Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вдохновиться Севером
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
13 октября 2016 года, 14:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В Норильске произошло то, чего с нетерпением ждали: открылась первая в городе арт-резиденция –  PolArt. Место, куда смогут приезжать художники со всей России, чтобы какое-то время жить здесь и работать. О том, зачем это нужно городу и кто победил в первом конкурсе резидентов, узнал “Вестник”.
Формат арт-резиденции стал мировым трендом около 20 лет назад. Хотя прототипы существовали и раньше. Например, в дореволюционной России это были усадьбы меценатов, покровительствующих художникам. В Советском Союзе действовала целая сеть домов творчества – пансионатов, где по нескольку месяцев на полном гособеспечении жили и работали писатели, художники и музыканты.
Арт-резиденция – это уже современная, небюрократизированная и свободная форма поддержки и продвижения искусства, распространяющаяся во всем мире.
Суть этого формата в том, что люди творческих профессий приезжают в какое-нибудь место, живут там, вдохновляются и оставляют после себя что-то полезное. Это могут быть новые арт-объекты, или вещи совсем утилитарного значения, или нечто нематериальное.
Погружая творческих людей в новую для них среду, арт-резиденции решают много задач. Они не только поддерживают художников, обеспечивают своих резидентов временным жильем и грантами, но и формируют бренд местности, улучшают ее имидж, помогают преодолеть культурную изоляцию, способствуют распространению локальной культуры, создают новые достопримечательности, привлекают инвесторов. И, что немаловажно, помогают местным жителям по-новому взглянуть на место, в котором они живут. Переосмыслить это место с помощью искусства. Проще говоря, вносят весьма полезный “оживляж” в городскую среду и самосознание жителей – как с художественной, так и с практической точки зрения.
Думали о Норильске
Сейчас арт-резиденции можно найти по всему миру в самых разных воплощениях. Это могут быть квартиры-студии в мегаполисах, помещения в индустриальных зонах, бунгало на островах, жилые контейнеры в заброшенных точках планеты. Чем экзотичнее формат, тем привлекательнее он для художников.
Один из самых далеких индустриальных и необычных городов – арктический Норильск – теперь тоже открыт для вдохновения, погружения и осмысления. Объединенный музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска” при поддержке администрации города и компании “Норникель” летом объявил  открытый конкурс среди российских художников, чтобы пригласить в полярную арт-резиденцию тех, кто ищет вдохновения в необычных местах и кому интересно стать агентом их изменения.
В Норильске новую площадку назвали PolArt-резиденция. В названии сплетены два слова – “полярный” и “арт”. Причем слово “полярный” несет в себе двойной смысл. Оно означает не только географическое место – Заполярье, но и разные взгляды на искусство и творчество, разные видения будущего нашего города, вплоть до самых противоположных – полярных.
– PolArt-резиденция направлена на исследование городской среды Норильска средствами визуального современного искусства, – поясняет руководитель проекта, директор музейно-выставочного комплекса “Музей Норильска” Наталья Федянина. – Наш город, безусловно, относится к одному из самых интересных, необычных и вдохновляющих мест. Мы сами знаем, сколько людей, особенно тех, кто связан с искусством – фотографов, режиссеров, художников, – сюда стремится. У нас хотят поработать представители творческих профессий со всего мира, и в этом мы еще раз убедились по итогам конкурса на участие в PolArt-резиденции.
Всероссийский конкурс на участие в первом наборе PolArt-резиденции проходил с 1 августа по 15 сентября. К участию приглашали художников и кураторов из России, работающих в любом визуальном жанре современного искусства. Этот конкурс поддержали многочисленные партнеры – профессиональные интернет-сообщества, средства массовой информации, арт-резиденции из других городов.
Благодаря такой сильной информационной поддержке всего лишь за полтора месяца норильская арт-резиденция получила огромный отклик из разных мест России и даже из других стран – Японии, Швейцарии, Франции, Великобритании. Художники со всего мира думали о Норильске, предлагали свои арт-проекты, по-иному представляющие заполярный город, его особенности и его будущее.
Норильск получил 59 заявок, среди которых были самые необыкновенные идеи – от эпатажных объектов паблик-арта до кураторских и социологических исследований по созданию Музея холода или Материкового посольства. Отобрать же надо было всего две. Поэтому жюри пришлось очень непросто. Внешними экспертами конкурса стали арт-директор Музея современного искусства PERMM, эксперт по паблик-арту Наиля Аллахвердиева и российский современный художник и куратор, автор инсталляции “Вечная теплота” на здании Норильской публичной библиотеки Марина Звягинцева.
– При конкурсе 30 человек на место задача у нас была сложной, – говорит Наталья Федянина. – Свои заявки прислали люди самых разных творческих профессий, имеющие серьезные регалии.  И дорогого стоит, что столько профессионалов сидели и думали, что такое Норильск и что можно ему предложить. Решение нам давалось в трудных спорах.
Услышать и увидеть
Победителями и будущими резидентами PolArt стали две девушки, Алиса Олева и Анис Кронидова. Как заметила Наталья Федянина, даже их имена звучат так, как будто к нам едут инопланетяне. У обеих резиденток, несмотря на достаточно молодой возраст, интересные биографии и серьезное портфолио.
Алиса Олева – художник, работающий в новом жанре walking. Это формат психогеографических и аудиопрогулок, искусство на стыке перформанса и культуры участия. Родилась в Москве, живет и работает в Лондоне. Образование – Институт истории искусств им. Курто (Лондон). Принимала участие в фестивалях, выставочных проектах и арт-резиденциях в Лондоне, Берлине, Москве, Зальцбурге, Стокгольме и других городах. Для Норильска она придумала проект “Кратчайший путь”.
– Когда я начала читать про Норильск, мне бросилось в глаза, насколько много “сквозного” в этом городе, – поясняет Алиса Олева. – Ветер, который продувает город со всех сторон; тот факт, что изначально люди приезжали сюда ненадолго; что зимой так холодно, что перебегаешь от подъезда к подъезду. В такой ситуации рождается уникальное отношение с публичным пространством и с городом как сетью кратчайших путей от одной точки к другой.
Мы часто не замечаем того, что кажется нам очевидным: наших троп и маршрутов, перемещений по городу, точек пребывания и сквозных мест. Мне кажется важным и интересным задокументировать и превратить в карту, своего рода активный архив, все эти тропы и кратчайшие пути. Это может быть интересно как для самих горожан, так и для людей, которые только слышали про диковинный город Норильск.
Поскольку Алиса Олева работает со звуком и аудиопрогулками, она сочла этот формат наиболее подходящим медиумом для своей задумки:
– Я работаю с бинауральными наушниками, которые позволяют слышать звук объемно, как будто он вокруг тебя. Планирую встретиться с минимум 15–20 горожанами и попросить их пройти со мной их самым частым маршрутом – от дома до института или от дома до работы. Я буду документировать наш маршрут и расспрашивать о дороге, о том, что они на ней обычно замечают, как находят кратчайший путь, как часто его повторяют. В итоге я создам карту всех этих маршрутов и аудиофайлы для каждого из них. Эти саундтреки можно будет прослушивать как на улице, проходя этот маршрут, так в галерее или дома.
По мнению Алисы Олевой, такая альтернативная карта Норильска сможет превратить карту города из абстрактных равнозначных линий в живые и звучащие. А внешнему миру это даст возможность понять и представить опыт повседневной жизни в Норильске.
Вторая победительница, Анис Кронидова, – художник по костюмам, стилист и модельер. Образование – факультет дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица. Участница многочисленных выставок графики и прикладных искусств, Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге. Как художник по костюмам работает с Театром наций, Театром АХЕ, Гоголь-центром, Центром им. Мейерхольда.
Ее проект для Норильска – “Климатическая теория живописи”. Анис в смешанной технике напишет серию живописных полотен различного размера и формы, а также создаст арт-объект – объемно-пространственную композицию. Основной их темой будет узнаваемый урбанистический пейзаж.
– Цель этого проекта – с помощью визуальных средств исследовать эстетику города, его природу, композиционный ритм, самую характерную для него цветовую гамму. Увидеть изменение светимости солнца, изменения рельефа, прозрачности и состава воздушно-световой среды. Передать эти качества, изучить эстетику менталитета, обусловленного этими факторами, – поясняет художница.
Город в помощь
Открытие собственной арт-резиденции для такого маленького, далекого и  обособленного города, как Норильск, по-настоящему грандиозное событие. Это долговременный проект, ставший возможным благодаря грантовой программе “Норникеля” “Мир новых возможностей”.
Серьезно помог и муниципалитет: он выделил для художественной студии-мастерской просторное помещение площадью 230 квадратных метров. PolArt-резиденция расположена в исторической части города на цокольном этаже на Богдана Хмельницкого, 1. Ремонт и обустройство Музей Норильска проводил собственными силами. Обстановка получилась уютной и неформальной, соответствующей креативным задачам резиденции.
Использовать это помещение как галерейное пространство и мастерскую музей предложил и местным художникам, неформальным творческим объединениям. Предложение незамедлительно приняли: специально к открытию PolArt-резиденции Ассоциация норильских дизайнеров (АНОД) инициировала выставку из программы Московской международной биеннале графического дизайна “Золотая пчела – 2016”. Часть работ, представленных на биеннале, разместили на стенах норильской арт-резиденции. Эта выставка открылась в Норильске одновременно с московской и одновременно с PolArt-резиденцией 5 октября.
За всеми новостями можно следить на странице проекта в “Фейсбуке” www.facebook.com/polartresidence и на официальном сайте PolArt-резиденции polart.tilda.ws.
 
ФАКТ
Поскольку визуальный образ Норильска крайне неоднороден и не везде радует глаз, организаторы конкурса на участие в PolArt-резиденции предложили  художникам поработать именно с визуальностью в одной из двух номинаций.
Первая – “Полярные вИдения: северная урбан-экспедиция”. Это направление, связанное с исследованием территории, разработкой авторской версии “арт-плана” Норильска и проектами конкретных паблик-арт-объектов. Вторая – “Полярные видЕния: сценарный пленэр”, где художник мог бы попробовать себя в роли созидательного арт-предсказателя в поисках нового Норильска, дать самые смелые и яркие художественные сценарии и прогнозы будущего города.
 
СПРАВКА
Миссия PolArt-резиденции – поддержка ярких и смелых проектов в области современного искусства, ориентированных на художественное исследование городской среды Норильска.
Продолжительность первой сессии – от двух недель до двух месяцев в период с октября 2016 года по февраль 2017-го. Участнику бесплатно предоставляют студию-мастерскую для проживания и работы и частично оплачивают расходы на материалы и авиаперелет. Также резиденция предлагает грант в 50 000 рублей успешным кандидатам.
Обязательное условие пребывания для резидентов – образовательный компонент: проведение лекции, выставки, мастер-класса, совместного пленэра или иная форма обмена опытом с местными художниками.
Креативные пространства – то, чего сейчас не хватает городской среде
0

Читайте также в этом номере:

Пора варить (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
План будет выполнен (Екатерина БАРКОВА)
Жесткие меры (Марина БУШУЕВА)
По-спортивному (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Во главе комитетов (Виктор ЦАРЕВ)
Выходим в центр (Лариса ФЕДИШИНА)
Принять участие (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Расширяя географию (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Курсы молодого бойца (Владислав ШУКШИН)
Десант-56, или Машина времени (Владимир КАЗАНСКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск