих совершили перелет из Москвы в Южно-Сахалинск за 4 суток 5 часов 15 минут. Маршрут пролегал через Казань, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск. Всего пилоты сделали 11 посадок для дозаправки. Они пересекли Россию, перегоняя вертолет Robinson R44 заказчику в Южно-Сахалинске.  
Подготовка к путешествию заняла у пилотов всего несколько дней. Были определены места заправки и ночлега, составлен маршрут и штурманский план.
Пилоты выразили глубокую благодарность диспетчерам, которые контролировали и направляли экипаж с земли, оба признали, что без поддержки “внизу” этот перелет не состоялся бы.
 
В апреле 2013 года Михаил Фарих и Дмитрий Ракитский совершили еще одно рекордное путешествие – на вертолете Robinson R66 покорили Северный полюс. Путешествие туда и обратно всего за 13 дней стало уникальным: прежде машины такого типа не долетали до тех широт.
Было преодолено более 12 тысяч километров, израсходовано семь тонн топлива. На пути к полюсу Михаил и Дмитрий совершили пять посадок для дозаправки, часть из них – на островных территориях, часть – на льды, возле полярных станций.
 
Когда номер готовился в печать
Когда номер готовился в печать, пришло трагическое известие из Якутии. 2 июля на севере республики потерпел катастрофу вертолет Ми-8 “Полярных авиалиний” – попав под мощный нисходящий воздушный поток, воздушное судно с 25 пассажирами и тремя членами экипажа на борту задело хвостом склон горы, ударилось о землю и загорелось. По предварительным данным, 15 человек погибли.
На борту вертолета находилось 11 детей. Также в вертолете были депутаты парламента Якутии и высокопоставленные представители АК “АЛРОСА”.
В район “жесткой посадки” Ми-8 направлен самолет и несколько вертолетов со спасателями. Всего к поисково-спасательным работам привлечено более ста человек. По предварительной версии, причиной аварии могли стать сложные метеоусловия.
Пилоты-любители Михаил Фарих и Дмитрий Ракитский в Арктике
0

Читайте также в этом номере:

Сомнительные баллы (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Они охраняют президента (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Настроение на новую жизнь (Екатерина БАРКОВА)
Красный – значит красивый (Елена КОВАЛЕНКО)
Формат имеет значение (Вера КАЛАБЕКОВА)
Кому нужен статус? (Валентина ВАЧАЕВА)
На “ты” с банкоматом (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Монетой можно платить (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Ждем всходов! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Невесты вышли на парад (Юлия КОСТИКОВА)
На месте старой свалки (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск