Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Интернет уже в пути
БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
31 марта 2016 года, 14:57
Фото: Петр ЛИХОЛИТОВ
Текст: Петр ЛИХОЛИТОВ
Со строительства волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) из Нового Уренгоя в Норильск в марте приходят хорошие новости. Специалисты ООО «Единство» (дочерней структуры «Норникеля», ответственной за проект) и их подрядчики активно ведут подготовку к началу работ, а местами уже тянут оптоволокно. Корреспондент «Заполярного Вестника» побывал на объектах ВОЛС по обе стороны от Енисея – в районе Игарки и на Ванкорском нефтегазовом месторождении.  
Проект строительства ВОЛС из Нового Уренгоя в Норильск предполагает организацию канала связи длиной около 957 км. А на знакомство с трассой времени было отпущено всего ничего – пара дней. Где уж тут посетить все ее семь пусковых комплексов ВОЛС! Поэтому мы с коллегами из ООО «Единство» Игорем Макаровым и Павлом Вадовым старались не терять ни минуты короткого светового дня для фото- и видеосъемки происходящего на отрезках первого пускового комплекса (от Игарки до Норильска) и третьего ПК (база «Прилуки» – Ванкорское месторождение, 173 км).  
РЕЗЬБА В МЕРЗЛОТЕ
Из Игарки на Ванкор мы прилетели в середине дня на винтокрылом извозчике Ми-8 и сразу отправились на объекты будущей ВОЛС, которые здесь расположены сравнительно недалеко от буровых вышек «Ванкорнефти».
Все участки ВОЛС имеют свои особенности, – один только переход через Енисей чего стоит! – но тут, на Ванкоре, приблизительно в 350 км от Норильска, понимаешь, насколько все непросто. Если на отрезке первого пускового комплекса монтажники могут использовать для подвеса кабеля ВОЛС существующую инфраструктуру Норильско-Таймырской энергетической компании, то на третьем придется вести полномасштабные строительно-монтажные работы с установкой опорных конструкций, на которые уже будут крепить оптоволокно.
Проще говоря, на Ванкоре надо действовать с чистого листа – вгрызаться в мерзлоту. Тесты показали, что на бурение одного котлована (или «лидерной скважины») уходит около четверти часа. Но до этого машина должна утвердиться возле оставленной геодезистами вешки, а рабочие – подготовить бур. Дальше уже дело техники: несколько энергичных заходов – и вот мощный коловорот вместе с кусками мерзлой земли окончательно поднимается на поверхность. Семиметровое отверстие под сваю готово.
Собственно, свая восьмиметровая, но она на метр возвышается над землей для удобства крепления к ней опоры под кабель. Готовые к установке сваи аккуратно сложены в нескольких сотнях метров от места бурения. Глядя на эти могучие конструкции, первым делом замечаешь резьбу на торце сваи: ее ведь не просто вставляют в высверленное отверстие, а буквально ввинчивают в грунт – так надежнее. К слову, для производства свай используется конструкционная низколегированная сталь марки «09Г2С», из такой делают трубы и прочий металлопрокат. Через технические отверстия в свае можно разглядеть массив заполняющего ее пенополиуретана – наполнитель применяется, чтобы внутри не скапливалась влага.
Высота стоек опор составляет все те же восемь метров. Получается, кабель подвешивается на высоте девяти метров над землей – метр сваи плюс восемь метров опоры. Опоры сделаны из стали марки «345» с оцинковкой – такая не сгниет в болотистой местности, не лопнет даже при экстремально низких температурах.
РОЛИКИ И БАРАБАНЫ
Утром следующего дня, удобно расположившись в салоне новехонькой вахтовки, водруженной на раму двухосного «КамАЗа», наша команда отправилась по зимнику в Игарку на 1ПК, где в отличие от 3ПК, что на Ванкоре, строительство идет полным ходом. Первый участок строящейся ВОЛС тянется от Игарки вверх до Норильска. Там на существующую линию электропередачи – на анкерные и промежуточные опоры – подвешивают самонесущий оптический кабель.
На месте мы застали монтажников, которые крепили кабель к опорам ЛЭП и размещали на них муфты. Выглядело это так: повиснув где-то посредине опоры, экипированные с ног до головы ребята заводили подаваемый с земли отрезок кабеля на специальный ролик.
Специалисты, конечно, предпочли бы говорить о строительных длинах, а не просто об отрезках кабеля. Строительная длина – это расстояние между муфтами, соединяющими два конца кабеля. Понятно, что невозможно размотать и подвесить сразу 300 км кабеля – только представьте себе размеры и вес катушки, а также технику, которая могла бы тащить этот здоровенный барабан по тундре! Поэтому кабель нарезается на отрезки определенного размера – те самые строительные длины. Но если отрезки будут слишком короткими, получится много муфт, а это плохо, так как на муфте в месте сварки происходит затухание сигнала. Вот почему строительные длины обычно бывают протяженностью четыре, пять или шесть километров.
НАДЕЖНЫЙ БАЛАНС
Можно сказать, что нам повезло с погодой – в наш приезд на трассу ВОЛС было всего –9С° и легкий ветерок. Иногда облачность пронзал луч полярного солнца. Но северяне знают, что такое субарктический климат и какие погодные эксцессы случаются в здешних широтах, причем в любое время года. Чтобы ветер и лед не повредили кабель, при его монтаже применяют гасители вибрации, очень напоминающие кегли для боулинга. Они помогают кабелю балансировать, сохраняя свое положение в пространстве даже при сильных порывах ветра.
Естественно, напрашивается детский вопрос – почему бы сразу не подвесить два кабеля? Так сказать, про запас. Ответ очевиден: это существенно удорожит проект, да и нагрузка на опоры заметно возрастет. Кроме того, если порвется один кабель, а просто так это вряд ли может произойти, то велика вероятность, что и дублирующая линия тоже выйдет из строя.
Как объясняет Павел Вадов, на линии ВОЛС планируется создать несколько узлов: помимо Норильска и Нового Уренгоя они будут расположены в Снежногорске (на Усть-Хантайской ГЭС), в Игарке, на Ванкоре, в Мангазее и на Уренгойской ГРЭС. Задача опорных узлов – усиливать сигнал, а также предоставлять необходимую емкость для обеспечения этих районов оптической связью. Так вот сеть, построенную на основе монтируемого сейчас кабеля, будет эксплуатировать специальная служба, располагающая всем необходимым оборудованием, чтобы в случае аварии вычислить точку обрыва и устранить повреждения.
Ясное дело, трудно было удержаться и не помять в руках кабель, благодаря которому долгожданный широкополосный Интернет придет в Норильск. Константин Крымский, директор подрядной организации ООО «Инженерные сети – Проект» из Челябинска, чьи специалисты трудятся сейчас на 1ПК, с готовностью демонстрирует заветное оптоволокно. На вид ничего особенного – обычный шнур диаметром 14 мм. Кабель на удивление легкий! Ничего удивительного, говорит Константин: кабель полностью диэлектрический (ADSS), цветных металлов в нем нет.
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
Конечно, на тех участках, где нужно только подвешивать кабель на уже существующие опоры ЛЭП, все получается быстро и сноровисто. Куда сложнее будет там, где сначала придется прокладывать просеку, бурить мерзлый грунт, ввинчивать в мерзлоту сваи, монтировать на них опоры и только затем подвешивать кабель. Причем проделывать это все придется с оглядкой на погодные условия. Встреченные нами по дороге из Ванкора в Игарку лесорубы дали неутешительный прогноз: в конце апреля вероятно снег начнет стремительно таять, и движение техники по зимнику и вдоль него прекратится до осени. Зимой же возникнут проблемы другого свойства, например, при температуре ниже –30С° подвешивать кабель нельзя.
Тем не менее на основе первого полученного опыта специалисты видят возможность устанавливать в следующем зимнем сезоне около 30 опор в день, то есть до 900 опор в месяц. Однако зимой и весной в этих краях бывают сильные морозы и ветры, надолго стопорящие работы. Сегодня реалистичным представляется показатель в 600 опор в месяц. То есть если учесть, что расстояние между опорами 85 метров, продвижение может составить до 50 км в месяц. А всего на линии должно быть порядка 2200 опор. И это еще без подвеса кабеля! Хорошая бригада за месяц может подвесить от 40 до 80 км кабеля. Вот и считайте.
Но даже с учетом ярко выраженной сезонности работ и труднодоступности многих участков строительства ВОЛС проект планируется реализовать в крайне сжатые сроки – в 2017 году. Так что команда «Единства» не собирается расслабляться даже летом, в период вынужденного затишья. Пока мы ехали в Игарку, Игорь Макаров и Павел Вадов уже договаривались о новой командировке через несколько дней и о том, чтобы облететь трассу на вертолете – еще раз разведать все потенциально «засадные» точки, выверить маршрут.
ВАНКОР – МЕСТОРОЖДЕНИЕ И ПОСЕЛОК
Ванкорское нефтегазоносное месторождение находится в Туруханском районе Красноярского края, на левобережье Большой Хеты, между устьями ее полноводных притоков – Лодочной и Покойницкой. Месторождение открыли в далеком 1991 году, но разработка его началась лишь в 2009-м. Для газовиков и нефтяников компанией «Ванкорнефть», дочерней структурой «Роснефти», построен вахтовый поселок Ванкор на 1220 вахтовиков. От Игарки до Ванкора можно добраться по воздуху или по земле: перелет на вертолете длится 40 минут, на вахтовке можно доехать за четыре-пять часов в зависимости от погоды, состояния зимника и наличия переправы через Енисей.
«ПЯТНИСТАЯ» МЕРЗЛОТА
Сейчас специалисты «Единства» выясняют, потребуются ли для других участков строительства сваи длиной 10 или даже 12 метров. Дело в том, что вечная мерзлота с ее слоистым устройством – почти идеальный грунт для установки свай. Даже летом, когда окрестности Ванкора превращаются в одно сплошное болото, на глубине царят холод и лед, прочно удерживающие «корневище» сваи. Но, например, в районе Игарки другие геологические условия, там вечная мерзлота не сплошная – она идет пятнами. Для песка и торфа придется использовать более длинные сваи.
ТРАССА «ПЕРЕБЕГАЕТ» ЗИМНИК
Действительно, почему трасса ВОЛС тянется то слева, а то справа от 170-километрового зимника, ведущего от Ванкора до базы «Прилуки», местами «перебегая» дорогу по специально оборудованным переходам? Проектировщики, объясняет Павел Вадов, первоначально и планировали проложить трассу, чтобы она повторяла все зигзаги зимника. Но оказалось, правильнее будет спрямить трассу. Теперь ее маршрут местами отходит от зимника, зато нитка стала короче и анкерных опор, необходимых для подвеса кабеля, потребуется меньше.
 
ВОЛС В ЦИФРАХ
Проект строительства ВОЛС в Норильск предполагает организацию канала связи длиной около 957 км.
На отрезке в 172 км необходимо установить опорные конструкции, на которые затем будет подвешен оптический кабель.
На дистанции 478 км кабель планируется подвесить на уже существующие опоры.
Кабель заводят на опору ЛЭП при помощи специального ролика
Первый пусковой комплекс в районе Игарки
У монтажника в руках крепления с балансом, которые не позволят кабелю раскачиваться при сильном ветре
0

Читайте также в этом номере:

Непростая линия (Лариса ФЕДИШИНА)
Хранилище для хвостов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Город для жизни (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Музей вдохновляет (Марина БУШУЕВА)
Предпринимайте социально (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Те, кто нас выше (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Питатель “Октябрьского” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
“Бош” в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На месяц и навсегда (Лариса МИХАЙЛОВА)
Пошли на штурм (Екатерина БАРКОВА)
Под присмотром МУР (Марина БУШУЕВА)
В апрель на лыжах (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Приплыли (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вот вам автобус, рисуйте (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Опера с доставкой (Валентина ВАЧАЕВА)
Хрустальных масок прибыло (Валентина ВАЧАЕВА)
ЗвонИт или звОнит? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск