Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Краски в руки
СВОБОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
6 декабря 2013 года, 10:26
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Научиться рисовать – мечта многих. Но часто она остается несбывшейся. Корреспонденты “ЗВ” побывали в изостудии для взрослых и убедились, что овладеть карандашом и кистью можно в любом возрасте.
Мы с фотографом стоим перед картинами, развешанными на стене в Публичной библиотеке.
– Не может быть, чтобы их написали любители, – говорю я. – Это же работы уровня профи.
Но факт есть факт: перед нами выставка картин*, созданных не профессиональными художниками, а обычными норильчанами. Просто их научили рисовать.
Мужчины не рисуют?
В изостудии “Талант” – очередной урок живописи. Занятия проходят в Публичной библиотеке. Сейчас здесь обучается группа из десяти человек, все женщины.
– А мужчины что, менее склонны к художественному творчеству? Или стесняются, мол, это немужское увлечение? – спрашиваем у преподавателя Надежды Пенцак. В ответ она иронизирует:
– Ну да. Особенно если учесть, что живопись испокон веков была преимущественно мужским делом.
И добавляет:
– Мужчины в студию записываются, но редко. Один вот ходил полгода. А потом женился…
– За этим, наверное, и ходил, – шутит кто-то с задних рядов. Женщины саркастично хмыкают и продолжают корпеть над альбомными листами.
Сегодня обстановка напоминает урок труда. Работают не за мольбертами, а за столами: вырезают по контуру рисунок и приклеивают его к другому так, чтобы одна часть выступала рельефом над другой. На эту заготовку и ляжет будущая картина.
– Это объемная живопись в технике декупаж, – поясняет Надежда Пенцак. – Задание нетрадиционное, но все законы живописи, построения пространства, композиции тут действуют.
В студии пробуют разные материалы: карандаши, пастель, гуашь, акриловые и акварельные краски, восковые мелки и уголь. Но в основном занимаются масляной живописью – она больше нравится. И, как ни странно, проще в освоении, чем акварельная техника. В акварельном рисунке сложнее исправить ошибки, он требует хорошо поставленной руки и уверенных движений.
Мир – цветной
Глядя на готовые работы учениц Надежды Пенцак, трудно поверить, что авторы этих картин три года назад пришли заниматься живописью с нуля. Но никто из них действительно раньше не имел отношения к изобразительному или прикладному творчеству. Разве что Наталья Кожарская, специалист научно-технического управления Заполярного филиала, увлекалась рукоделием и гобеленами.
– Занятия в студии обогатили мою жизнь, и я ничуть не преувеличиваю, – поделилась с “Вестником” Наталья. – Речь не только о том, что серыми зимними вечерами созерцаешь яркие краски. Ни с чем не сравнить чувство восторга и детского восхищения, когда у тебя получается, и получается не хуже, чем у мастеров. Хорошо сказал Пикассо: “Искусство смывает пыль повседневности с души”. И пока человек сохраняет способность учиться чему-то новому, он развивает ум.
– А занятия живописью меняют взгляд на повседневный мир?
– Конечно. Начинаешь замечать гораздо больше деталей и полутонов. Меняется и отношение к окружающим, их поступкам. Ты понимаешь, что люди не черно-белые, они тоже из множества оттенков (смеется).
Собственноручно опробовав кисть и краски, узнав множество приемов и тонкостей, Наталья теперь иначе оценивает  профессиональные работы.
– Были на Алтае, ходили по уличным торговым рядам, где художники продают картины. Многие из них я могла бы написать запросто, – говорит она. – Мы с приятельницей теперь шутим: маститых художников из нас, может, и не получится, но критиками мы будем отменными.
Еще одна ученица – главный бухгалтер одного из торговых центров города Светлана Маслова посещает курсы рисования вместе с дочерью.
– Сейчас наша семья буквально сидит на чемоданах, собираемся переезжать на материк, в Ейск, – говорит она. – Там я буду продолжать занятия живописью. И уже через знакомых нашла студию недалеко от дома.
– Многие хотят научиться рисовать и даже знают, что в Норильске есть курсы для взрослых, но не решаются пойти. Кто-то стесняется выглядеть неумехой, кто-то не верит в то, что у него получится…
– Значит, просто недостаточно хотят. Отговорки всегда найдутся. Надо уметь оторвать пятую точку от дивана, а руку – от телевизионного пульта. Мы ходим сюда не для кого-то, а для себя. Для собственного удовольствия.
Уже не моветон
Изостудии для взрослых сейчас распространены повсеместно. Даже в Норильске их, как выяснилось, не одна, а несколько. А раз есть предложение, значит, есть спрос. Люди хотят учиться рисовать.
– С одной стороны, со взрослой аудиторией работать проще – она быстрее схватывает и понимает, – продолжает Надежда Пенцак. – С другой – взрослые не хотят учиться “правильно”, по программе, как это делают в учебных заведениях. Они хотят выполнять сразу сложные творческие задания  и как можно скорее видеть результат.
– Хотят, чтобы сложно, но быстро и красиво?
– Да. Поэтому мы стали использовать пошаговую методику – я показываю, они повторяют. И непосредственно в ходе работы над картиной изучают законы живописи.
Законы живописи для многих оказываются настолько неожиданными, что буквально переворачивают мировоззрение, ломая множество стереотипов.
Одним из самых сложных для постижения оказывается цветоведение. К примеру, в сознании неискушенного в живописи человека серый тон – это просто микс черного и белого. Однако грамотному художнику даже не придет в голову писать картину смесью этих двух цветов – изображение выйдет плоским и безжизненным. Чтобы получить нужный оттенок серого, живописец смешает несколько теплых и холодных красок. Фиолетовый, кобальт, краплак и кадмий желтый дадут один оттенок, а те же краски, только с кадмием лимонным, – совсем другой.
Что касается жанров, в студии предпочитают натюрморт и пейзаж. С натюрмортом понятно, а вот осваивать пейзаж без набросков на пленэре, только по памяти – дело невозможное даже для профессионала. Но зимой в Норильске на улицу с мольбертом не выйдешь.
– Мы активно работаем с фотоматериалом, – поясняет Надежда Пенцак. –  Долгое время считалось моветоном использовать в работе фотоснимки, особенно на заре фотографии, когда она начала приобретать популярность и большинство живописцев категорически ее отвергли. Но многие увидели в ней и подспорье в работе.
Сейчас, говорит преподаватель, в большинстве студий профессиональных художников можно увидеть фотокамеры.  Современная живопись и фотография сближены как никогда.
– Это не значит, что снимок надо перерисовывать один в один. Он всего лишь отправная точка, материал для переработки. Надо знать определенные приемы, чтобы, к примеру, вытащить первый план и углубить дальний, изменить освещенность предметов, уметь убрать лишнее из композиции, чем-то пожертвовать ради легкости и цельности…
Не выдержав, нас кто-то перебивает:
– Ой, я вчера пересматривала фотографии из Туниса. Уже знаю, что два-три пейзажа по ним могла бы написать.
Не так и дорого
– Хобби-то довольно затратное, – замечаем мы, продолжая наблюдать за творческим процессом.
– Так любое увлечение требует расходов, – отзываются из аудитории.  – Что, музыкой или парашютным спортом дешевле заниматься? Но удовольствие того стоит.
Интересуемся у Надежды Пенцак, что должно входить в минимальный комплект начинающего художника. Она перечисляет:
– Набор масляных красок – минимум 900 рублей. Его хватает примерно на год, но часто используемые цвета приходится докупать, на это уходит еще около тысячи. Кисти – от 70 до 500 рублей за штуку. Плюс к каждому заданию раз в месяц – холст, около 700 рублей. Плюс багеты, чтобы оформлять готовые работы… Хорошая бумага, хорошие карандаши, вообще любые художественные материалы недешевы.
– А сколько стоит само обучение?
– В месяц 3,5 тысячи рублей. Это за четыре трехчасовых занятия. Занимаемся по воскресеньям.
Про себя мы отмечаем, что стоимость курсов вполне божеская. В Москве подобные обходятся в 3–12 тысяч в месяц – в зависимости от оснащенности и престижности студии.
– Эта группа занимается третий год. Новичков будете набирать?
– Да, занятия с новым набором хотим начать после новогодних каникул. Так что желающие уже могут приходить и записываться.
На прощание мы желаем всем творческих удач. И покидаем студию не без чувства легкой зависти: надо же, они научились рисовать.
 
* Выставка картин в Публичной библиотеке будет работать весь декабрь и все новогодние праздники, бесплатно. Приходите, любуйтесь, восхищайтесь. И может быть, тоже решитесь попробовать себя в живописи.
Трудно поверить, что эти натюрморты написали непрофессионалы
0

Читайте также в этом номере:

А уши где? (Ольга ДМИТРЕНКО, учитель начальных классов лицея №3)
Не прошло и полгода (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Делай, как я (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Арктика”. Обновление (Екатерина БАРКОВА)
Метод Фомичевой (Валентина ВАЧАЕВА)
Приметы лета в декабре (Лариса ФЕДИШИНА)
Все очень просто… (Марина БУШУЕВА)
Надежды “Болеро” (Екатерина БАРКОВА)
Нет дыма без штрафа (Екатерина БАРКОВА)
Страсти над сеткой (Елена ПОПОВА)
Жизненно важно (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Звезду Ивану Ивановичу! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
С умеренным оптимизмом (Лариса ФЕДИШИНА)
Пример для подражания (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Потому что люблю папу (Андрей СОЛДАКОВ)
Спокойной ночи! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Пластиковый криминал (Марина БУШУЕВА)
Персональный подход (Андрей СОЛДАКОВ)
Третий – универсальный (Екатерина БАРКОВА)
Ждать уже недолго? (Лариса ФЕДИШИНА)
О Таймыре – детям (Марина БУШУЕВА)
Весело и сладко (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Шанс есть у каждого (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск