Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вспомнить классику
ПРЕМЬЕРА
16 марта 2017 года, 14:52
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“Очень трудно найти комедию, чтобы это было смешно, умно, невинно по сути. Все это есть в “Хануме”, – считает постановочная команда спектакля, премьера которого состоится в Норильском Заполярном театре 17 марта.
В театральный оборот водевиль грузинского драматурга (режиссера, актера, антрепренера) второй половины XIX века Авксентия Цагарели ввел его соплеменник, определивший пути развития отечественного театра в прошлом столетии, – Георгий Товстоногов. В 1973-м, через год после премьеры “Ханумы” Товстоногова в Большом драматическом театре, водевиль был поставлен и на сцене Норильской драмы выпускником ЛГИТМиКа (сейчас Санкт-Петербургская академия театрального искусства) Семеном Гальпериным.  
Обязана сыграть
Наверняка с тех пор не один раз в театре велись разговоры о постановке этой “радостной, жизнеутверждающей, очаровательной истории”. (Определение подслушано автором в театре.) Осуществил ее на 17-м году работы актрисы Варвары Бабаянц в Норильском Заполярном режиссер Тимур Файрузов. Известно, что и Цагарели в свое время написал “Хануму” для бенефиса своей жены.
Варвара Бабаянц не скрывает, что мечтала о Хануме давно и чувствует себя в этой роли как рыба в воде. В этом убеждено и все ее окружение.
– Грузия – это темперамент, замешенный на солнце, свободе, в то же время мудрости, внутренней неторопливости. Адская смесь темперамента и внутреннего состояния, когда никуда не спешишь, – из этого сотканы все телодвижения в спектакле и… характер главной героини, которую Варя Бабаянц – и никто другой! – просто обязана была сыграть, – считает Татьяна Безменова, приглашенный на постановку хореограф из Москвы. (С Тимуром Файрузовым и Варварой Бабаянц у Безменовой уже были “Снегири” Нины Садур по Астафьеву и “Королева красоты” МакДонаха.)
По словам режиссера, он и его команда за время работы над спектаклем прониклись большой любовью не только к истории соперничества двух свах, но и к Грузии вообще:
– Мы не скрываем, что играем в эту историю, относясь при этом к национальной культуре не просто бережно, а даже нежно. В спектакле переплетается наше отношение к Грузии с авторским. Кто-то знает ее историю больше, кто-то меньше. Для меня, например, одним из “учебников” стал фильм Георгия Данелия “Не горюй!”. Начиная с новогодних праздников я его буквально  смакую. Даже стал обращать внимание на грузинские вина в наших магазинах: оказывается, есть стоящие, вернее, настоящие…
Для Татьяны Безменовой, у которой, кстати, по мужу могла быть грузинская фамилия, эта “Ханума”, поставленная в Норильске, – первая в портфолио:
– Не считаю, что в спектакле должны быть аутентичные грузинские танцы. Свою задачу я вижу не в том, чтобы перенести национальный танец на сцену театра, что на самом деле антитеатрально, а в том, чтобы наполнить спектакль своим пониманием пластической партитуры.
Очередное приглашение Татьяны в театр на постановку режиссер объясняет тем, что это тот счастливый случай творческого партнерства, когда режиссер и хореограф понимают друг друга без слов, на лету ловят мысли друг друга и в результате появляется их точное пластическое выражение.
Пиросмани не будет
Сценограф “Ханумы” главный художник Норильской драмы Фемистокл Атмадзас в свое время работал в Большом драматическом театре и, конечно, видел спектакль Товстоногова, хотя и не на сцене, а в записи 1978 года. Грузинский колорит в постановке мэтра, по словам художника, создавали декорации по мотивам картин Нико Пиросмани.
– Поскольку практически все постановщики “Ханумы” используют Пиросмани, я за основу взял грузинские пейзажи Елены Ахвледиани. Получилось очень красиво и функционально: классический спектакль в классической  кулисно-арочной системе оформления. Мы все время ищем что-то новое, забывая о классике. Я говорю не только о текстах, но и о классической интерпретации в сценографии, актерской игре, режиссуре. Иногда нужно оставлять эксперименты и вспоминать о классике.
Красивы не только декорации, но и костюмы, сшитые по эскизам Ольги Атмадзас. Варвара Бабаянц сразу влюбилась в свое одеяние, даже фотографию в костюме Ханумы отправила маме. После “Замка в Швеции”, который недавно сняли с репертуара, по словам актрисы, ни один костюм ее так не радовал:
– Художники вновь подарили мне любимый силуэт и цвет!
Команда “Ханумы” уверена, что возвращение к классической комедии в классическом переводе Рацера и Константинова с классической интерпретацией в сценографии, актерской игре и режиссуре просто необходимо городу и театру.
Помимо Варвары Бабаянц в спектакле заняты корифеи Норильской драмы: Роман Лесик, Галина Савина, Павел Авдеев, Николай Каверин, Степан Мамойкин, Александр Глушков и другие. Молодые артисты Алексей Ковригин и Александр Жуйков играют юного князя Котэ, а Полина Белянина и Инесса Талашкевич – его возлюбленную Сону.
По словам режиссера, эти роли – чудный игровой материал, на котором многому можно научиться в профессии.
Постановщики изначально заложили в спектакль определенную степень свободы, как они выражаются, “воздух”, чтобы артистам можно было импровизировать, а их детищу – развиваться.  
Это вдохновляет
Первая весенняя премьера в Норильской драме совпадает с началом традиционного краевого фестиваля “Театральная весна”. В этом году ему предшествуют “Театральные ночи”, которые пройдут везде, где есть театры. В Норильске “Театральная ночь”  станет продолжением премьерного спектакля. Организаторы обещают настоящий восточный пир.
– На премьеру “Ханумы” мы пригласили кавказские диаспоры Норильска, чтобы они представили свою национальную культуру, – рассказывает Тимур Файрузов. – Будут звучать зурна и барабаны. Зрителям предложат восточный чай и нарды. Для них будут петь и танцевать не только артисты… Гостей ждет много неожиданного. Например, сюрприз под кодовым названием “Сами с усами”. Постижерский цех уже занят их изготовлением…
Накануне артисты театра, занятые в водевиле, выступили в “Арене” с интермедией по мотивам премьерного спектакля. Александр Жуйков, Алексей Ковригин и Александр Носырев написали и сыграли историю о том, как молодой грузинский князь искал невесту… И пригласили всех на премьеру…
Через неделю в Красноярской драме норильчане покажут два спектакля, отобранные жюри по итогам прошлого сезона для участия в “Театральной весне – 2017”. Один из них – “Королеву красоты” – поставил для малой сцены Тимур Файрузов. Для театра это первый фестивальный выезд за пределы города в этом сезоне. Предстоят еще два: в Москву на “Золотую маску” и в Питер на “Арлекин”, который называют “Золотой маской” для детских спектаклей.  
– Фестивали – это не крестовый поход за наградами, а возможность показать широкому зрителю свои творческие достижения, – считают в норильском театре. – Здорово посмотреть свои работы глазами красноярской, московской, питерской публики, пообщаться с коллегами. Это ценно и вдохновляет.
Репетируют Инесса Талашкевич (Сона) и Александр Жуйков (Котэ)
0

Читайте также в этом номере:

Готовят флот (Анна ФИНН)
Есть цели, есть средства (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Продумали до мелочей (Виктор ЦАРЕВ)
Врачи на вахте (Лариса ФЕДИШИНА)
Школьникам полезно знать (Лариса ФЕДИШИНА)
Сгустители сдают под ключ (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Спуск и без горы бывает (Владислав ШУКШИН)
Сам себе ремесленник (Екатерина СТЕПАНОВА)
До встречи в театре! (Валентина ВАЧАЕВА)
Книга незаменима (Владислав ШУКШИН)
Навострили лыжи (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Двигатель в работе (Марина БУШУЕВА)
“Мальчики” сдали экзамен (Валентина ВАЧАЕВА)
Свидетельства эпохи (Евгения СИДОРУК, директор Норильского городского архива)
Рекорд к празднику (Владислав ШУКШИН)
В новом свете (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск