Интернет уже в пути
БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
31 марта 2016 года, 14:57 Фото: Петр ЛИХОЛИТОВ Текст: Петр ЛИХОЛИТОВ
|
Со строительства волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) из Нового Уренгоя в Норильск в марте приходят хорошие новости. Специалисты ООО «Единство» (дочерней структуры «Норникеля», ответственной за проект) и их подрядчики активно ведут подготовку к началу работ, а местами уже тянут оптоволокно. Корреспондент «Заполярного Вестника» побывал на объектах ВОЛС по обе стороны от Енисея – в районе Игарки и на Ванкорском нефтегазовом месторождении.
Проект строительства ВОЛС из Нового Уренгоя в Норильск предполагает организацию канала связи длиной около 957 км. А на знакомство с трассой времени было отпущено всего ничего – пара дней. Где уж тут посетить все ее семь пусковых комплексов ВОЛС! Поэтому мы с коллегами из ООО «Единство» Игорем Макаровым и Павлом Вадовым старались не терять ни минуты короткого светового дня для фото- и видеосъемки происходящего на отрезках первого пускового комплекса (от Игарки до Норильска) и третьего ПК (база «Прилуки» – Ванкорское месторождение, 173 км). РЕЗЬБА В МЕРЗЛОТЕ Из Игарки на Ванкор мы прилетели в середине дня на винтокрылом извозчике Ми-8 и сразу отправились на объекты будущей ВОЛС, которые здесь расположены сравнительно недалеко от буровых вышек «Ванкорнефти». Все участки ВОЛС имеют свои особенности, – один только переход через Енисей чего стоит! – но тут, на Ванкоре, приблизительно в 350 км от Норильска, понимаешь, насколько все непросто. Если на отрезке первого пускового комплекса монтажники могут использовать для подвеса кабеля ВОЛС существующую инфраструктуру Норильско-Таймырской энергетической компании, то на третьем придется вести полномасштабные строительно-монтажные работы с установкой опорных конструкций, на которые уже будут крепить оптоволокно. Проще говоря, на Ванкоре надо действовать с чистого листа – вгрызаться в мерзлоту. Тесты показали, что на бурение одного котлована (или «лидерной скважины») уходит около четверти часа. Но до этого машина должна утвердиться возле оставленной геодезистами вешки, а рабочие – подготовить бур. Дальше уже дело техники: несколько энергичных заходов – и вот мощный коловорот вместе с кусками мерзлой земли окончательно поднимается на поверхность. Семиметровое отверстие под сваю готово. Собственно, свая восьмиметровая, но она на метр возвышается над землей для удобства крепления к ней опоры под кабель. Готовые к установке сваи аккуратно сложены в нескольких сотнях метров от места бурения. Глядя на эти могучие конструкции, первым делом замечаешь резьбу на торце сваи: ее ведь не просто вставляют в высверленное отверстие, а буквально ввинчивают в грунт – так надежнее. К слову, для производства свай используется конструкционная низколегированная сталь марки «09Г2С», из такой делают трубы и прочий металлопрокат. Через технические отверстия в свае можно разглядеть массив заполняющего ее пенополиуретана – наполнитель применяется, чтобы внутри не скапливалась влага. Высота стоек опор составляет все те же восемь метров. Получается, кабель подвешивается на высоте девяти метров над землей – метр сваи плюс восемь метров опоры. Опоры сделаны из стали марки «345» с оцинковкой – такая не сгниет в болотистой местности, не лопнет даже при экстремально низких температурах. РОЛИКИ И БАРАБАНЫ Утром следующего дня, удобно расположившись в салоне новехонькой вахтовки, водруженной на раму двухосного «КамАЗа», наша команда отправилась по зимнику в Игарку на 1ПК, где в отличие от 3ПК, что на Ванкоре, строительство идет полным ходом. Первый участок строящейся ВОЛС тянется от Игарки вверх до Норильска. Там на существующую линию электропередачи – на анкерные и промежуточные опоры – подвешивают самонесущий оптический кабель. На месте мы застали монтажников, которые крепили кабель к опорам ЛЭП и размещали на них муфты. Выглядело это так: повиснув где-то посредине опоры, экипированные с ног до головы ребята заводили подаваемый с земли отрезок кабеля на специальный ролик. Специалисты, конечно, предпочли бы говорить о строительных длинах, а не просто об отрезках кабеля. Строительная длина – это расстояние между муфтами, соединяющими два конца кабеля. Понятно, что невозможно размотать и подвесить сразу 300 км кабеля – только представьте себе размеры и вес катушки, а также технику, которая могла бы тащить этот здоровенный барабан по тундре! Поэтому кабель нарезается на отрезки определенного размера – те самые строительные длины. Но если отрезки будут слишком короткими, получится много муфт, а это плохо, так как на муфте в месте сварки происходит затухание сигнала. Вот почему строительные длины обычно бывают протяженностью четыре, пять или шесть километров. НАДЕЖНЫЙ БАЛАНС Можно сказать, что нам повезло с погодой – в наш приезд на трассу ВОЛС было всего –9С° и легкий ветерок. Иногда облачность пронзал луч полярного солнца. Но северяне знают, что такое субарктический климат и какие погодные эксцессы случаются в здешних широтах, причем в любое время года. Чтобы ветер и лед не повредили кабель, при его монтаже применяют гасители вибрации, очень напоминающие кегли для боулинга. Они помогают кабелю балансировать, сохраняя свое положение в пространстве даже при сильных порывах ветра. Естественно, напрашивается детский вопрос – почему бы сразу не подвесить два кабеля? Так сказать, про запас. Ответ очевиден: это существенно удорожит проект, да и нагрузка на опоры заметно возрастет. Кроме того, если порвется один кабель, а просто так это вряд ли может произойти, то велика вероятность, что и дублирующая линия тоже выйдет из строя. Как объясняет Павел Вадов, на линии ВОЛС планируется создать несколько узлов: помимо Норильска и Нового Уренгоя они будут расположены в Снежногорске (на Усть-Хантайской ГЭС), в Игарке, на Ванкоре, в Мангазее и на Уренгойской ГРЭС. Задача опорных узлов – усиливать сигнал, а также предоставлять необходимую емкость для обеспечения этих районов оптической связью. Так вот сеть, построенную на основе монтируемого сейчас кабеля, будет эксплуатировать специальная служба, располагающая всем необходимым оборудованием, чтобы в случае аварии вычислить точку обрыва и устранить повреждения. Ясное дело, трудно было удержаться и не помять в руках кабель, благодаря которому долгожданный широкополосный Интернет придет в Норильск. Константин Крымский, директор подрядной организации ООО «Инженерные сети – Проект» из Челябинска, чьи специалисты трудятся сейчас на 1ПК, с готовностью демонстрирует заветное оптоволокно. На вид ничего особенного – обычный шнур диаметром 14 мм. Кабель на удивление легкий! Ничего удивительного, говорит Константин: кабель полностью диэлектрический (ADSS), цветных металлов в нем нет. ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА Конечно, на тех участках, где нужно только подвешивать кабель на уже существующие опоры ЛЭП, все получается быстро и сноровисто. Куда сложнее будет там, где сначала придется прокладывать просеку, бурить мерзлый грунт, ввинчивать в мерзлоту сваи, монтировать на них опоры и только затем подвешивать кабель. Причем проделывать это все придется с оглядкой на погодные условия. Встреченные нами по дороге из Ванкора в Игарку лесорубы дали неутешительный прогноз: в конце апреля вероятно снег начнет стремительно таять, и движение техники по зимнику и вдоль него прекратится до осени. Зимой же возникнут проблемы другого свойства, например, при температуре ниже –30С° подвешивать кабель нельзя. Тем не менее на основе первого полученного опыта специалисты видят возможность устанавливать в следующем зимнем сезоне около 30 опор в день, то есть до 900 опор в месяц. Однако зимой и весной в этих краях бывают сильные морозы и ветры, надолго стопорящие работы. Сегодня реалистичным представляется показатель в 600 опор в месяц. То есть если учесть, что расстояние между опорами 85 метров, продвижение может составить до 50 км в месяц. А всего на линии должно быть порядка 2200 опор. И это еще без подвеса кабеля! Хорошая бригада за месяц может подвесить от 40 до 80 км кабеля. Вот и считайте. Но даже с учетом ярко выраженной сезонности работ и труднодоступности многих участков строительства ВОЛС проект планируется реализовать в крайне сжатые сроки – в 2017 году. Так что команда «Единства» не собирается расслабляться даже летом, в период вынужденного затишья. Пока мы ехали в Игарку, Игорь Макаров и Павел Вадов уже договаривались о новой командировке через несколько дней и о том, чтобы облететь трассу на вертолете – еще раз разведать все потенциально «засадные» точки, выверить маршрут. ВАНКОР – МЕСТОРОЖДЕНИЕ И ПОСЕЛОК Ванкорское нефтегазоносное месторождение находится в Туруханском районе Красноярского края, на левобережье Большой Хеты, между устьями ее полноводных притоков – Лодочной и Покойницкой. Месторождение открыли в далеком 1991 году, но разработка его началась лишь в 2009-м. Для газовиков и нефтяников компанией «Ванкорнефть», дочерней структурой «Роснефти», построен вахтовый поселок Ванкор на 1220 вахтовиков. От Игарки до Ванкора можно добраться по воздуху или по земле: перелет на вертолете длится 40 минут, на вахтовке можно доехать за четыре-пять часов в зависимости от погоды, состояния зимника и наличия переправы через Енисей. «ПЯТНИСТАЯ» МЕРЗЛОТА Сейчас специалисты «Единства» выясняют, потребуются ли для других участков строительства сваи длиной 10 или даже 12 метров. Дело в том, что вечная мерзлота с ее слоистым устройством – почти идеальный грунт для установки свай. Даже летом, когда окрестности Ванкора превращаются в одно сплошное болото, на глубине царят холод и лед, прочно удерживающие «корневище» сваи. Но, например, в районе Игарки другие геологические условия, там вечная мерзлота не сплошная – она идет пятнами. Для песка и торфа придется использовать более длинные сваи. ТРАССА «ПЕРЕБЕГАЕТ» ЗИМНИК Действительно, почему трасса ВОЛС тянется то слева, а то справа от 170-километрового зимника, ведущего от Ванкора до базы «Прилуки», местами «перебегая» дорогу по специально оборудованным переходам? Проектировщики, объясняет Павел Вадов, первоначально и планировали проложить трассу, чтобы она повторяла все зигзаги зимника. Но оказалось, правильнее будет спрямить трассу. Теперь ее маршрут местами отходит от зимника, зато нитка стала короче и анкерных опор, необходимых для подвеса кабеля, потребуется меньше. ВОЛС В ЦИФРАХ Проект строительства ВОЛС в Норильск предполагает организацию канала связи длиной около 957 км. На отрезке в 172 км необходимо установить опорные конструкции, на которые затем будет подвешен оптический кабель. На дистанции 478 км кабель планируется подвесить на уже существующие опоры. |
0 | Твитнуть |