Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Не лучшее будущее
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
5 марта 2015 года, 17:20
Текст: Юлия КОХ
Антиутопия – одно из самых серьезных жанровых течений фантастики. Это заключенная в форму художественной книги попытка повлиять на ход истории, предостережение от ошибок. Вслед за Джорджем Оруэллом и Рэем Бредбери писательница Маргарет Этвуд создала собственную антиутопию. Роман “Рассказ Служанки” вобрал в себя тонкую иронию автора и ее феминистские идеи.
В этой книге Маргарет Этвуд рисует общество недалекого будущего – во всяком случае, оно было таковым в 1985-м, когда была написана эта книга. Если разобраться в хронологии, речь в “Рассказе служанки” идет о нашем времени, однако в мире романа XX век закончился несколькими масштабными катастрофами, навсегда изменившими ход истории. Сверхдержавы не сумели справиться с ядерной энергией, допустив заражение огромных территорий радиацией. К этой безрадостной картине добавились последствия применения химического и бактериологического оружия и мутировавшие бактерии, стойкие к антибиотикам. За экологической катастрофой ожидаемо последовала демографическая – резко снизилась рождаемость, возросло количество врожденных патологий. На волне всеобщего недовольства к власти пришли религиозные фундаменталисты, проповедовавшие странную смесь христианства и социализма с его принципом “от каждого по способностям…”. В результате религиозных войн сформировался Галаад – тоталитарное государство с жестким распределением социальных ролей, напоминающим кастовую систему. Впрочем, вопросы большой политики не слишком волнуют главную героиню. Ее зовут Фредова (принадлежащая Фреду) и она – Служанка, живое орудие для продолжения рода привилегированных членов общества.
Служанка не имеет права говорить, если к ней не обратились, она не должна поднимать взгляд на собеседника, проявлять любопытство или находиться вне дома без сопровождающих. Ей, как, впрочем, и всем женщинам Галаада, запрещено читать и писать. Стекло в ее комнате противоударное, там нет люстр и крюков, лезвий и веревок. Фредова должна съедать пищу, которую ей приносят, тренировать мышцы, необходимые для развития здорового потомства, и раз в месяц входить в спальню к своему Командору для церемонии зачатия. Неприглядный ритуал происходит в присутствии Жены – система взаимоотношений в этих странных семьях была разработана на основе “библейских прецедентов”, понятых порой чересчур буквально. Если по прошествии определенного времени Служанке не удается забеременеть, ее переводят в другой дом – женщине дается три шанса на то, чтобы выполнить свое “биологическое предназначение”. Тех, кто не справился, отсылают в колонии очищать руины городов от смертельно ядовитого мусора.
Писательнице удалось ярко изобразить внутренний мир женщины, живущей в постоянном страхе и практически полном информационном вакууме. Фредова научилась ловить малейшие намеки, часами анализировать тон голоса, жесты, случайно оброненные слова тех, от кого зависит ее жизнь. Эта сосредоточенность на деталях стала самым сильным стилистическим приемом автора и самым, пожалуй, главным недостатком романа – тягучее повествование потребует от читателя изрядной доли терпения. Первая половина книги посвящена повседневным обязанностям героини и ее воспоминаниям о жизни до переворота. Информация выдается по крупицам, и лишь ближе к финалу можно составить хоть какое-то представление об общественном устройстве Галаада. Начиная с середины книги сюжет заметно оживляется, кажется, все вокруг стремятся поделиться с Фредовой полезными сведениями. Писательница наконец рассказывает о причинах шокирующих обычаев Галаада и умело нагнетает напряжение. Финальная сцена, наполненная своеобразным авторским юмором, окончательно расставляет все по своим местам и сглаживает тяжелое впечатление от этой непростой книги.
0

Читайте также в этом номере:

Метры свои и чужие (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Территория развития (Виктор ЦАРЕВ)
Долгий путь (Екатерина БАРКОВА)
Золото и надежда на него (Екатерина БАРКОВА)
Этапы большой работы (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
В целом и в частности (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Пенсионный расчет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Рабочая хватка (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Новое поколение мастеров (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Неоконченный разговор (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Музыка Вечного огня (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Все решится в Сыктывкаре (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Солист оркестра (Лариса ЛИПСКАЯ)
Неслабые девушки (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск