Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В пути к взлетной полосе
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
16 августа 2018 года, 15:50
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Кто-то считает норильский аэропорт маленьким? А как вам такая информация: более 800 сотрудников северной воздушной гавани обслуживают около 500 тысяч пассажиров, принимают и отправляют более 3600 грузовых и пассажирских самолетов в год. Как летается им в условиях реконструкции норильского аэроузла, как функционируют службы порта, мы узнали накануне Дня Воздушного флота России.
Увидеть работу такого предприятия не только в зале регистрации – журналистская удача. Почти у всех самолеты и аэропорт ассоциируются с романтикой, интересными путешествиями, но мало кому из нас посчастливилось оказаться в кабине самолета. Наша творческая группа сейчас именно туда и направляется. Но сначала мы встречаемся с инспекторами службы авиационной безопасности (САБ), которые проверяют документы, сумки и пропускают нас через рамку. К слову, для аэропортовских служащих в вопросах безопасности исключений не существует.
Двадцать тысяч часов
– Нет такого пацана, который не мечтал бы стать авиатором, – продолжает “романтическую” тему командир корабля Андрей Суфудэ.
Мы прошли все необходимые формальности и оказываемся в гостях у экипажа самолета компании NordStar. Наземные службы аэропорта заняты подготовкой судна к вылету, у команды лайнера тоже достаточно забот, поэтому разговор в кабине самолета получился коротким.
В компании NordStar Андрей Михайлович работает десятый год, со дня основания. Пришел уже опытным специалистом, да и вообще родился авиатором, в буквальном смысле: мальчик появился на свет в авиационном городке, в старом аэропорту краевого центра – Красноярск-Северный.
– Авиация – это стихия для мальчишек. Все мои игрушки были связаны с самолетами, – рассказывает Андрей Суфудэ. – После школы поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, был самым младшим на курсе.
Когда Андрею исполнилось семнадцать, его допустили “порулить”, и юноша впервые сел за штурвал. В компании “Аэрофлот” в Красноярске начинал на “Ан-2” вторым пилотом, пересел на “Л-410”, шесть тысяч часов налетал. Стал пилотом-инструктором, освоил большой самолет марки “Ил”, на котором облетал весь мир. После чего пересел на Boeing. За 40 лет трудового стажа налетал более 20 тысяч часов, в том числе на Север. Это теперь основное направление Андрея Суфудэ.
– Полеты сюда очень интересные и увлекательные: погода в Норильске резко меняется. Буквально за день – от нуля до хорошей, и ветер очень переменчивый, – объясняет командир.
Для северных летчиков требуется специальная подготовка. К слову, в течение последнего года пилоты NordStar проходили особую подготовку в три этапа: теория выполнения полетов на короткую полосу, обучение на тренажерах и аэродромная, то есть практическая часть.
– Работа в условиях реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) требует повышенного внимания пилотов, – продолжает Андрей Михайлович. – Нельзя сказать, что все зависит от одного командира: работает весь экипаж. Вот Александр Доминяк, – обращается командир к коллеге, – налетал не меньше меня, опытный пилот. А качество полосы действительно сильно изменилось, спасибо строителям.
По словам командира, никакого сравнения с прежней, она была построена “горбом”, было жалко самолеты. Пассажиры тоже почувствовали, какая гладкая стала норильская полоса.
Добавим, что бетонные работы на ВПП закончены. Сейчас в порту прокладывают инженерные коммуникации, монтируют светосигнальное и аэронавигационное оборудование. После окончания реконструкции наша воздушная гавань станет на класс выше по всем параметрам.
Обновляется и аэропортовая техника. Как рассказал Андрей Колесниченко, начальник службы спецавтотранспорта и аэродромной механизации, в их распоряжении 110 машин. Часть техники предназначена для поддержания в рабочем состоянии взлетно-посадочной полосы. Например, шесть компактных подметально-уборочных машин, которые могут быстро очистить площадку от снежного покрова. Недавно закуплены два новых компакта, в ближайшее время в порт поступит еще несколько снегоуборочных автомобилей.
Две специальные машины служат для обработки воздушных судов от наледи. Часть техники занимается обслуживанием самолетов: доставкой пассажиров и багажа, заправкой лайнеров.
На нынешнем этапе реконструкции ВПП норильчанам, чтобы попасть в самолет, приходится тратить больше времени, чем по телескопическому трапу. Расстояние до места посадки и высадки преодолевается в течение пяти-семи минут. Но аэропорт специально приобрел дополнительный автобус, увеличил персонал, обслуживающий самолеты и пассажиров, чтобы минимизировать неудобства.    
Всё под контролем
Как рассказали сотрудники службы организации перевозок, им сейчас приходится работать быстрее и быть еще внимательнее. В сезон летних отпусков ежедневная загрузка составляет до двух тысяч пассажиров. На каждого агента приходится 200–300 человек. Тут важны все нюансы: сколько пассажиров подошли к регистрации, летят ли они группой или в одиночку, есть ли с ними маленькие дети, с местом они или без. Как подготовлен к перевозке багаж, упакован или нет, сколько весит, много ли ручной клади. В обеспечении безопасности рейса мелочей не бывает. Да и предполетный досмотр пассажирам надо проходить с запасом времени, чтобы не нарушался график обслуживания воздушного судна и самолет вылетел вовремя.
Между тем в аэропорту совершил посадку рейс №105 из Москвы. Норильчане в зоне прилета ожидают выдачу багажа. И вдруг по громкой связи объявляют, что пассажир с места 17б забыл свой телефон. Еще кто-то оставил в салоне сумку.
– Почти на каждом рейсе то телефон забудут, то посадочные талоны. Паспорта, случается, оставляют, барсетки, – рассказывают сотрудники службы авиационной безопасности. Их коллеги после окончания полета обязательно осматривают лайнер. Если во время рейда обнаруживают оставленные вещи, их передают владельцам. Иногда сами пассажиры сообщают сотрудникам аэропорта об утере, те с земли связываются с САБ в самолете. Случается, пропажа находится сама собой. Все же полет – это волнение, так что рассеянность внимания объяснима.
А вот сотрудники производственно-диспетчерской службы аэропорта (ПДСА) всегда предельно собранны. Иначе нельзя: они осуществляют операционный контроль обслуживания воздушных судов, на этих специалистах завязана работа всей комплексной смены норильского транспортного узла.
Сегодня на смене Ольга Байкалова. В ее распоряжении видеокамеры, телефонная связь, информация от диспетчеров. Ольга следит, чтобы на обслуживание воздушного судна было потрачено столько времени, сколько заложено в графике. Обычно это час – час пятнадцать. За отведенное время коллеги должны успеть высадить пассажиров, разгрузить самолет, убрать в салоне, заправить лайнер, загрузить багаж и почту, рассадить вылетающих пассажиров.
– Смотреть на взлет и посадку лайнеров – это так романтично, – улыбается начальник комплексной службы ПДСА, – отвечая на вопрос, почему выбрала авиацию.
Ольге с детства нравились самолеты, потому и поступила учиться в Ленинградский институт гражданской авиации, теперь это университет в Петербурге, по специальности “организация перевозок и управление на воздушном транспорте”.
– Я мечтала об авиации, причем нравилась мне именно работа в аэропорту, – продолжает Ольга Байкалова. – Диспетчером по посадке была, регистрацией пассажиров занималась, затем перешла диспетчером по центровке, потом сюда попала, стала начальником смены. Своему делу Ольга служит уже 20 лет и менять род занятий не собирается.
Сейчас, как рассказывает моя собеседница, борт 218-й на стоянке готовится к полету, в движении находится самолет АТR из краевого центра. Через 20 минут он совершит посадку. Смена начальника комплексной службы продолжается.
Северные асы Андрей Суфудэ (слева) и Александр Доминяк
До двух тысяч человек ежедневно улетают из Норильска и прибывают в город
Ольге Байкаловой здесь видно все
Домой!
0

Читайте также в этом номере:

Расклад позитивный (Виктор ЦАРЕВ)
Нужна инициатива (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Вот и шестой (Лариса ФЕДИШИНА)
Сделать изумительно (Татьяна РЫЧКОВА)
Территория неравнодушных (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Здорово! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хоккей по-взрослому (Виктор ЦАРЕВ)
Возвращение Часовни (Лариса СТРЮЧКОВА, член правления Клуба исследователей Таймыра, руководитель проекта “Голубыми дорогами Таймыра”)
Играл барган (Зинаида МАРЬЯСОВА, ведущий специалист отдела экологического просвещения Дирекции заповедников Таймыра)
Счастливы в Праге (Анна САРАФАНОВА)
Ключ к Северу (Надежда КЛЕМБЕРГ, главный архивист Норильского городского архива)
Сказочное место (Екатерина СТЕПАНОВА)
Чисто сработали (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
С арктическим размахом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как уберечь сеголеток (Михаил БОНДАРЬ, Лариса СТРЮЧКОВА)
Аграрный Север (Евгения СИДОРУК, директор МКУ “Норильский городской архив”, кандидат исторических наук)
Рецепты с дымком (Владимир ЗАДЕЛЁНОВ, доктор биологических наук, замдиректора по науке государственного учреждения “Заповедники Таймыра”)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск