Вся надежда на эмоции
Театр крупным планом
22 января 2015 года, 14:16 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Третья театральная лаборатория, открывшаяся в Норильске под занавес полярной ночи, длилась три дня. Каждый эскиз готовился тоже три дня, меньше – “Две дамочки в сторону севера”. Постановщик итальянка Алессандра Джунтини не прилетела, и не по причине нелетной погоды. Что-то там не сложилось с оформлением пропуска. На помощь пришла главный режиссер Норильской драмы Анна Бабанова.
Впрочем, нелетная погода тоже внесла свою лепту, задержав в разных аэропортах театральных критиков. Прорвался только куратор всех российских лабораторий, и “Полярки” в том числе, Олег Лоевский. И этого оказалось достаточно, чтобы во время обсуждения режиссерских эскизов из зрительного зала не ушел ни один человек. Норильские зрители, в большинстве своем зрительницы, также были на высоте. Все три дня. Предсказуемы, но искренни и открыты к диалогу. И еще одна особенность: в зале было много еле сдерживаемых слез. Только первый эскиз по известной французской пьесе часто сопровождался смехом. Для звезд История двух немолодых сестер, путешествующих с прахом матери в поисках могилы отца “на каком-то из кладбищ возле Амьена, к северу”, начиналась прямо в зрительном зале, продолжаясь в лифте, морге, угнанном сестричками автобусе, полицейском участке... При таком сюжете в условиях малого зала режиссеру Анне Бабановой и художнику Фемистоклу Атмадзасу пришлось проявить чудеса изобретательности. Например, в качестве транспортного средства, которым управляла младшая сестра, была использована... продуктовая тележка. Комедия (временами музыкальная) сопровождалась пением Нины Валенской и танцами, причем на танец Лариса Потехина в качестве молодого партнера пригласила из зала куратора “Полярки”. Как сказал во время обсуждения Олег Лоевский, пьеса, может быть, не очень привычна для нашего сознания: – В отечественном менталитете другие отношения со смертью, но мне кажется, что в эскизе за счет неукротимой актерской энергии получилась история не о смерти, а о жажде жизни. Известно, что французский драматург Пьер Нотт написал “Двух дамочек” для французских звезд. В норильской версии ими стали две заслуженные артистки – Нина Валенская и Лариса Потехина. На пресс-конференции главный режиссер Анна Бабанова призналась: “Мои девочки стали для меня открытием”, а Олег Лоевский назвал артисток “замечательными клоунессами” и предложил оставить эскиз в репертуаре. Зрители согласились с экспертом. Из чувства зависти Эскиз по пьесе в клеймах “Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии” о реальной Ксении Григорьевне Петровой играли на большой сцене. Семь лет назад “Ксения Петербуржская” Вадима Леванова получила первый приз в номинации “Пьеса для большой сцены” на престижной “Евразии” и была поставлена в питерском Александринском театре и РАМТе еще при жизни драматурга. Вадим Леванов, один из идеологов “новой драмы”, умер в 44 года. Недавний выпускник ГИТИСа, участник многих лабораторий Алексей Логачев сказал, что выбрал пьесу из чувства зависти к мужу Ксении Андрею Федоровичу: – Счастье, когда рядом жена, которая тебя отмолит... Эксперт назвал эскиз Логачева серьезной работой, особенно отметив Марию Нестрян в роли юродивой Марфуши. Зрители же забыли, что это эскиз, тем более что артисты в большинстве своем играли без текста в руках. Об этом говорила на обсуждении актриса Варвара Бабаянц, сквозь слезы попросившая зал проголосовать за то, чтобы “Ксения” осталась в репертуаре. При обсуждении прозвучало, что спектакль – новое слово в театральной России. Чаще говорили о главной героине только как о святой, забывая, что это прежде всего история простой женщины, которая после смерти мужа жила под его именем, скиталась по Петербургу, искупая самоотречением грехи своего Андрея Федоровича. Пьеса, хоть и в клеймах, но игровая, динамичная и музыкальная, с яркими образами. (На пресс-конференции Анна Бабанова помимо Марии Нестрян отметила Галину Савину в роли Ксении, Дениса Ганина, Юлию Новикову, Александра Жуйкова.) Несмотря на теплый прием, Олег Лоевский предположил, что спектакль в Норильске не станет аншлаговым: – Сколько зрителей он соберет, если в Петербурге его играют два раза в месяц? Запустить, показать три раза, и все? В итоге было решено сыграть “Ксению” эскизом на благотворительном показе, пригласив в театр всех желающих, в том числе и представителей власти. А полюбившегося норильчанам режиссера позвать на еще одну постановку. Интересно, что выберет выпускник ГИТИСа, сделавший дипломный спектакль по Венедикту Ерофееву “Москва – Петушки”? А где выход? Молодому режиссеру (и артисту по первому образованию) Владимиру Смирнову, впервые принимавшему участие в лаборатории, пьесу Анжелики Четверговой выбирать не пришлось. Она ему досталась по остаточному принципу. Однако именно об эскизе Смирнова “Фиолетовые облака” эксперт выдал заключение: “Хоть завтра на сцену”. Малую. Наивысшую оценку режиссеру и коллегам на обсуждении дала занявшая активную позицию Варвара Бабаянц. – Второй день получаю колоссальное удовольствие от своих коллег, от всех сразу и каждого в отдельности, – сказала она из зрительного зала. В разговоре не обошлось без слез и обвинений в адрес драматурга, по мнению одной зрительницы, не показавшего в истории об ослепшей балерине и брошенной ею дочери выхода, так называемого света в конце тоннеля. – Какой выход? – вскипел эксперт. – Театр не занимается пропагандой бесконечного счастья. Театр говорит, что жизнь сложна. Что в этой сложной жизни нужно принимать много решений. Нужно отвечать за свою судьбу. А рассказать о том, что мы живем в прекрасных условиях, не наша задача. Для этого есть телесериалы... По словам куратора проекта, удача режиссера и актеров в том, что они сумели вынуть эту незамысловатую историю из быта. Активность норильчан очень понравилась ученику Сергея Женовача Владимиру Смирнову. Впервые прилетев на Север, он так и не увидел город. Во-первых, работа. Во-вторых, минус 40... Но у него будет такая возможность – “Фиолетовые облака” останутся на малой сцене. Норильчане, пропустившие “Полярку”, в ближайшее время получат возможность увидеть новые роли Елены Кузьменко, Анны Шимохиной, Андрея Ксенюка, Дениса Чайникова, Полины Русовой. Посмотри в глаза хора и ужаснись Особенностью третьей “Полярки” стала не только тематика пьес с женским акцентом, но и отсутствие средней сцены, появившейся в театре во время лаборатории-2013. На ней и на нее тогда были поставлены “Братья Ч.” Тимура Насирова. После второй лаборатории остался спектакль “Это все она” Антона Маликова. Средний формат показался театру экономически не выгодным, и поэтому с пространством на “Полярке-2015” экспериментировали только в рамках основной и малой сцен. Тимуру Файрузову не хватило даже большой. Он то и дело переносил действие эскиза “ХорХарона” по пьесе Ярославы Пулинович в зрительный зал. Там у него сидел хор (“Вдохновение”, между прочим). На этом эскизе женская составляющая зрительного зала плакала уже из сострадания к героине Вари Бабаянц, которая по сюжету окончательно слепнет по вине младшей сестры, а потом и вовсе падает с балкона... Впрочем, у пьесы три редакции и пока нет окончательного финала. Одна из зрительниц даже попросила, обращаясь к куратору и постановщику, оставить спектакль, но только с хеппи-эндом. И снова Лоевский объяснял, что, сколько ни показывай на сцене положительных героев, в жизни от этого их не прибавится. – В пьесе с серьезным драматизмом рассказана история о том, как человек, преследуя корыстные цели, манипулирует окружающими. Сегодня это особенно актуально. Самый молодой из самых известных современных драматургов Ярослава Пулинович знакома норильскому зрителю по первым двум лабораториям и “Птице Феникс”, поставленной Антоном Безъязыковым на средней сцене. “ХорХарона” – распевка, придуманная одним из героев пьесы. Выпевая несколько раз “Посмотри в глаза хора и ужаснись”, хористы делают шаг вперед, пока не упираются в зеркальную стену, а затем несколько раз пропевают фразу перед зеркалом, глядя на себя в упор”. Ремарка автора проясняет загадочное название пьесы и ее смысл, заключающийся в том, что немногим из нас предназначено стать солистами в общем хоре, но все претензии следует предъявлять только себе. Чего обычно никто не делает. У зрителей к эскизу была только одна претензия: слишком тяжело смотреть, а эксперт посчитал, что постановщик увлекся сокращением текста, от чего местами исчезла мотивация. – Как получилось, что любящий муж изменяет жене с ее сестрой? Что это: эротическая зависимость или мягкотелость? Сократив сцену, режиссер просто констатирует факт, лишая тем самым зрителя возможности эмоционально понять героя. В целом эскиз Тимура Файрузова был назван хорошей разведкой, но продолжения не получил. Видимо, зрители, ратовавшие за то, чтобы доработать “Хор” и оставить его в репертуаре, не были достаточно убедительны. Или сапоги всмятку Обсуждение эскиза “В сапоге у бабки играл фокстрот”, что означает то же, что и абсурд, чушь, сапоги всмятку, в последний день “Полярки” началось со слов “тяжело смотреть” со слезами в голосе и закончилось предложением зрительницы принудительно водить на спектакль подростков... После ожидаемой отповеди любому принуждению Олег Лоевский впервые сказал фразу, которая всякий раз подразумевалась, но не произносилась: “Театр может задеть только на эмоциональном уровне, на это вся надежда. Поэтому я этим занимаюсь…” Как написано в аннотации к эскизу, автор, крупнейший финский драматург, актриса и режиссер Сиркку Пелтола, в трагикомедии на стыке реализма и абсурда пыталась ответить на мучающий современного человека вопрос: что правильнее – прятаться от жизни в коконе лжи или принять и понять мучительную правду? Режиссер Дмитрий Егоров – самый маститый из гостей “Полярки-2015”. В его активе есть и молодежная премия “Триумф”, и участие в фестивалях, и номинация на “Золотую маску”. К тому же он автор многих пьес и режиссер множества эскизов и читок современной драматургии. По словам Олега Лоевского, финалисту “Полярки” достался сложный и тяжелый тип драматургии: – Эскиз получился не без легкого занудства, но разобрана пьеса интересно, с замечательными актерскими работами. Некую степень абсурда, не раз появлявшуюся на сцене, мы понимаем сразу, но держать ее сложно. Ты схватываешь мысль, а эмоции уже прекращаются. Ты все уже понял, а они все существуют, существуют… Как это разнообразить, чтобы напряжение было постоянным, это вопрос не эскиза, а спектакля. И он будет, поэтому не станем пересказывать содержание пьесы. В этом сезоне спектакль “В сапоге у бабки играл фокстрот” с Сергеем и Ларисой Ребрий, Анной Богомоловой и Евгением Нестеровым в главных ролях можно будет увидеть на малой сцене, на этот раз подвергнувшейся трансформации. Главный художник театра Фемистокл Атмадзас, работавший над всеми эскизами “Полярки”, предложил постановщику поменять местами зрителей и артистов. Зрителям видоизмененный малый зал понравился. Как и “Полярка” в целом, прошедшая для большинства под знаком не только театральных, но и человеческих открытий. |
0 | Твитнуть |