Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Храмов много не бывает
Норильский хронограф
3 ноября 2015 года, 19:59
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Стране Советов главным праздником ноября была очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996-м Ельцин подписал указ “О Дне согласия и примирения”. В нем сказано: “1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить год 80-летия Октябрьской революции – Годом согласия и примирения”. Новый праздник не прижился. Очень скоро его заменили Днем народного единства. Хотя какое может быть единство без согласия, примирения 
и веры?
На престольный праздник
6 ноября 1996 года, в праздник иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, в норильском соборе состоялся благодарственный молебен по случаю окончания его строительства и торжественное вручение символического ключа от храма епископу Красноярскому и Енисейскому Антонию.
Камень в  основание первой церкви в северном городе был заложен еще в июле 1991-го. За два года до этого в Норильск по направлению митрополита Новосибирского и Барнаульского (такое было деление в Патриархии в те годы) приехал 31-летний отец Сергий (Сергей Шачин). Приехал на совершенно пустое место. Первую церковь он организовал в пристройке дома на Набережной Урванцева, а в 1993-м на деньги, выделенные Норильским комбинатом, был построен первый храм – Иоанна Предтечи – и заложен фундамент собора. Его строительство финансировалось уже не только комбинатом, но и городом.
На престольный праздник 6 ноября 1997-го  в соборе прошло первое богослужение. Во всей красе, с куполами и крестами, храм предстал перед горожанами в год полувекового юбилея Норильска-города. Тогда же было совершено его освящение архиепископом Антонием, а Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил храму статус собора. Ждали его и на освящение, но не случилось. Зато в этом году, тоже юбилейном, но уже для комбината, Норильскую епархию посетил преемник Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, освятивший закладной крест под строительство нового храма. Это будет комплекс в честь новомучеников и исповедников земли Русской, в том числе и безымянных.
Среди тех, кому город обязан появлением в нем первого православного собора, помимо первого его благочинного отца Сергия следует назвать имя директора Норильского комбината Анатолия Филатова, впоследствии награжденного медалью “За труд во славу Святой Церкви”. В 2015-м наградили и президента “Норильского никеля”. Патриарх Кирилл вручил Владимиру Потанину орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени за помощь Норильской епархии.
Со всей страной
7 ноября 1967 года в Норильск
, где первая пробная телепередача вышла в эфир под новый, 1959-й, пришло Центральное телевидение. Первое, что норильчане увидели в этот день, был традиционный парад на Красной площади в честь круглой даты – 50-летия Великой Октябрьской революции.
Официально открытая в августе 1959-го Норильская студия телевидения восемь лет выдавала в эфир собственный продукт, сделанный, как правило, начинающими телевизионщиками с хорошим журналистским образованием. Среди первых были Анатолий Львов, впоследствии надолго связавший свою жизнь с Норильском, и Всеволод Вильчек, благословленный самим Константином Симоновым и ставший первостроителем всего советского и постсоветского телевидения, его социологом номер один. Возможно, именно они и их коллеги, также приехавшие на Север делать биографию, заложили базу, позволившую городу впоследствии отстоять местное вещание на отдельном канале, появившееся в октябре 1984 года.
Передачи из Останкино через систему “Орбита”, предназначенные для Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, поначалу транслировались два раза в неделю, потом три, четыре, ежедневно. В 1968-м в эфир вышла информационная программа “Время”, которую вместе со всей страной стали смотреть и в Норильске, причем – с появлением двух каналов – по двум сразу.
По воспоминаниям норильчан 60–70-х годов, ни цвет, ни первые видеомагнитофоны не произвели на них такого фантастического впечатления, как приход на Север “Орбиты”. Интересно, что советское телевидение – ровесник Норильского комбината: первые телепередачи в Москве начались  в год начала строительства  НГМК – 1935-м.
Тот самый Урванцев
11 ноября  1939 года
Военный трибунал Ленинградского военного округа осудил на 15 лет исправительно-трудовых лагерей “за вредительство и участие в контрреволюционной организации” и.о. директора Всесоюзного арктического института Николая Урванцева, первооткрывателя Норильска, исследователя архипелага Северная Земля.
Через несколько месяцев приговор отменили и дело прекратили за отсутствием состава преступления. Урванцев в это время находился в одном из Соликамских лагерей. Известно, что там его нашла жена, Елизавета Ивановна.
По возвращении в Ленинград полярный исследователь получил приглашение на кафедру в горный институт, но вскоре последовал новый арест и очередной приговор. На этот раз – восемь лет ИТЛ. Отбывать срок покорителю Арктики выпало в Актюбинске, а с начала 1943-го – в Норильлаге.      
Впервые в Норильские горы Николай Урванцев попал через год после окончания горного отделения Томского технологического института, в 1919 году, по рекомендации Александра Сотникова. Потом в течение десяти лет каждый год в Норильск и на Таймыр будут отправляться экспедиции, которые подтвердят наличие не только угольных, но и медно-никелевых месторождений. Непременным их участником в статусе начальника  или научного руководителя всегда был Николай Урванцев.
…Самого знаменитого заключенного Норильска досрочно освободили и назначили старшим геологом геологического управления Норильского комбината уже в марте 1945-го. После победы с фронта к нему в чине капитана медицинской службы приехала верная Елизавета Ивановна.
В 1957-м Урванцевы вернулись в Ленинград, где Николай Николаевич продолжал заниматься геологией Арктики, а значит, и Норильском. За выдающиеся заслуги на этом поприще в 70 лет получил второй орден Ленина, а в 80 – орден Трудового Красного Знамени. Еще раньше за географические открытия был награжден Большой золотой медалью Географического общества.
Сам Николай Николаевич, написавший несколько книг о Норильске и две (до и после ареста) о Северной Земле, нигде и никогда не писал и не говорил о годах заключения. Возможно, просто не успел, ведь его не стало на заре перестройки и гласности, в феврале 1985-го.
В многочисленных публикациях о герое Севера часто пересказывается одна байка. Как-то Николай Николаевич мылся в бане с разрисованным татуировками уголовником. Тот долго рассматривал голого Николая Николаевича, а потом поинтересовался:
– Это ты тот Урванцев, который открыл Норильск?
Когда Николай Николаевич удовлетворил его любопытство,  последовало неожиданное предложение:
А не можешь ли ты закрыть его?..
 

 
Книга вышла в свет в 1969 г.
Николай Урванцев (в центре) с геологами Михаилом Годлевским и Владимиром Егоровым перед отъездом из Норильска
0

Читайте также в этом номере:

Стабильный результат (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Работа над условиями (Инна ШИМОЛИНА)
В двух направлениях (Беседовала Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Должность обязывает (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Создать команду (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Выгодное место (Анна ФИНН)
Сделай дело (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
GO Show: будет ярко (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Даешь парк! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Подарок к юбилею (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Высокие широты (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск