Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вот и шестой
У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
16 августа 2018 года, 15:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
На Вокзальной площади появился еще один экспонат. В ночь с пятницы на субботу на открытую площадку музея строительства и развития Норильской железной дороги поставили тепловоз электрический маневровый – ТЭМ-2-УМ с заводским номером 068.
Музей под открытым небом начал формироваться на площади перед бывшим железнодорожным вокзалом в 2011 году. Первым экспонатом стал электровоз серии IV-КП-I 031 (контактный промышленный электровоз четвертой весовой категории). В народе такие называли “русАчками”, потому что изготовляли технику в России, в Новочеркасске. Были еще и “немки” аналогичной модели. Эти электровозы делали под Берлином и в качестве контрибуции отправляли в Россию. В Норильске “русачки” и “немки” работали до 1981 года.
Вошел в роль
Если воспоминаниями остаться в восьмидесятых, следует сказать, что электровоз серии IV-КП-I уже устанавливали на Вокзальной площади в 1986 году, но неудачно – внизу проходили коммуникации: трубы канализации, теплотрасса. Во время одного из ремонтов вскрывали коллектор под электровозом, а его убрали на отстойные пути, там и оставили. Пригодился он уже в новейшей истории компании и города в качестве памятника.
Мне думается, что открытая площадка передвижной техники – весомый вклад коллектива Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) в социальную жизнь Норильска. Вокзальная площадь становится притягательным местом для горожан: сюда приезжают фотографироваться, здесь бывают экскурсии.
В интервью “Вестнику” два года назад начальник Предприятия технологического железнодорожного транспорта Александр Гороховский, рассказывая о музее под открытым небом, отметил: “В принципе, весь комбинат – и людей, и грузы – в свое время привезли в Норильск по железной дороге. Сначала по узкой колее, потом по широкой. Разве не интересно узнавать, как все это было?”
К тому времени в качестве памятника на площадке перед зданием управления ПТЖТ уже появилась головная секция пассажирского электропоезда ЭР-1 229 – электричка, затем еще одна. С медленной, но безотказной в любую погоду электрички когда-то начиналась дорога в аэропорт, за грибами и ягодами “под Дудинку”, в пионерский лагерь “Таежный”: на фотографиях с Октябрьской площади давно минувших дней мы видим такой экземпляр. Ранее свое место на постаменте заняли автомотриса АС-1А – “красная дрезина”, которая возила руководство комбината, и служебная автомотриса АС-3М. Столько воспоминаний хранят эти экспонаты!
Тогда же, два года назад, норильские железнодорожники рассказали, что у них есть задумка продолжить историю предприятия еще одним образцом техники. Как мы теперь знаем, речь шла о маневровом тепловозе с электрической передачей. ТЭМ-2-УМ с заводским номером 068 изготовили в 1989 году брянские машиностроители. А вообще тепловозы этой модели с дизель-генераторами увеличенной мощности в Брянске стали выпускать ровно 30 лет назад. Небольшой юбилей.
Еще факты для интересующихся локальной историей: тепловозы серии ТЭМ-2 курсируют по железным дорогам Норильска с 1969 года, они трудятся либо на станциях, выполняя маневры и формируя поезда, либо на предприятиях Заполярного филиала – подвозят грузы, выгружают руду. Сейчас, по словам главного механика ПТЖТ Олега Сафина, в парке норильских железнодорожников 29 тепловозов серии ТЭМ-2 разных модификаций, включая механизированные тепловозы.
К роли памятного объекта, шестого по счету образца техники, связанной с развитием железнодорожной отрасли на Крайнем Севере, “ветерана” технически и эстетически подготовили в производственном объединении “Норильсктрансремонт”: почистили, покрасили. Привели в порядок ходовую часть, чтобы тепловоз мог на своих колесах прибыть по адресу новой “прописки”.
Служба пути ПТЖТ заблаговременно установила рельсы на специально забетонированной площадке. И вот в минувшую пятницу к работе приступила бригада восстановительного поезда предприятия. “Переезд” электрического маневрового тепловоза к месту вечной стоянки занял несколько часов. Что неудивительно: кабина электровоза весит 44 тонны, каждая телега с колесными парами – около 25 тонн. Работать пришлось и железнодорожным краном “Первомаец”, и 120-тонным КАТО, который в помощь коллегам выделили в “Норильском промышленном транспорте”. Этот автомобильный кран в конечном итоге и установил новый экспонат на музейной площади.
– Он прибыл в Норильск в 2004-м и на протяжении десяти лет эксплуатировался на переделах Заполярного филиала компании, – рассказывает о нашем 068-м Олег Сафин. – Когда нормативный срок работы техники вышел, руководство предприятия решило подготовить списанный тепловоз для установки на постамент на Вокзальной площади. Сегодня мы эту работу выполнили.
Десять лет наш 068-й трудился на переделах Заполярного филиала
Около десяти часов потребовалось, чтобы установить кузов тепловоза на пьедестал
0

Читайте также в этом номере:

Расклад позитивный (Виктор ЦАРЕВ)
Нужна инициатива (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Сделать изумительно (Татьяна РЫЧКОВА)
В пути к взлетной полосе (Лариса ФЕДИШИНА)
Территория неравнодушных (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Здорово! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хоккей по-взрослому (Виктор ЦАРЕВ)
Возвращение Часовни (Лариса СТРЮЧКОВА, член правления Клуба исследователей Таймыра, руководитель проекта “Голубыми дорогами Таймыра”)
Играл барган (Зинаида МАРЬЯСОВА, ведущий специалист отдела экологического просвещения Дирекции заповедников Таймыра)
Счастливы в Праге (Анна САРАФАНОВА)
Ключ к Северу (Надежда КЛЕМБЕРГ, главный архивист Норильского городского архива)
Сказочное место (Екатерина СТЕПАНОВА)
Чисто сработали (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
С арктическим размахом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как уберечь сеголеток (Михаил БОНДАРЬ, Лариса СТРЮЧКОВА)
Аграрный Север (Евгения СИДОРУК, директор МКУ “Норильский городской архив”, кандидат исторических наук)
Рецепты с дымком (Владимир ЗАДЕЛЁНОВ, доктор биологических наук, замдиректора по науке государственного учреждения “Заповедники Таймыра”)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск