Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Играючи о жизни
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
28 января 2015 года, 17:22
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
В Норильске стартовал первый этап программы “Школа городских компетенций”, реализуемой Фондом Кудрина при поддержке компании “Норильский никель”.
– Информация, которая сегодня дается в школе, несколько оторвана от реальной жизни. Ребенок может сдать ЕГЭ на пять, но при этом совершенно не ориентироваться в финансовом рынке, который сейчас стремительно меняется, не понимать, как делаются расчеты в системе ЖКХ, как рассчитать переплату по ипотеке. Многие из школьников просто не представляют структуру управления городом, – говорит научный руководитель проекта Александр Прутченков.
Для того чтобы закрыть эти пробелы, и была создана “Школа городских компетенций”, которая погружает ребенка в микрогород, где он сможет освоить принципы жизни в городском пространстве.
Трио необходимо
Проект “Школа городских компетенций”, презентованный на Форуме социальных технологий, проходившем в Норильске в конце ноября, открыл  трехдневный учебно-проектировочный семинар.
– Этот семинар мы проводим для того, чтобы понять, что можно изменить в программе воспитания и социализации, которая есть в каждой школе, с учетом современных реалий, чтобы дать детям финансовую грамотность, научить пользоваться электронными сервисами, объяснить, что такое информационная безопасность. Большой блок будет связан с профориентацией, которой в Норильске уделяется пристальное внимание, – рассказывает ведущий семинара доктор педагогических наук Александр Прутченков.
Семинар проходил в первую очередь для педагогов, но в нем также приняли участие старшеклассники и родители.
– Сегодняшние подростки во многом разбираются лучше взрослых: как заплатить за телефон не выходя из дома, найти что-либо на просторах Интернета и так далее. Поэтому учителей мы ориентируем на то, чтобы они прислушивались к ученикам, – говорит ведущая семинара кандидат педагогических наук Марина Шкробова.
Дети и родители также являются полноправными участниками семинара. Важно, чтобы все три составляющие мыслили в одном русле и имели одинаковые устремления. Чтобы не получилось как в известной басне “Лебедь, рак и щука”, а происходил обмен учительской мудрости и современного взгляда нового поколения.
Как говорят ведущие семинара, преподаватели Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в современной школе плохо налажено и взаимодействие с родителями.
– Я что-то знаю, умею, а школа не приглашает. То есть приглашает, чтобы прибить полку или еще что-то сделать. А я, например, высококлассный юрист. Я не хочу прибивать полку, но мог бы прочитать лекцию для детей или педагогов на тему, как действовать в той или иной ситуации, – говорит Александр Прутченков. – Это может проходить и в рамках профориентационной деятельности. Родители могут приходить и рассказывать о своих профессиях. Об этом мы также говорим на семинаре.
Наш город
В рамках программы “Школа ключевых социальных компетенций” во время мартовских каникул в Норильске пройдет фестиваль “Наш город”. В нем примут участие 12 команд старшеклассников. И уже на практике ребята смогут попробовать свои силы в сфере финансовой грамотности.
Организаторы вместе со школьниками посетят основные предприятия Норильска и проведут квест на знание города. Участники сами будут придумывать для соперников задания по поиску в городском пространстве социальных и культурных объектов.
Но самой интересной обещает стать комплексно-экономическая игра. Каждая команда будет олицетворять собой руководство некоего города. Школьники выступят в роли мэра и руководителей различных управлений. Городской бюджет нужно будет распределить в соответствии с потребностями города, чтобы все социальные сферы были профинансированы. Ну и конечно, для каждого города будет создана определенная проблема.
– Например, произошла авария, и нужно срочно отремонтировать две школы и одну больницу. Встает вопрос, где взять деньги. У ребят будет возможность не только  перераспределить бюджетные средства, но и обратиться к краевой власти, которую будут представлять взрослые, организаторы игры. Средства могут быть выделены, а могут и не быть. В итоге какой-то город выживет, а какому-то придется признать свою несостоятельность, – рассказывает Александр Прутченков.
Цель игры – дать школьникам понимание того, как устроена структура власти, с какими проблемами приходится сталкиваться муниципалитету. Потому что пока большая часть не только учащихся, но и взрослых граждан не очень понимает, как работает муниципальная власть, как она действует и почему нельзя все отремонтировать и выделить средства на все благие проекты.
– Игра интересна тем, что знания можно перевести в навыки, умения, опыт. Одно дело, когда ребенок что-то выучил и даже сдал экзамен. Это легко забывается. Другое дело, когда ты это прожил в игровом режиме. Когда ты заплатил налоги, а у тебя дебет с кредитом не сошелся. Когда расстроился, потому что понял, что бюджета на все не хватает, а нужно думать еще и о пенсионерах и детях. И от этих категорий нельзя избавиться, хотя они не приносят прибыли. В Ульяновске на таком фестивале одна из команд долго думала, где найти деньги на пенсионеров. А потом решили продать их другой команде. Соседний город пенсионеров приобретать отказался. Но прецедент был, – рассказывает Марина Шкробова.
Также для детей запланирован летний лагерь с погружением в жизнь виртуального города. Примерно две недели старшеклассники будут жить в вымышленном городе, осваивать различные специальности, расплачиваться виртуальными деньгами, открывать бизнес, платить налоги.
Скорее всего, лагерь будет выездным. И ребята смогут совместить отдых с игрой и получением необходимых экономических навыков.
Передача опыта
– Цель проекта “Школа городских компетенций” не просто показать, а научить. Чтобы, когда мы уедем, школы продолжили работать в этом направлении сами. Сегодня представители образовательных учреждений говорят о том, что все очень интересно, но в Норильске нет специалистов для реализации этого направления. И трехдневного семинара для того, чтобы овладеть всеми методиками, недостаточно. В марте пройдет фестиваль. Мы дадим еще порцию знаний, покажем, как можно работать, но это также не снимет вопрос подготовки кадров. Поэтому в октябре планируется провести дополнительный углубленный семинар для педагогов. Ведь проект сможет жить только в том случае, если будет учитель, который способен применять теорию на практике, вести за собой детей, зажигать интересом, – говорит Марина Шкробова.
В учебно-проектировочном семинаре участвовали в основном заместители директоров по воспитательной работе, психологи, то есть специалисты, ответственные за социализацию учащихся. Были представлены также учреждения дополнительного образования.
– Это очень важно, учитывая то, что “Школа ключевых социальных компетенций” – это необязательное образование. И возможно, в следующем году на базе учреждения дополнительного образования появится кружок “Личные финансы”. Хотя наша сверхзадача – это создание в городе клуба единомышленников. Чтобы старшеклассники, которые участвовали в “Школе городских компетенций”, передавали свои знания учащимся среднего и младшего школьного звена, – говорит Александр Прутченков.
Участниками основных мероприятий “Школы” являются ребята 8–11-х классов, но и здесь многое зависит от педагога.
– Будет замечательно, если к нам придет талантливый учитель начальных классов, который с помощью игр будет развивать финансовую грамотность у малышей. Это можно делать с помощью настольных игр. Или как мы недавно смотрели с детьми 
мультфильм “Буратино” и потом рассуждали, правильно ли главный герой распорядился своим капиталом. Форматы могут быть разные. Главное, чтобы это было ребенку интересно, – говорит Прутченков.
Программа “Школа городских компетенций” реализуется также на Кольской ГМК. Там проводятся те же самые мероприятия, что и в Норильске. А в будущем организаторы проекта планируют объединить Заполярный филиал и Кольскую ГМК с помощью сети. Чтобы школьники и педагоги могли общаться и проводить совместные мероприятия.
Марина Шкробова
Александр Прутченков
0

Читайте также в этом номере:

Старт дан (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Идея достигает цели (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Второй шанс (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стали частью системы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Вдохновленные наукой (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Город стал спокойнее (Александра КАМЫШЕВА)
По легенде и в реальности (Лариса ФЕДИШИНА)
На причалах пополнение (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Парадоксально и смешно (Марина БУШУЕВА)
Обещали вернуться (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зачетное плавание (Марина БУШУЕВА)
Профессионально сработали (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Ядовитые пальчики собраны (Любовь ВАГАНОВА, начальник отдела по связям с общественностью Объединенной дирекции заповедников Таймыра)
Когда собирается круг (Лариса МИХАЙЛОВА)
Родитель должен быть трезв (Екатерина БАРКОВА)
Сказка на пуантах (Мария ГРИГОРЬЕВА)
За хип-хоп ответила (Екатерина БАРКОВА)
Отвечают за чистоту (Татьяна РЫЧКОВА)
И происходят чудеса (Татьяна РЫЧКОВА)
Путеводитель по жизни и судьбе (Елена МУХАМЕТЧИКОВА)
Карточные «игры» (Екатерина БАРКОВА)
Поймали за руку (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск