Вспомнить классику
ПРЕМЬЕРА
16 марта 2017 года, 14:52 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
“Очень трудно найти комедию, чтобы это было смешно, умно, невинно по сути. Все это есть в “Хануме”, – считает постановочная команда спектакля, премьера которого состоится в Норильском Заполярном театре 17 марта.
В театральный оборот водевиль грузинского драматурга (режиссера, актера, антрепренера) второй половины XIX века Авксентия Цагарели ввел его соплеменник, определивший пути развития отечественного театра в прошлом столетии, – Георгий Товстоногов. В 1973-м, через год после премьеры “Ханумы” Товстоногова в Большом драматическом театре, водевиль был поставлен и на сцене Норильской драмы выпускником ЛГИТМиКа (сейчас Санкт-Петербургская академия театрального искусства) Семеном Гальпериным. Обязана сыграть Наверняка с тех пор не один раз в театре велись разговоры о постановке этой “радостной, жизнеутверждающей, очаровательной истории”. (Определение подслушано автором в театре.) Осуществил ее на 17-м году работы актрисы Варвары Бабаянц в Норильском Заполярном режиссер Тимур Файрузов. Известно, что и Цагарели в свое время написал “Хануму” для бенефиса своей жены. Варвара Бабаянц не скрывает, что мечтала о Хануме давно и чувствует себя в этой роли как рыба в воде. В этом убеждено и все ее окружение. – Грузия – это темперамент, замешенный на солнце, свободе, в то же время мудрости, внутренней неторопливости. Адская смесь темперамента и внутреннего состояния, когда никуда не спешишь, – из этого сотканы все телодвижения в спектакле и… характер главной героини, которую Варя Бабаянц – и никто другой! – просто обязана была сыграть, – считает Татьяна Безменова, приглашенный на постановку хореограф из Москвы. (С Тимуром Файрузовым и Варварой Бабаянц у Безменовой уже были “Снегири” Нины Садур по Астафьеву и “Королева красоты” МакДонаха.) По словам режиссера, он и его команда за время работы над спектаклем прониклись большой любовью не только к истории соперничества двух свах, но и к Грузии вообще: – Мы не скрываем, что играем в эту историю, относясь при этом к национальной культуре не просто бережно, а даже нежно. В спектакле переплетается наше отношение к Грузии с авторским. Кто-то знает ее историю больше, кто-то меньше. Для меня, например, одним из “учебников” стал фильм Георгия Данелия “Не горюй!”. Начиная с новогодних праздников я его буквально смакую. Даже стал обращать внимание на грузинские вина в наших магазинах: оказывается, есть стоящие, вернее, настоящие… Для Татьяны Безменовой, у которой, кстати, по мужу могла быть грузинская фамилия, эта “Ханума”, поставленная в Норильске, – первая в портфолио: – Не считаю, что в спектакле должны быть аутентичные грузинские танцы. Свою задачу я вижу не в том, чтобы перенести национальный танец на сцену театра, что на самом деле антитеатрально, а в том, чтобы наполнить спектакль своим пониманием пластической партитуры. Очередное приглашение Татьяны в театр на постановку режиссер объясняет тем, что это тот счастливый случай творческого партнерства, когда режиссер и хореограф понимают друг друга без слов, на лету ловят мысли друг друга и в результате появляется их точное пластическое выражение. Пиросмани не будет Сценограф “Ханумы” главный художник Норильской драмы Фемистокл Атмадзас в свое время работал в Большом драматическом театре и, конечно, видел спектакль Товстоногова, хотя и не на сцене, а в записи 1978 года. Грузинский колорит в постановке мэтра, по словам художника, создавали декорации по мотивам картин Нико Пиросмани. – Поскольку практически все постановщики “Ханумы” используют Пиросмани, я за основу взял грузинские пейзажи Елены Ахвледиани. Получилось очень красиво и функционально: классический спектакль в классической кулисно-арочной системе оформления. Мы все время ищем что-то новое, забывая о классике. Я говорю не только о текстах, но и о классической интерпретации в сценографии, актерской игре, режиссуре. Иногда нужно оставлять эксперименты и вспоминать о классике. Красивы не только декорации, но и костюмы, сшитые по эскизам Ольги Атмадзас. Варвара Бабаянц сразу влюбилась в свое одеяние, даже фотографию в костюме Ханумы отправила маме. После “Замка в Швеции”, который недавно сняли с репертуара, по словам актрисы, ни один костюм ее так не радовал: – Художники вновь подарили мне любимый силуэт и цвет! Команда “Ханумы” уверена, что возвращение к классической комедии в классическом переводе Рацера и Константинова с классической интерпретацией в сценографии, актерской игре и режиссуре просто необходимо городу и театру. Помимо Варвары Бабаянц в спектакле заняты корифеи Норильской драмы: Роман Лесик, Галина Савина, Павел Авдеев, Николай Каверин, Степан Мамойкин, Александр Глушков и другие. Молодые артисты Алексей Ковригин и Александр Жуйков играют юного князя Котэ, а Полина Белянина и Инесса Талашкевич – его возлюбленную Сону. По словам режиссера, эти роли – чудный игровой материал, на котором многому можно научиться в профессии. Постановщики изначально заложили в спектакль определенную степень свободы, как они выражаются, “воздух”, чтобы артистам можно было импровизировать, а их детищу – развиваться. Это вдохновляет Первая весенняя премьера в Норильской драме совпадает с началом традиционного краевого фестиваля “Театральная весна”. В этом году ему предшествуют “Театральные ночи”, которые пройдут везде, где есть театры. В Норильске “Театральная ночь” станет продолжением премьерного спектакля. Организаторы обещают настоящий восточный пир. – На премьеру “Ханумы” мы пригласили кавказские диаспоры Норильска, чтобы они представили свою национальную культуру, – рассказывает Тимур Файрузов. – Будут звучать зурна и барабаны. Зрителям предложат восточный чай и нарды. Для них будут петь и танцевать не только артисты… Гостей ждет много неожиданного. Например, сюрприз под кодовым названием “Сами с усами”. Постижерский цех уже занят их изготовлением… Накануне артисты театра, занятые в водевиле, выступили в “Арене” с интермедией по мотивам премьерного спектакля. Александр Жуйков, Алексей Ковригин и Александр Носырев написали и сыграли историю о том, как молодой грузинский князь искал невесту… И пригласили всех на премьеру… Через неделю в Красноярской драме норильчане покажут два спектакля, отобранные жюри по итогам прошлого сезона для участия в “Театральной весне – 2017”. Один из них – “Королеву красоты” – поставил для малой сцены Тимур Файрузов. Для театра это первый фестивальный выезд за пределы города в этом сезоне. Предстоят еще два: в Москву на “Золотую маску” и в Питер на “Арлекин”, который называют “Золотой маской” для детских спектаклей. – Фестивали – это не крестовый поход за наградами, а возможность показать широкому зрителю свои творческие достижения, – считают в норильском театре. – Здорово посмотреть свои работы глазами красноярской, московской, питерской публики, пообщаться с коллегами. Это ценно и вдохновляет. |
0 | Твитнуть |