Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Татьяна ТОЛСТАЯ: “Литературу надо понимать иначе”
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
18 декабря 2014 года, 13:11
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Николай ЩИПКО
Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
Заключительную в этом году, двенадцатую по счету лекцию клуба-лектория “Обогатительная фабрика” слушатели назвали одной из самых долгожданных. Во-первых, потому, что ее спикером стала известная российская писательница, публицист и телеведущая Татьяна ТОЛСТАЯ. Во-вторых, тема лекции – “О медленном и вдумчивом чтении художественных текстов” – интересует многих норильчан, в особенности тех интеллектуалов, кто постоянно поддерживает образовательный проект медиакомпании “Северный город” и компании “Норильский никель”. Организаторы учли интересы норильчан и в преддверии Нового года сделали слушателям шикарный подарок. Иначе разговор о литературе с самой Татьяной Толстой не назовешь.
До Норильска Татьяна Никитична добралась не без препятствий, но это нисколько не повлияло на ее желание провести лекцию. Правда, с некоторой поправкой.
– Я не лектор, – предупредила писательница в самом начале встречи, – а человек широкого литературного профиля.
На самом деле Татьяна Толстая несколько лет преподавала в зарубежных вузах. Учила будущих коллег своему мастерству.
– Многие студенты хотели знать, как написать рассказ, чтобы его напечатали, – улыбнулась Татьяна Никитична. – Но это никому неизвестно. Сложнее всего в работе с иностранными студентами было обучение тонкостям, которыми полна хорошая литература, в частности русская. Перевести ментальность – одна из самых трудных вещей. Например, мы брали английский рассказ и выясняли: для чего он написан? Что можно из него выбросить? Что при этом потеряется? Чем отличается повествование от первого лица и от третьего и так далее. Но когда речь заходила о произведениях иностранных писателей, американские студенты впадали в ступор. Они не считывают метафоры. В новелле Ги де Мопассана “Ожерелье” ключевая идея ведь вовсе не в истории с ювелирным украшением, а в ценностях. Истинных и фальшивых. Чтобы это понять, нужно углубиться в текст. Понять настоящий замысел автора.
В английской литературе, по словам Татьяны Толстой, даже диалоги героев выстроены проще. После каждой фразы следует “сказал он” или “сказала она”. Английский читатель к этому привык. Зато если открыть произведения Достоевского, слово “сказал” обретает массу оттенков: кинулся, завопил, закричал и так далее. Это придает тексту объем, но сложно воспринимается иностранцами.
– В русской литературе большую роль играет уменьшительно-ласкательная форма, – сказала Татьяна Никитична. – Она может отражать самое разное отношение к герою – от жалости до уничижения. Или, например, как перевести на английский слово “батюшка”? Иногда пишут little father, но это же не соответствует смыслу.
Тайные двери Чехова
Российскому читателю не менее важно учиться читать внимательно.
– В хорошей литературе все пишется не просто так, – уверена Татьяна Никитична. – Поэтому нужно анализировать прочитанное, знать историю государства, биографию автора и его ценности, пытаться понять скрытый смысл.
Немало внимания в беседе с норильчанами Татьяна Толстая уделила творчеству и личности Антона Павловича Чехова.
– Это был один из самых загадочных писателей для своих современников, – отметила она. – Чехова не понимали. Писатели того времени были прямолинейными критиками, у которых было принято смотреть на жизнь с социальной точки зрения. Видеть добро и зло. Первое осуждать, второе нет. А Чехов никого не судил. Деление на черное и белое – это не про него. Зато, изучая творчество этого писателя, я обратила внимание на очень важную вещь. В каждом его произведении есть двери, символизирующие переломный момент в повествовании, переход от одной части рассказа к другой. Эти моменты прописаны не четко. О них говорится как бы между прочим, но вместе с тем появление такой двери имеет важнейшее значение. Так, например, было в рассказе “Дама с собачкой”. В гостиничном номере героям послышался стук в дверь. Нечто обозначило свое присутствие. Произошел переход из одного состояния в другое. Я считаю, что существуют мощные, почти античные силы судьбы. Смерть, любовь, перерождение… Они происходят, потому что вертятся колеса Вселенной, а люди думают, что это они все решают.
Рассуждая о рассказе “Ионыч”, Татьяна Толстая упомянула о свидании на кладбище. Именно с этого момента, по ее мнению, меняется жизнь героя. Он угасает, полнеет, что на чеховском языке равносильно душевному ожирению, теряет смысл жизни.
– “Ионыч” – это рассказ про то, как человек был живой, а теперь он мертв, хотя продолжает ходить. И переход из живого состояния в мертвое произошел именно на кладбище, – объяснила писательница.
Еще один пример – рассказ “Крыжовник”.
– Я специально посмотрела в Интернете, чему сейчас учат в школе. Пролистала анализ этого рассказа и могу сказать: надо понимать литературное произведение не так, как оно написано, а иначе. В истории про крыжовник описывается евангельская ситуация об очищении, омовении. Очистившись, герой сразу начинает ругать своего брата. Он не выказывает ни капли благодарности за чистоту и хороший прием и тому подобное. По всему рассказу автор расставил разные знаки, “кнопки”, соединяющие “Крыжовник” с евангельской историей. Нужно внимательно присмотреться, чтобы это понять. Чехов уходит от трибунных речей, утекает от них, и нам необходимо добраться до истинного замысла. Некоторые вещи я сама до сих пор не до конца понимаю. Так обстоят дела с рассказом “Человек в футляре”. Зная, что ничего в произведении не бывает просто так, мне нужно разобраться в некоторых тонкостях и понять, что там за этим футляром, – поделилась писательница.
Бить себя по рукам
При медленном чтении очень важно придерживаться определенных правил, и Татьяна Толстая рассказала о них подробнее:
– Некоторые читатели сумасшедшие. Они верят во всякую чепуху, которая встраивается в их систему мира, и выковырять эту чепуху оттуда невозможно. Медленное чтение должно сопровождаться очень сильным контролем. Ты все время должен бить себя по рукам. Проверять и перепроверять. В Берлине, например, мои студенты хотели видеть в рассказах Чехова угнетение женщин.
– Любой рассказ можно описать в двух-трех фразах, – продолжила Татьяна Никитична. – Отжимание всякой воды очень полезно, когда учишься читать и писать. Описать кратко, про что рассказ, – это как физкультура, наращивание бицепсов.
Писательница посоветовала норильчанам несколько книг, которые, по ее мнению, обязательно стоит прочитать. Среди них роман “Немцы” Александра Терехова.
– Всем рекомендую. Автор пишет о московской префектуре. Читается без отрыва, – уверила Татьяна Толстая. – Кроме того, всем советую “Любовь в жизни Льва Толстого” – книгу исследователя его творчества Владимира Жданова. Это глубоко культурная вещь и дико интересная. Еще очень рекомендую книгу моего обожаемого писателя Оливера Сакса “Человек, который принял свою жену за шляпу”. Сакс – нейропсихолог, и все, о чем он пишет, очень любопытно. Автор считает, что человек каким-то образом сохраняет свою цельность, даже при заболеваниях, когда он этой функции лишен. Все это описано в новеллах Сакса.
Для молодого поколения, которое только формирует свои литературные взгляды, Татьяна Никитична порекомендовала прочесть все произведения Пушкина и в процессе жизни к ним возвращаться. По ее мнению, краткость и простота в изложении, которая присуща прозе и поэзии Александра Сергеевича, обладает невероятным свойством нравиться даже детям. Также в список авторов, обязательных для прочтения, вошли Лермонтов и Гоголь (“краеугольный камень нашей действительности. “Ревизор”, “Мертвые души”… То же самое происходит и в современном мире”), Лев Толстой, Тютчев, Фет, Тургенев, Достоевский (“несмотря на то что у него презумпция человеческой гадости, гнилости, Федор Михайлович – гений”).
– Весь XIX век может сформировать личность, так как это время было относительно мирным. Это Серебряный век русской поэзии, – подытожила гостья.
Как она умеет
Еще ни разу за весь год существования работа клуба-лектория не заканчивалась в намеченные сроки. Слушатели непременно хотят продолжения и всегда остаются после лекции, чтобы задать спикеру волнующие вопросы. Так было и на этот раз. Татьяна Толстая общению была рада. Разница во времени и тот факт, что за окном почти полночь, а завтра слушателям на работу, отошли на второй план. Впечатления от лекции переполняли норильчан.
– Я знаю Татьяну Никитичну в первую очередь как автора рассказов и соведущую программы “Школа злословия”, – рассказала “ЗВ” бухгалтер “Норильскникельремонта”, слушатель Оксана Лещинская. – Как и все спикеры “Фабрики”, она мыслит неординарно, нешаблонно. Поразила ее эрудиция. Писательница прекрасно разбирается не только в литературе, но и в истории. К тому же история ее собственной семьи очень богатая, и узнавать об этом чрезвычайно интересно. О глубоком чтении я и раньше задумывалась, но Татьяна Толстая очень подробно об этом рассказала. Теперь имеет смысл перечитать некоторые произведения по ее методу.
– Я на “Обогатительной фабрике” впервые, хотя постоянно следил за новостями проекта, – отметил председатель Союза художников Норильска Юрий Афонов. – Некоторые предыдущие спикеры поучали народ, как нужно жить. Но нынешняя гостья не из таких. Литература и то, чем занимается Татьяна Никитична, мне интересны. Желание читать произведения и анализировать во мне и раньше созревало, а сейчас еще больше увлекло. А как спикер вела беседу! Ясными, четкими фразами, как она умеет это делать. Очень ценное качество не только для писателя, но и для любого человека.
По стопам прабабушки и сына
Во время встречи с известной соотечественницей в зале не раз звучали имена родственников Татьяны Толстой. Так случилось, что первым гостем обновленного ТВ-холла медиакомпании “Северный город” четыре года назад стал сын писательницы – дизайнер и путешественник Артемий Лебедев. Он прибыл в Норильск по зимнику и, пока осматривал город и его окрестности, успел встретиться с поклонниками своего творчества и даже спуститься в шахту. Оказалось, что Артемий уже много лет собирает информацию и все, что имеет отношение к метро. Экскурсия по выработкам “Октябрьского” его немало впечатлила.
Татьяна Толстая еще добавила, что ее прабабушка (тоже писательница) была первой женщиной в Европе, которая побывала в шахте. Чтобы не отставать от родственников, спикер “Фабрики” сама выбрала для себя “норильское приключение”. Спуск в настоящую шахту она объявила своей давней мечтой и отправилась на рудник “Октябрьский”, где известную писательницу приняли очень радушно. С большим любопытством Татьяна Никитична наблюдала процесс добывания руды, даже заглянула в кабины ПДМ и сказала, что получила от подземной экскурсии, от работающих там людей и от гения инженерно-технической мысли массу впечатлений, которые ей “еще предстоит обдумать и осознать”.
Не ради диплома
Нынешняя “Фабрика” стала особенной еще и потому, что клубу-лекторию незаметно исполнился уже год. За это время проект сформировал свою ключевую аудиторию, в которую вошли несколько десятков резидентов – постоянных слушателей. При этом на каждой встрече появляются все новые лица. Потом они непременно приходят снова и приглашают на лекции своих друзей и коллег. Более 300 человек стали слушателями образовательного проекта в прошедшем году. Популярный в Норильске клуб-лекторий был задуман на один год, но слушатели вошли во вкус, интерес норильчан к событиям “Фабрики” постоянно возрастал. И это не осталось не замеченным ключевым партнером проекта – компанией “Норильский никель”, которая поддержала продолжение проекта. Как объявила куратор “Фабрики” и руководитель проектов медиакомпании “Северный город” Наталья Федянина, клуб-лекторий продолжит свою работу в наступающем году и даже расширит формат участия в нем самих норильчан.
Подружиться и найти общий язык представителям разных сфер жизни города помогло общение именно в рамках лектория. Формальное и неформальное. Но прежде всего “Обогатительная фабрика” оправдала свое название, увлекательно обогатив всех желающих новыми знаниями, которые им передали профессионалы в своем деле, признанные не только в нашей стране, но и во всем мире.
– Все, кто когда-то получал академическое или дополнительное профессиональное образование, помнят то приятное ощущение от учебы, которое ни с чем не сравнить, – отметила журналист Ольга Литвиненко, впервые посетив “Обогатительную фабрику”. – Условно его можно назвать радостью от получения новых и, что немаловажно, системных знаний. Конечно, это касается только тех, кто учился не ради диплома. Проект “Обогатительная фабрика” позволяет снова почувствовать себя немножко студентом. Кроме образовательной, важна и коммуникационная составляющая. “Фабрикантам” дают бесценную возможность пообщаться с интересными и даже, не побоюсь этого слова, уникальными людьми, профи из разных областей. Ведь человек умственно развивается не сам по себе, а в определенной информационной среде. И как мышцы нуждаются в регулярной физической нагрузке, так и нашему мозгу, чтобы быть “в форме”, необходима постоянная интеллектуальная подпитка. В том числе в виде живого общения с другими людьми. Есть, конечно, уникумы вроде математика Перельмана, которым для успешного развития интеллектуальных способностей не нужен социум. Но нам, простым смертным, все-таки желательно много общаться. Клуб-лекторий – прекрасный формат для этого.
Норильским слушателям приоткрыли секреты чеховских произведений
На “Октябрьском” известную писательницу везде ждал радушный прием
В Норильске исполнилась давняя мечта – побывать в настоящем руднике
0

Читайте также в этом номере:

Ледовые фантазии (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Разговор по существу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ресурсный аргумент (Екатерина БАРКОВА)
Тот, кто за все отвечает (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мечты сбываются (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
На чем свет стоит (Елена ПОПОВА)
Живут одной на всех судьбой (Мария ГРИГОРЬЕВА)
У отца три сына (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мужская работа (Елена ПОПОВА)
Правильная философия (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Родственные души (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Притяжение Таймыра (Екатерина БАРКОВА)
Принципиальные схемы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Завидное постоянство (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Газовикам сделали красиво (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Тарифы изменились (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все непросто со льдом (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Рок как судьба (Екатерина СТЕПАНЮК)
Кто хочет быть артистом? (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск