Между небом и землей
ПРОМПЛОЩАДКА
10 ноября 2016 года, 14:22 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
|
Ремонт оснастки и армировки клетевых, скиповых и вентиляционных стволов – это работа, которую нужно делать быстро и качественно, чтобы не останавливать процесс добычи руды. Этим занимаются ремонтники, прошедшие строгий профессиональный отбор.
Значительная часть текущих и капитальных ремонтов основных производственных фондов рудника “Комсомольский” шахты “Комсомольская” выполняется силами подземного ремонтно-монтажного участка №1 треста “Норильскшахтсервис” ООО “Норильскникельремонт”. Как пояснил начальник участка Александр Котов, в понятие “основные производственные фонды” входит большое количество шахтного оборудования. Прежде всего ремонт и обслуживание шахтных вагоноопрокидывателей, дробильных комплексов, трактов выдачи руды, замена подъемных сосудов – скипов, клетей, противовесов и контейнеров, замена направляющих, подъемных и уравновешивающих канатов. Но главное – шахтные стволы. Ремонт оснастки и армировки клетевых, скиповых и вентиляционных стволов – одно из главных звеньев в сложной цепочке добычи богатой руды. Это не только сложное по структуре и важное по своему предназначению оборудование, но и весьма дорогостоящее. Стоимость одного каната, к примеру, около пяти миллионов, а таких канатов, только направляющих, 16 штук, не считая уравновешивающих и подъемных. Кроме того, при их ремонте необходимо останавливать тракт выдачи руды “Комсомольского”. Что такое остановка тракта – это простои, потеря объемов добычи, а значит, ремонтники должны все сделать быстро и качественно. – Несмотря на сложность и ответственность выполняемых нами работ, могу утверждать, что для наших специалистов нет ничего невозможного, – подчеркивает Александр Котов. – У нас не самый большой участок, почти полсотни слесарей по ремонту и обслуживанию оборудования и электрогазосварщиков. Практически все – высококвалифицированные и опытные специалисты-монтажники. По-другому и быть не может, потому что наша профессия, помимо всех сложностей, еще и опасная. Ремонтникам приходится работать в стволе на километровых высотах с очень тяжелым материалом. Так как каждый канат 38,5 мм в диаметре и длиной почти в километр, соответственно, и вес каждого почти 12 тонн. Сложность еще и в том, что людям нужно одновременно работать как в копрах, так и в стволе. Например, чтобы заменить какой-нибудь канат или подъемный сосуд, одно звено спускается под землю, другое действует на поверхности. Несмотря на то что расстояние между людьми, выполняющими одну задачу, достигает 850 метров, все делается синхронно. Так что все на участке Котова прошли строгий отбор. – Один из наших лучших работников, несомненно, Игорь Петлин. Он, можно сказать, наш локомотив, – подчеркивает начальник участка. – Его опыту можно позавидовать, потому что он у нас не просто слесарь по ремонту и обслуживанию, а основной бригадир-мастер. Умеет организовать работу нескольких звеньев, может и сам отремонтировать хоть ствол, хоть клеть. Ангелы в стволе Мастера-бригадира Игоря Петлина мы застали на участке, где ведется замена направляющего каната №7 скипового подъема южной подъемной машины. Дополнительная сложность от большого водопритока, так что специалистам, помимо обязательных средств индивидуальной защиты, приходится надевать еще и специальные резиновые робы, что не очень удобно. В то же время на горизонте юг –580 метров ведется ремонт дробильного комплекса. Его делают раз в 15 лет, и он требует четкой предварительной организации. Работать ремонтникам, причем нескольких организаций одновременно, приходится в тесном замкнутом пространстве. Поэтому нашему герою на месте никак не сидится, ему нужно быть в двух местах одновременно. – Есть монтажники-высотники, а мы монтажники-стволовики, это специфическая профессия, не для всех, – подчеркивает Игорь Петлин. – Работать приходится на разных высотах: спуск-подъем, тракт выдачи руды, клети, копры. Когда я начинал на “Октябрьском”, одна наша старейшая работница называла нас ангелами, потому что мы работаем между небом и землей, то на копре, который тянется на 60 метров вверх от земли, то на стволе. Ствол – это замкнутое пространство, возвышающееся на много метров над землей и уходящее на километры под землю, и в таких условиях необходимо найти и устранить поломку. Бывает, в смену ты начинаешь работать на высоте 50 метров от земли, через полтора часа переходишь под землю на отметку –850. Иногда приходится работать по локти в воде, но расслабляться никак нельзя. Такая у нас работа, где каждый мужчина может доказать самому себе, что на многое способен, за это я и люблю ее. По пути открытий Игорь Петлин – из семьи потомственных геологов. Но несмотря на то что еще его дедушка и бабушка искали во глубине норильских гор руду и даже родился он в Талнахе, в поселке Геологов, по стопам родных не пошел, в 90-х геологи были не очень нужны государству, а механик – профессия вечная. Всегда найдутся механизмы, которые нужно отремонтировать. Поэтому, окончив Уральскую государственную горно-геологическую академию, он решил изменить семейную традицию. Получив в академии диплом горного инженера-механика в 1996 году, Игорь вернулся в родной Норильск. Вот уже 20 лет работает в тресте “Норильскшахтсервис”, ремонтирует рудное оборудование. А начинал с простого слесаря на “Октябрьском”, затем перешел на “Комсомол”, и вот уже и звание “Кадровый работник” “Норильскникельремонта” получил. А любовь к геологии удовлетворяет в путешествиях по Таймыру. Игорь Петлин – один из самых известных путешественников-исследователей не только нашего полуострова, но и Арктики, член норильского клуба исследователей Таймыра (КИТ). – Был и на Диксоне, и на побережье Карского моря, и на Енисейском заливе, – рассказывает Петлин. – Меня интересуют не столько километры, сколько история освоения Таймыра. Изучаю маршруты и документы экспедиций Урванцева, Минина, Стерлигова и Миддендорфа, того же Харитона Лаптева. Преклоняюсь перед личностью нашего легендарного Никифора Алексеевича Бегичева. Хочу, чтобы люди всегда помнили и знали об их подвигах и открытиях. Раньше путешествовал с напарником, а последние три-четыре года один. Отчеты о путешествиях Петлина можно посмотреть на его личном сайте. В прошлом году, несмотря на все трудности, я попал на юбилей Диксона. Мне очень интересна история этих мест. Ведь Диксон – это столица Арктики, и я рад, что жизнь там возрождается, – подытоживает Петлин. ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА ИГОРЯ ПЕТЛИНА: 2002 г. – благодарность от руководства ООО “Норильскникельремонт”; 2004 г. – звание “Лучший рабочий ОАО “НГК” (“Лучший рабочий ЗФ ОАО “ГМК “НН”); 2005 г. – благодарность от руководства ООО “Норильскникельремонт”; 2010 г. – почетная грамота ООО “Норильскникельремонт”; 2011 г. – “Лучший рабочий ООО “Норильскникельремонт”; 2015 г. – благодарность генерального директора ООО “Норильскникельремонт”. |
0 | Твитнуть |