Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вся надежда на эмоции
Театр крупным планом
22 января 2015 года, 14:16
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Третья театральная лаборатория, открывшаяся в Норильске под занавес полярной ночи, длилась три дня. Каждый эскиз готовился тоже три дня, меньше – “Две дамочки в сторону севера”. Постановщик итальянка Алессандра Джунтини не прилетела, и не по причине нелетной погоды. Что-то там не сложилось с оформлением пропуска. На помощь пришла главный режиссер Норильской драмы Анна Бабанова.
Впрочем, нелетная погода тоже внесла свою лепту, задержав в разных аэропортах театральных критиков. Прорвался только куратор всех российских лабораторий, и “Полярки” в том числе, Олег Лоевский. И этого оказалось достаточно, чтобы во время обсуждения режиссерских эскизов из зрительного зала не ушел ни один человек.
Норильские зрители, в большинстве своем зрительницы, также были на высоте. Все три дня. Предсказуемы, но искренни и открыты к диалогу. И еще одна особенность: в зале было много еле сдерживаемых слез. Только первый эскиз по известной французской пьесе часто сопровождался смехом.
Для звезд
История двух немолодых сестер, путешествующих с прахом матери в поисках могилы отца “на каком-то из кладбищ возле Амьена, к северу”, начиналась прямо в зрительном зале, продолжаясь в лифте, морге, угнанном сестричками автобусе, полицейском участке... При таком сюжете в условиях малого зала режиссеру Анне Бабановой и художнику Фемистоклу Атмадзасу пришлось проявить чудеса изобретательности. Например, в качестве транспортного средства, которым управляла младшая сестра, была использована... продуктовая тележка.
Комедия (временами музыкальная) сопровождалась пением Нины Валенской и танцами, причем на танец Лариса Потехина в качестве молодого партнера пригласила из зала куратора “Полярки”.
Как сказал во время обсуждения Олег Лоевский, пьеса, может быть, не очень привычна для нашего сознания:
– В отечественном менталитете другие отношения со смертью, но мне кажется, что в эскизе за счет неукротимой актерской энергии получилась история не о смерти, а о жажде жизни.
Известно, что французский драматург Пьер Нотт написал “Двух дамочек” для французских звезд. В норильской версии ими стали две заслуженные артистки – Нина Валенская и Лариса Потехина. На пресс-конференции главный режиссер Анна Бабанова призналась: “Мои девочки стали для меня открытием”, а Олег Лоевский назвал артисток “замечательными клоунессами” и предложил оставить эскиз в репертуаре. Зрители согласились с экспертом.
Из чувства зависти
Эскиз по пьесе в клеймах “Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии” о реальной Ксении Григорьевне Петровой играли на большой сцене. Семь лет назад “Ксения Петербуржская” Вадима Леванова получила первый приз в номинации “Пьеса для большой сцены” на престижной “Евразии” и была поставлена в питерском Александринском театре и РАМТе еще при жизни драматурга. Вадим Леванов, один из идеологов “новой драмы”, умер в 44 года.
Недавний выпускник ГИТИСа, участник многих лабораторий Алексей Логачев сказал, что выбрал пьесу из чувства зависти к мужу Ксении Андрею Федоровичу:
– Счастье, когда рядом жена, которая тебя отмолит...
Эксперт назвал эскиз Логачева серьезной работой, особенно отметив Марию Нестрян в роли юродивой Марфуши. Зрители же забыли, что это эскиз, тем более что артисты в большинстве своем играли без текста в руках.
Об этом говорила на обсуждении актриса Варвара Бабаянц, сквозь слезы попросившая зал проголосовать за то, чтобы “Ксения” осталась в репертуаре.
При обсуждении прозвучало, что спектакль – новое слово в театральной России. Чаще говорили о главной героине только как о святой, забывая, что это прежде всего история простой женщины, которая после смерти мужа жила под его именем, скиталась по Петербургу, искупая самоотречением грехи своего Андрея Федоровича. Пьеса, хоть и в клеймах, но игровая, динамичная и музыкальная, с яркими образами. (На пресс-конференции Анна Бабанова помимо Марии Нестрян отметила Галину Савину в роли Ксении, Дениса Ганина, Юлию Новикову, Александра Жуйкова.)
Несмотря на теплый прием, Олег Лоевский предположил, что спектакль в Норильске не станет аншлаговым:
– Сколько зрителей он соберет, если в Петербурге его играют два раза в месяц? Запустить, показать три раза, и все?
В итоге было решено сыграть “Ксению” эскизом на благотворительном показе, пригласив в театр всех желающих, в том числе и представителей власти. А полюбившегося норильчанам режиссера позвать на еще одну постановку. Интересно, что выберет выпускник ГИТИСа, сделавший дипломный спектакль по Венедикту Ерофееву “Москва – Петушки”?
А где выход?
Молодому режиссеру (и артисту по первому образованию) Владимиру Смирнову, впервые принимавшему участие в лаборатории, пьесу Анжелики Четверговой выбирать не пришлось. Она ему досталась по остаточному принципу. Однако именно об эскизе Смирнова “Фиолетовые облака” эксперт выдал заключение: “Хоть завтра на сцену”. Малую.
Наивысшую оценку режиссеру и коллегам на обсуждении дала занявшая активную позицию Варвара Бабаянц.
– Второй день получаю колоссальное удовольствие от своих коллег, от всех сразу и каждого в отдельности, – сказала она из зрительного зала.
В разговоре не обошлось без слез и обвинений в адрес драматурга, по мнению одной зрительницы, не показавшего в истории об ослепшей балерине и брошенной ею дочери выхода, так называемого света в конце тоннеля.
– Какой выход? – вскипел эксперт. – Театр не занимается пропагандой бесконечного счастья. Театр говорит, что жизнь сложна. Что в этой сложной жизни нужно принимать много решений. Нужно отвечать за свою судьбу. А рассказать о том, что мы живем в прекрасных условиях, не наша задача. Для этого есть телесериалы...
По словам куратора проекта, удача режиссера и актеров в том, что они сумели вынуть эту незамысловатую историю из быта.
Активность норильчан очень понравилась ученику Сергея Женовача Владимиру Смирнову. Впервые прилетев на Север, он так и не увидел город. Во-первых, работа. Во-вторых, минус 40... Но у него будет такая возможность – “Фиолетовые облака” останутся на малой сцене. Норильчане, пропустившие “Полярку”, в ближайшее время получат возможность увидеть новые роли Елены Кузьменко, Анны Шимохиной, Андрея Ксенюка, Дениса Чайникова, Полины Русовой.
Посмотри в глаза хора и ужаснись
Особенностью третьей “Полярки” стала не только тематика пьес с женским акцентом, но и отсутствие средней сцены, появившейся в театре во время лаборатории-2013. На ней и на нее тогда были поставлены “Братья Ч.” Тимура Насирова. После второй лаборатории остался спектакль “Это все она” Антона Маликова. Средний формат показался театру экономически не выгодным, и поэтому с пространством на “Полярке-2015” экспериментировали только в рамках основной и малой сцен.
Тимуру Файрузову не хватило даже большой. Он то и дело переносил действие эскиза “ХорХарона” по пьесе Ярославы Пулинович в зрительный зал. Там у него сидел хор (“Вдохновение”, между прочим).
На этом эскизе женская составляющая зрительного зала плакала уже из сострадания к героине Вари Бабаянц, которая по сюжету окончательно слепнет по вине младшей сестры, а потом и вовсе падает с балкона... Впрочем, у пьесы три редакции и пока нет окончательного финала. Одна из зрительниц даже попросила, обращаясь к куратору и постановщику, оставить спектакль, но только с хеппи-эндом.
И снова Лоевский объяснял, что, сколько ни показывай на сцене положительных героев, в жизни от этого их не прибавится.
– В пьесе с серьезным драматизмом рассказана история о том, как человек, преследуя корыстные цели, манипулирует окружающими. Сегодня это особенно актуально.
Самый молодой из самых известных современных драматургов Ярослава Пулинович знакома норильскому зрителю по первым двум лабораториям и “Птице Феникс”, поставленной Антоном Безъязыковым на средней сцене. “ХорХарона” – распевка, придуманная одним из героев пьесы. Выпевая несколько раз “Посмотри в глаза хора и ужаснись”, хористы делают шаг вперед, пока не упираются в зеркальную стену, а затем несколько раз пропевают фразу перед зеркалом, глядя на себя в упор”. Ремарка автора проясняет загадочное название пьесы и ее смысл, заключающийся в том, что немногим из нас предназначено стать солистами в общем хоре, но все претензии следует предъявлять только себе. Чего обычно никто не делает.
У зрителей к эскизу была только одна претензия: слишком тяжело смотреть, а эксперт посчитал, что постановщик увлекся сокращением текста, от чего местами исчезла мотивация.
– Как получилось, что любящий муж изменяет жене с ее сестрой? Что это: эротическая зависимость или мягкотелость? Сократив сцену, режиссер просто констатирует факт, лишая тем самым зрителя возможности эмоционально понять героя.
В целом эскиз Тимура Файрузова был назван хорошей разведкой, но продолжения не получил. Видимо, зрители, ратовавшие за то, чтобы доработать “Хор” и оставить его в репертуаре, не были достаточно убедительны.
Или сапоги всмятку
Обсуждение эскиза “В сапоге у бабки играл фокстрот”, что означает то же, что и абсурд, чушь, сапоги всмятку, в последний день “Полярки” началось со слов “тяжело смотреть” со слезами в голосе и закончилось предложением зрительницы принудительно водить на спектакль подростков...
После ожидаемой отповеди любому принуждению Олег Лоевский впервые сказал фразу, которая всякий раз подразумевалась, но не произносилась: “Театр может задеть только на эмоциональном уровне, на это вся надежда. Поэтому я этим занимаюсь…”
Как написано в аннотации к эскизу, автор, крупнейший финский драматург, актриса и режиссер  Сиркку Пелтола, в трагикомедии на стыке реализма и абсурда пыталась ответить на мучающий современного человека вопрос: что правильнее – прятаться от жизни в коконе лжи или принять и понять мучительную правду?
Режиссер Дмитрий Егоров – самый маститый из гостей “Полярки-2015”. В его активе есть и молодежная премия “Триумф”, и участие в фестивалях, и номинация на “Золотую маску”. К тому же он автор многих пьес и режиссер множества эскизов и читок современной драматургии.
По словам Олега Лоевского, финалисту “Полярки” достался сложный и тяжелый тип драматургии:
– Эскиз получился не без легкого занудства, но разобрана пьеса интересно, с замечательными актерскими работами. Некую степень абсурда, не раз появлявшуюся на сцене, мы понимаем сразу, но держать ее сложно. Ты схватываешь мысль, а эмоции уже прекращаются. Ты все уже понял, а они все существуют, существуют… Как это разнообразить, чтобы напряжение было постоянным, это вопрос не эскиза, а спектакля.
И он будет, поэтому не станем пересказывать содержание пьесы. В этом сезоне спектакль “В сапоге у бабки играл фокстрот” с Сергеем и Ларисой Ребрий, Анной Богомоловой и Евгением Нестеровым в главных ролях можно будет увидеть на малой сцене, на этот раз подвергнувшейся трансформации. Главный художник театра Фемистокл Атмадзас, работавший над всеми эскизами “Полярки”, предложил постановщику поменять местами зрителей  и артистов. Зрителям видоизмененный малый зал понравился. Как и “Полярка” в целом, прошедшая для большинства под знаком не только театральных, но и человеческих открытий.
 

 
«Две дамочки в сторону севера»
«Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии»
Олег Лоевский на третьей норильской “Полярке” один заменил команду недолетевших критиков
Эскиз Дмитрия Егорова “В сапоге у бабки играл фокстрот” принят к постановке
«Фиолетовые облака»
«ХорХарона»
«В сапоге у бабки играл фокстрот»
0

Читайте также в этом номере:

Старт дан (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Обыкновенное чудо (Татьяна РЫЧКОВА)
Запаслись прочностью (Виктор ЦАРЕВ)
Были желтые, будут синие (Марина БУШУЕВА)
Делай взнос (Лариса ФЕДИШИНА)
От января до января (Олег ЛОЕВСКИЙ)
Идут тренировки (Татьяна РЫЧКОВА)
Восемь победителей (Лариса МИХАЙЛОВА)
Спасибо за сына (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Поиск затянулся (Екатерина БАРКОВА)
Распишись за ребенка (Екатерина БАРКОВА)
Блондинки всегда в моде (Марина БУШУЕВА)
Рядом с Мастером (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск