Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Запаслись прочностью
Экономика и бизнес
22 января 2015 года, 13:44
Текст: Виктор ЦАРЕВ
“Норильский никель” очень неплохо подготовился к сложным временам – помогли цены на никель, девальвация и эффективный менеджмент. Сегодняшнюю ситуацию на сырьевых рынках и их влиянии на экономику анализирует газета “Коммерсантъ”.
Обвал нефти –  лишь частный случай, вероятно, уже наступившего в мире сырьевого суперцикла падения, предполагает издание. Кроме нефти снижаются в цене и другие природные ресурсы. Впрочем, возможно, это просто растет доллар. Сегодня нефть марки Brent торгуется ниже 50 долларов за баррель.  
Куда нефть катится
Относительно того, куда нефть двинется дальше, мнений много, но анализ спроса и предложения, увы, говорит в пользу дальнейшего снижения котировок, пишет “Коммерсантъ”. Так, по данным Energy Information Administration, в четвертом квартале 2014 года мировой спрос на нефть составлял 92,4 мбд (млн баррелей в сутки), а предложение – 92,6 мбд. В первом и втором кварталах 2015-го избыток нефти увеличится – до 0,7 мбд и 0,85 мбд соответственно. Избыточное предложение в рыночной экономике означает одно: снижение цен.
Из важных высказываний по поводу нефтяного рынка издание выделяет декабрьское заявление министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими. Он сказал, что в условиях свободной капиталистической конкуренции доли на рынке заслуживает наиболее эффективный производитель. Каковым и является арабская монархия с издержками на добычу в 4–5 долларов за баррель (а также валютными резервами более чем в 700 млрд долларов на население в 20 млн подданных, чего достаточно для покрытия дыр в бюджете на многие годы сверхнизких цен на углеводороды).
Судьба других производителей с более высокими издержками саудитов не волнует. Кроме того, Наими заявил, что снижение квот для повышения цены не в интересах ОПЕК, даже если цена обвалится до 20 долларов за баррель. К последней цифре, прозвучавшей из уст одного из немногих людей, действительно влияющих на нефтяной рынок, эксперты советуют отнестись серьезно.
Когда же дно
Не самая оптимистичная ситуация, отмечает “Коммерсантъ”, наблюдается и на других сырьевых рынках (уголь, металлы, удобрения), которые в определенной мере взаимосвязаны. Слабость на одном вызывает через некоторое время слабость на другом.
Издание приводит в пример поведение никеля в кризисный 2008 год, когда и цены на нефть опустились до очень низких значений. Пик стоимости никеля пришелся на апрель 2007-го – 54,2 тыс. за тонну.  Но, учуяв кризис, металл начал практически безостановочно снижаться до конца 2008-го, опустившись ниже 10 тыс. долларов за тонну. Зато он первым почувствовал и мировое восстановление, поднявшись почти до 30 тыс. долларов в начале 2011-го.
И сегодня, кстати, на фоне всех прочих металлов неплохо чувствует себя лишь никель – цена в 15 тыс. долларов за тонну превышает минимумы 2013-го. Относительно других металлов эксперты испытывают тревогу и дают нерадужные прогнозы.
Особо рассчитывать на то, что текущие низкие уровни на сырье являются дном, не стоит, говорят эксперты. Не в последнюю очередь “виновата” в этом китайская экономика, основной потребитель многих металлов. Он по-прежнему показывает признаки ослабления.
Экономисты из Barclays, Citigroup, Credit Suisse и других аналитических структур прогнозируют: в случае резкого замедления экономического роста в Китае цены на металлы могут упасть на десятки процентов от текущих уровней. Причем, говорят эксперты, есть риск раздувания “отрицательного пузыря” – когда цены не поднимаются до абсурдно высокого уровня, а, наоборот, опускаются значительно ниже фундаментально обоснованных цен.
Причин тому несколько. Среди них – перепроизводство во многих сырьевых секторах, более экономичные технологии добычи (история сланцевой нефти имеет много аналогов в других сырьевых секторах) и сильный доллар.
Не все так плохо?
Впрочем, негативный эффект возможного снижения цен на ненефтегазовое сырье на торговый баланс России будет ограниченным. Все просто: две трети всего российского экспорта – это нефть, нефтепродукты и привязанный к ценам на нефть природный газ, пишет “Коммерсантъ”.
Конечно, в случае дальнейшего провала нефтяных цен оставшаяся “треть” российского экспорта (те же металлы, уголь, удобрения) может не спасти, а просто-напросто скукожится по сценарию сырьевого суперцикла падения.
Но есть и позитив, считают эксперты.
Во-первых, сырьевики вынуждены были приспособиться к снижающимся ценам, которые начали падать отнюдь не сегодня и даже не вчера. Так что в большинстве своем компании успели к ним адаптироваться.
Во-вторых, девальвация оказала положительный эффект. Компании-экспортеры продают свою продукцию за валюту, тогда как издержки производства в основном в рублях.
К тощим временам готовиться надо
Тем не менее металлурги ситуацию комментируют сдержанно и первостепенной задачей называют удержание себестоимости. При этом сокращать капиталовложения не планируют. Менять объем производства – тоже.
“Коммерсантъ” отмечает, что к сложным временам неплохо подготовился “Норильский никель” – помогли цены на никель, девальвация и эффективный менеджмент.
– По итогам первого полугодия 2014-го чистая прибыль и свободный денежный поток увеличились почти в три раза. Из-за благоприятной динамики на валютном рынке и снижения издержек на российских предприятиях повысилась рентабельность. По ней “Норникель” уступает сегодня в мире только BHP Billiton. Rio Tinto – на третьем месте, – отмечает представитель компании.
Инвестпрограмма до 2018 года, по словам главы “Норникеля” Владимира Потанина, составляет около 100 млрд рублей инвестиций в российские активы ежегодно.
Увлечение наращиванием долговой нагрузки в тучные годы подкосило многие сырьевые компании при наступлении времен тощих, и не только в России (достаточно вспомнить железорудного барона Эйка Батисту из Бразилии, превратившегося из-за долгов и смены конъюнктуры из мультимиллиардера в безнадежного должника). Но и здесь у “Норникеля” все неплохо: у компании один из самых низких в отрасли уровней закредитованности, чистый долг по состоянию на первую половину 2014-го сократился до 3,5 млрд долларов с 5,1 млрд в первом полугодии 2013-го.
 

“Норникель” планирует капитальные затраты в 2015 году на уровне 105 млрд рублей, что полностью обеспечивает программу модернизации производства в Заполярном филиале и на Кольской ГМК, инвестиции в высокорентабельные горные проекты, в том числе шахту “Скалистая”, а также реализацию Читинского проекта.
 
 
Объем комплексной программы технического перевооружения Норильской промышленной площадки до конца 2016 года составляет 70 млрд рублей.
 
 
По итогам I полугодия 2014 года чистая прибыль и свободный денежный поток “Норникеля” увеличились почти в три раза. Из-за благоприятной динамики на валютном рынке и снижения издержек на российских предприятиях компании повысилась рентабельность.
 
 
У “Норильского никеля” один из самых низких в отрасли уровней закредитованности, чистый долг по состоянию на первую половину 2014 года сократился до 3,5 млрд долларов с 5,1 млрд в первом полугодии 2013 года.

 
0

Читайте также в этом номере:

Старт дан (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Обыкновенное чудо (Татьяна РЫЧКОВА)
Были желтые, будут синие (Марина БУШУЕВА)
Делай взнос (Лариса ФЕДИШИНА)
Вся надежда на эмоции (Валентина ВАЧАЕВА)
От января до января (Олег ЛОЕВСКИЙ)
Идут тренировки (Татьяна РЫЧКОВА)
Восемь победителей (Лариса МИХАЙЛОВА)
Спасибо за сына (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Поиск затянулся (Екатерина БАРКОВА)
Распишись за ребенка (Екатерина БАРКОВА)
Блондинки всегда в моде (Марина БУШУЕВА)
Рядом с Мастером (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск