Только положительные эмоции
ГОСТЬ “ЗВ”
10 ноября 2016 года, 15:28 Фото: Александр ХАРИТОНОВ Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Народный артист России, заслуженный деятель культуры России Александр ЗЫКОВ уехал из Норильска десять лет назад, но связи с городом и театром не прерывал. Все это время поклонники продолжали следить за его творчеством.
После Норильского Заполярного Александр Зыков семь лет занимал должность главного режиссера Новосибирского театра “Красный факел”, много ставил в разных городах. В 2011-м его “Продавец дождя” с Сергеем Ребрием в главной роли открыл Первый международный фестиваль искусств северных городов мира “Параллели”. – Довольно часто меня приглашают ставить в Барнаульскую драму. В связи с тем что там нет главного режиссера, директор театра Любовь Михайловна Березина консультируется со мной по многим вопросам. У кого-то даже создается ощущение, что я в этом театре при должности, на самом деле я приезжаю как приглашенный режиссер. После обширного инфаркта я стал достаточно трусливым и уже боюсь возглавлять театр. В “Красном факеле” года три никого не принимали на должность главного режиссера. Кулябин все время говорил: “Может, подумаешь?” Но я не решаюсь. Когда выпускаешь спектакль, испытываешь стресс, но это краткий период. А когда стресс тебя преследует круглосуточно, это чревато серьезными последствиями. – Получается, что вы ставите спектакли в Барнауле по старой дружбе с бывшим директором нашего театра. Над чем работали в последний раз? – Это была пушкинская “Барышня-крестьянка”. Делали спектакль с командой, хорошо знакомой норильчанам: Андреем Федоськиным, Николаем Реутовым. После возвращения из Норильска возьмусь за их юбилейную программу. Барнаульская драма на 20 лет старше Норильской. Ей – 95. – Как вы себя чувствуете в Норильске, в театре, спустя столько лет? – Испытываю только положительные эмоции. Раньше в книгах читал о том, что люди, прошедшие войну, вспоминают ее с удовольствием, а теперь вот понял почему. Тогда они были молоды и полны сил. Я приехал в Норильск не юношей, но еще был полон сил. Это было очень интересное место для работы. Я всегда считал, что если в труппе есть четыре хороших артиста, то это уже хороший театр. А здесь была очень хорошая труппа. Это не моя заслуга, поэтому я так и говорю. Уже при мне приехали Сергей Ребрий, Лаврентий Сорокин, пришла в театр выпускница колледжа искусств, к которому я тогда имел отношение, Аня Титова. Еще во времена советской власти в Норильске была некая “самость”, то есть можно было прийти в горком и сказать: “Знаете, есть замечательная пьеса, но в Москве ее не разрешают к постановке…”. И запрещенная в столице пьеса появлялась в репертуаре нашего театра. К счастью, когда цензура рухнула, необходимость в подобных хитростях исчезла. К сожалению, сейчас опять накатывает такой период. Правда, он подлее устроен. Помните довлатовскую фразу: “Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?”. Их же кто-то писал… Сначала эти люди рушили церкви. И эти же люди (я убежден) сегодня приходят с хоругвями и требуют снять рок-оперу “Иисус Христос – суперзвезда”, в которой нет никакой хулы Христа. – Вас эти веяния коснулись? – Меня нет, но это существует сегодня. Так было у Тимофея Кулябина с постановкой вагнеровского “Тангейзера”. Я сказал ему тогда, что Гитлер для популяризации Вагнера столько не сделал, сколько он одним своим спектаклем. Пришел, извините, поп, который, как выяснилось, умеет играть на гармошке. И он уже специалист. Это подло. Очень легко спровоцировать толпу на какое-то действие. Очень легко. Но самое главное – это делает та же самая категория людей, которые в свое время иконами накрывали кадки с капустой… – Какие ваши постановки и сегодня идут в “Красном факеле”? – До сих пор в афише “Продавец дождя”. Уже артисты повзрослели... и надо бы их заметить… Идет и “Поминальная молитва” с Семеном Фурманом. – Какой город вы считаете главным в своей жизни? – В моей биографии мало городов. Начинал в Пензе. Через два с половиной года, меня назначили главным в Оренбург. Потом был Норильск. Сейчас живу в Новосибирске. В “Красном факеле” мне было очень хорошо. Считаю, что художественное руководство в театре следует время от времени менять. Театр как любой живой организм – рождается, взрослеет, потом стареет и умирает. Пример – Малый театр. Он никак не меняется. – А захаровский Ленком? – Он очень постарел, хотя не всем это заметно. Сегодня это другой театр. Считаю, что и Таганка умерла до того, как уехал Любимов. Изменилось время, а любимовская программа по-прежнему была направлена против Сталина. – Смотрите “Таинственную страсть” по Аксенову на Первом? Вы ведь шестидесятник. – Шестидесятники немножко старше меня, но в принципе, это и мое время. Кусочками посмотрел: у меня немножко другое представление об этом времени и о людях. Мне кажется, что нельзя лакировать героев… – Евтушенко, например, достаточно противоречивый. – Мне не очень понравился в этой роли Филипп Янковский, которого я знал еще ребенком, когда мы приятельствовали с его отцом (Олегом Янковским. – Ред.). – А с кем из своей молодости вы до сих пор поддерживаете отношения? – Больше всего с Юлием Кимом, с которым мы знакомы с 1967 года. – Что скажете о номинировании на “Золотую маску” норильского “Дяди Вани”? – Рад. Очень рад. Больше сказать пока нечего, так как не видел спектакль. Будем надеяться, что пока. А вдруг его возьмут в проект “Золотая маска” в кино” и не надо будет ехать на фестиваль в Москву или снова в Норильск, чтобы увидеть спектакль. Досье С 1968-го по 1970 год работал актером в Театре юного зрителя (Тверь). В 1975-м окончил режиссерское отделение ГИТИСа. Учился мастерству у А.В. Эфроса. С 1975-го по 1978 год работал режиссером в Пензенском театре драмы. С 1978-го по 1986 год возглавлял Театр драмы в Оренбурге. С 1989-го до 2006 года был художественным руководителем Норильского Заполярного театра драмы. С сентября 2006-го по июнь 2013 года – главный режиссер театра “Красный факел”. |
0 | Твитнуть |