Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Город для жизни
ФОРУМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
31 марта 2016 года, 17:20
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Одной из самых интересных площадок форума стал «Город для жизни». Здесь обсуждали урбанистические тренды и лучшие практики развития городов. Ключевой вопрос урбанистики – удобная городская среда. Сделать город лучше можно только совместными усилиями жителей и властей. На площадке «Новаторские города» участникам форума рассказали об опыте тех, кому объединить силы уже удалось.
–  На форум в Норильск мы привезли лучшие практики от Ассоциации новаторских городов, в которую входят десять больших и малых городов России. Как правило, это моногорода, что делает их очень похожими на Норильск, – пояснил модератор площадки генеральный директор питерской компании «ЕВМ» («Единство в многообразии») Евгений Мачнев. – Для этих городов сегодня главной задачей становится вовлечь жителей в изменение социальной структуры и городской среды.
Новатор Заречный
Ассоциация новаторских городов создана в 2011 году по инициативе небольшого городка в  Пензенской области численностью 56 тысяч человек – Заречный. Его судьба похожа на судьбу Норильска: Заречный строили заключенные, там возводили одно из предприятий Росатома, которое производило ядерные боеголовки и стало градообразующим.
– С приходом перестройки атомный проект начал сворачиваться, градообразующее предприятие уже не могло содержать социальную сферу, муниципальная власть получила высокую социальную напряженность, изношенность основных фондов, дефицит рабочих мест, – рассказала управделами ассоциации Ирина Кондратьева. – Ситуация была очень нехорошей. Понятия «горожанин» тогда не было, было понятие «заводчанин». Заводчане занимали иждивенческую позицию: им все должны и обязаны.
Надо было решать, что делать с предприятием и людьми. Их, как и завод, надо было «переформатировать». В 2008 году на муниципальных выборах в Заречном побеждает молодой амбициозный руководитель  Вячеслав Гладков. Первое, что он делает, – создает проектный офис и ставит задачу переломить ситуацию, создать площадку диалога власти и горожан.
– Перед нами стояла задача ввести такое понятие, как горожанин, и сделать так, чтобы каждый почувствовал себя хозяином на своей территории, в своем дворе и своем городе, – продолжает Ирина Кондратьева. – Тогда мы провели с зареченцами ряд деловых игр и поняли, что создание на базе бывшего атомного завода приборостроительного кластера – это важно и нужно, это привлечет инвестиции и создаст рабочие места. Но эту важность понимает узкий круг специалистов. А вопросы благоустройства волнуют абсолютно всех. Каждый хочет жить в хорошем красивом городе. И мы запустили программу «Мой дом, мой двор». Власть предоставляла инструменты и все, что нужно для облагораживания дворов. От горожан требовалось личное участие.
В этом-то и состояла главная трудность – надо было расшевелить жителей. Но это  оказалось вполне возможно.
Случилось чудо
Поначалу городское сообщество разделилось на три группы. Первую составляли активисты, которые сразу пришли участвовать в конкурсе, – жители 17 многоквартирных домов (всего их в Заречном 350). Вторая группа – «саботажники», те, кто расценил конкурс как желание власти решить проблемы благоустройства на халяву, за счет горожан. И третья, самая многочисленная, заняла выжидательную позицию.
– Как проходит конкурс? С января по март мы принимаем заявки, потом собирается конкурсная комиссия, которая их рассматривает и составляет график реализации проектов, – объясняет Ирина Кондратьева. – По дворам развозят оборудование и грунт, и жители начинают работать на своих территориях. Сами разбивают клумбы, думают, в какой цвет покрасить лавочки и как будут выглядеть игровые площадки. В конце августа комиссия, в которую входят руководители профильных муниципальных предприятий, проезжает по всем дворам, выставляет баллы и определяет победителей.
Важно, что все мероприятия активно освещали в СМИ. Это была и немножко игра на самолюбии зареченцев: наш двор не хуже, чем у соседей.
– Качественный скачок произошел в 2014 году – в конкурс вошли 84 дома, то есть уже четверть всех многоквартирных домов, – вспоминает Ирина Кондратьева. – Почему это произошло? Мы решили свозить своих жителей – участников конкурса в Москву, на фестиваль садовых цветов. Они походили по фестивалю, посмотрели новинки. И, вернувшись в город, рассказали своим соседям. Буквально через месяц мы их свозили еще на одну выставку, и город просто загудел. Мы поняли, что ситуация переломилась – теперь каждый горожанин участвует в процессе зеленого строительства.
Параллельно возникла идея «Больших обедов»: жители выносят на улицу столы, стулья, домашнюю еду и за совместным чаепитием обсуждают текущие дела по благоустройству своих дворов.
Мы за любой кипеж
Зареченцы зарядились энергией зеленого города. Но возникло и непредвиденное обстоятельство.
– Простые горожане не имеют знаний в области зеленой индустрии и не совсем понимают, как строить, например, цветочные клумбы, – поясняет Ирина Кондратьева. – Поэтому в первые два года мы немного испугались: дворы были завалены старыми игрушками, благодаря Интернету появились лебеди из автомобильных покрышек и прочие «высокохудожественные» элементы благоустройства. Стали думать, что делать. И решили, что надо проводить мастер-классы по ландшафтному дизайну и помогать людям получать знания. Приглашали специалистов, в частности с ландшафтного факультета архитектурной академии. И они спокойно, методично рассказывали, как правильно строить цветочные клумбы, подбирать растения по времени цветения и высоте, и тому подобное.
Постепенно к благоустройству подключились «внепрограммные» жители – те, кто стал обустраивать дворы на собственные средства, без помощи муниципалитета, но тоже хочет, чтобы к ним приезжали журналисты и снимали про них сюжеты.
– Ожидания властей оправдались – теперь зареченцы чувствуют себя хозяевами в своем городе, – говорит Ирина Кондратьева. – Сегодня конкурс «Мой дом, мой двор» живет собственной жизнью. А возрождение традиций добрососедства – это особенная гордость Заречного.
О других интересных и успешных практиках – проекте «Wi-Fi у фонтана», конкурсе «Северский дворик», экологических, жилищных и кадровых проектах, осуществляемых при участии жителей в сотрудничестве с властью, – можно узнать на сайте Ассоциации новаторских городов novator-gorod.ru. За пять лет города-новаторы, которые входят в ассоциацию, реализовали более 350 проектов. Более 170 находятся в стадии реализации.
Комментируя выступление зареченских коллег, глава Норильска Олег Курилов шутливо заметил, что на наших газонах приживаются только ивы и искусственные деревья.
– Думаю, экологические проекты «Норильского никеля» нам позволят высаживать больше, будут выдерживать и трава, и деревья, – подытожил мэр. – У нас уже был проект «Посевная», когда мы сеяли траву, горожане откликнулись достаточно активно. Спасибо всем вам. Любое предложение от населения, которое будет развивать и улучшать городскую среду, власть поддержит. Мы за любой кипеж, кроме голодовки.
Другие форматы
Интересным было выступление эксперта Комитета гражданских инициатив, главного редактора журнала «Муниципальная власть» Екатерины Жиляковой. Она отметила, что успешные практики, увы,  нетиражируемы: у каждого города даже в рамках одного направления свои подходы. Можно только знакомиться с тем, что делают коллеги, но додумывать и подгонять под собственные реалии надо самим.
– Если дать жителям возможность, они переформатируют город и сделают его иным. Но за жителей никто ничего не придумает. Об этом говорят все самые успешные опыты, – считает эксперт.
Один из хрестоматийных примеров – город Мышкин. Сейчас его знают все благодаря единственному в мире Музею Мыши, ставшему товарным знаком города. А началось все с небольшой коллекции мышей и того, что группа общественности сплотилась вокруг директора Мышкинского музея.
– Поначалу это выглядело смешно, но они прокачали бизнес и власть и убедили их в нужности своего начинания, – рассказала Екатерина Жилякова. – Новый мэр при поддержке бизнесменов пригласил лучших экспертов. И в результате на этой «смешной» инициативе местных жителей бюджет города за три года увеличился в 10 (!) раз.
Чему учит этот пример? Для того чтобы переформатировать городскую среду, нужна площадка, на которой можно свести активных общественников, представителей бизнеса и власть.
– Идеи рождаются в мозговом штурме, когда собираются представители этих трех групп, а эксперты их прокачивают. Это как раз то, чем занимаетесь вы на вашем форуме социальных технологий, – замечает Екатерина Жилякова.
Загадка природы
К лучшим городским наработкам, которые при минимуме денежных вложений дают значимый эффект и создают в городах так называемую френдли-среду, можно отнести практику Невьянска.
– Город умирал, с ним не знали, что делать, и пришел мэр, который захотел его «перезапустить», – рассказывает Екатерина Жилякова. – Он понимал, что нужно прокачивать аудиторию, проводить тренинги, чтобы идея выстрелила. В результате такой прокачки дело действительно пошло. Это загадка природы, почему так происходит, но вдруг люди посмотрели в окно и сказали: у нас город разрушается, и одна из примет этого разрушения – падающая башня, которая сохранилась еще с первой половины XVIII века, со времен Демидовских заводов. А есть еще одна падающая башня, Пизанская, но Италия почему-то зарабатывает на этом деньги.
В итоге воодушевленные жители Невьянска устроили вокруг своей  падающей башни туристический комплекс, который стал жемчужиной туризма выходного дня Свердловской области.
Технология развития проектов в Невьянске показала, что самые эффективные способы преобразовать городское пространство  основаны на консолидации трех видов  финансовых вложений – от власти, бизнеса и жителей. Для комплекса вокруг Невьянской башни создали фонд, где были деньги учредителей, бизнеса, и любой житель мог принести – и принес – свою копеечку.
Другой пример – в нищие села Архангельской области приехал социальный технолог, который научил создавать ТОСы. В результате жители перевернули жизнь в своих селах. В одной из деревень местная власть годами просила деньги на строительство водонапорной башни. Деревня без башни умирала. Цена вопроса была миллион рублей. Селяне пытались выбить эти деньги, войти в какие-то бюджетные программы, но ничего не получалось. После тренингов социального технолога люди воодушевились и сами возвели эту башню за 50 тысяч рублей, собрав осколки разрушенных башен по другим деревням.
Просто приехал
Центром кооперации для активных людей и катализатором преобразований может стать и отдельная личность. Яркий пример – художник Николай Полисский из творческой группы «Митьки», который из Санкт-Петербурга решил переселиться в забытую богом деревню Никола-Ленивец Калужской области.
– Человек просто приехал жить в деревню. И для того чтобы разнообразить свой быт, стал создавать из веток скульптуры, лэнд-арт, – рассказывает Екатерина Жилякова. – Потом приехали его друзья и тоже стали создавать скульптуры, потом – друзья друзей. Этим заинтересовались кураторы от искусства, появился фестиваль «Архстояние», и все это закончилось многомиллионными инвестициями. Так вроде бы из ничего появился прибыльный бренд.
С 2006 года деревня Никола-Ленивец стала форпостом современного искусства, привлекающим толпы туристов и профессионалов. Теперь она представляет собой арт-парк, где на площади 650 га представлена обширная коллекция архитектурных и художественных объектов. Концепцию парка разработали французские архитекторы из бюро Wagon Landscaping и преподаватели Версальской ландшафтной школы.  А «Архстояние» стал крупнейшим в России ежегодным международным фестивалем лэнд-арта. Все о нем можно прочитать и увидеть на сайте arch.stoyanie.ru.
Музей исчезнувшего вкуса
Екатерина Жилякова привела и пример социального предпринимательства, которое преобразило город. И тоже разрослось на, казалось бы, пустом месте: две подруги из Коломны к городскому празднику решили приготовить пастилу по старинному рецепту.
– Они просто решили сварить пастилу, – не без восхищения делится этой историей эксперт. – Она настолько понравилась на городском празднике, а потом на областном, что им заказывали все большие и большие партии. Закончилось тем, что они не просто воссоздали старинную фабрику и сделали музей, куда нескончаемым потоком едут туристы со всей России – посещения расписаны на год вперед.  Эти две дамы создали проект социального предпринимательства, Музей пастилы, наряду с другими музеями Коломенского посада, входит в творческий кластер «Город-музей». Фактически  этот кластер отдали им.
Музей пастилы, известный еще как Музей исчезнувшего вкуса, открылся в 2009 году во флигеле усадьбы Сурановых в лавке сладостей, построенной в конце XVIII века и принадлежавшей купцам Сурановым. На экскурсиях посетителей знакомят с историей  изготовления пастилы в Коломне, технологией ее производства, а также дают попробовать разные сорта, изготовленные на собственной мини-фабрике. Изначально там производили 7 сортов пастилы, в 2011 году – уже 26 сортов. Для придания разнообразных вкусов в яблочную пастилу добавляют клубничное, малиновое, черничное, клюквенное, брусничное, апельсиновое пюре, а также миндальный или кедровый орех, ваниль, корицу и масло дамасской розы. У музея есть свой сайт – kolomnapastila.ru.
Волшебный пендель
Как людям удается для каких-то городских проектов привлечь деньги с нуля? Тренинги – это многократно доказано – дают положительный эффект. Горожане получают пресловутый волшебный пендель.
– Это просто здорово, что «Норильский никель» проводит такой форум, – поделилась с «Вестником» коренная норильчанка Ирина Азова, ведущий программист Норильского индустриального института. – Мы сегодня были на нескольких тренингах, это очень интересно. Заряжает и меняет взгляд на какие-то вещи. Даже если тема никак не связана с твоей профессиональной деятельностью. Например,  я с удовольствием послушала редактора и ведущую радиостанции «Наше Подмосковье» Надежду Брейман. Она рассказывала, как обеспечить информационную поддержку проекта и общаться с журналистами, чтобы это было всем на пользу.
Возвращаясь к новаторским городам: всем на пользу пошли тренинги, например, в городе Балаково, что в трех часах езды от Саратова.
– Там тоже люди сидели с убеждением, что никогда ничего не придумают и до них никто никогда не доедет, – продолжает Екатерина Жилякова. – Потом приехали эксперты, «качнули» их. И вдруг выяснилось, что у них есть особняк Федора Шехтеля, одного из ярких представителей модерна в русском и европейском зодчестве. Есть целый ряд построек XIX и XX веков – пожарная каланча, усадьбы. Есть ГЭС, есть спидвей – редкие трековые гонки на мотоциклах. Словом, есть что показывать.
В дополнение к этому жители Балаково придумали еще одну городскую фишку. Они провозгласили Балаково клубничной столицей России. С 2014 года там проводят фестиваль клубники. Праздник рассчитан на самую широкую аудиторию, включая туристический кластер, и сразу завоевал сердца горожан. Участниками этого летнего общегородского события становятся представители дачных товариществ и владельцы личных подсобных хозяйств. Обычные горожане и гости города могут принять участие в костюмированном шествии, обменяться рецептами приготовления клубники, присоединиться к конкурсам и дегустациям.
Пока прошло всего два фестиваля, и трудно говорить о всероссийской известности, но знающие люди убеждены: фестиваль клубники в Балаково станет таким же брендом, как День помидора в Минусинске.
И если уже в этих городах есть что показать, то Норильск с его удивительной северной природой, экстремальной погодой и массой других достоинство однозначно может быть интересен. В Норильске в последние годы качественно меняется городская среда, которая привлекает все больше гостей.
Норильский форум провоциурет горожан на социальную активность
На форуме работали креатив-площадки. Одна из них – в фаблабе. Ребята смогли уместить большой Норильск в небольшой макет
0

Читайте также в этом номере:

Интернет уже в пути (Петр ЛИХОЛИТОВ)
Непростая линия (Лариса ФЕДИШИНА)
Хранилище для хвостов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Музей вдохновляет (Марина БУШУЕВА)
Предпринимайте социально (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Те, кто нас выше (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Питатель “Октябрьского” (Мария ГРИГОРЬЕВА)
“Бош” в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На месяц и навсегда (Лариса МИХАЙЛОВА)
Пошли на штурм (Екатерина БАРКОВА)
Под присмотром МУР (Марина БУШУЕВА)
В апрель на лыжах (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Приплыли (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вот вам автобус, рисуйте (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Опера с доставкой (Валентина ВАЧАЕВА)
Хрустальных масок прибыло (Валентина ВАЧАЕВА)
ЗвонИт или звОнит? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск