Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Золотые руки норильского инженера
ИНТЕРЕСНО
13 октября 2016 года, 15:13
Текст: Марина БУШУЕВА
Норильский инженер Максим Ляшко, создавший бионический протез руки, в сентябре выиграл грант Фонда содействия инновациям. Два миллиона рублей пойдет на запуск производства.
Трагедия в жизни Максима произошла в 2013 году: он лишился руки. Травма была настолько тяжелая, что поначалу никто в России не брался за то, чтобы сделать Максиму даже косметический протез, который не может выполнять никаких функций. Полгода норильчанин ездил по всей стране и искал клинику, которая могла бы помочь. В результате единственные, кто согласился разработать индивидуальную программу операций для Ляшко, стали врачи Российского научного центра “Восстановительная травматология и ортопедия” имени академика Г.А. Илизарова. Почти полтора года он провел в этой клинике, перенес несколько операций.
– Это был эксперимент. И я принимал активное участие в его разработке, оплачивал тоже я. К сожалению, не все у врачей получалось, были тяжелые осложнения. Но через два года после травмы я наконец получил там свой первый протез. А в марте 2016-го мне сделали стандартный протез в Красноярске за счет ФСС.  Протезы чисто косметические и не выполняют никаких функций. Они тяжелые, и долго их носить не получается. В общем, к удобству немало претензий: либо соскальзывают, либо где-то сильно давят и натирают. Надежность тоже невысока. Протез, который мне сделали в Красноярске, очень сильно износился уже после четырех месяцев ношения, – рассказывает Ляшко.
Фантомное ощущение
– Понимаете, после ампутации у человека практически на всю жизнь остается фантомное ощущение руки. И хотя многие медики пишут, что со временем оно проходит, это неправда. Человек продолжает чувствовать свою кисть и пытается ее сжать или разжать. Мышцы, оставшиеся в предплечье, начинают сокращаться, и датчики бионического протеза фиксируют электрический потенциал мышц. Так протез “понимает”: человек хочет сжать руку или разжать ее – и делает это. Все, кто создает бионические протезы рук, используют именно этот принцип, предлагая различные варианты управления, – объясняет Максим.
Пока он лежал в больнице, стал интересоваться, какие бывают протезы, где их производят, устанавливают и сколько они стоят. Косметический, как сделали в клинике Илизарова, – от 100 до 400 тысяч рублей, такой же косметический, но известной фирмы Silab, уже 16 000 евро. Основных производителей бионической кисти в мире всего три: Otto Bock, RSL Stepper, Touch Bionics. Их стоимость от 1,5 до 2,5 млн рублей, то есть цена автомобиля премиум-класса. Срок службы обычно составляет не более двух лет. Это совершенно недоступно для 99% инвалидов.
Такая цена объясняется тем, что протез – это не гаджет, а устройство, которым пытаются компенсировать функции живой руки. Обычно человек не задумывается, насколько сложно устроен наш организм. Необходимо в маленьком корпусе сделать что-то, что работает так же быстро, сильно, имеет такую же сложную моторику и обширный функционал. И самое главное, необходимо как-то управлять этим. Технические требования очень сложные и жесткие. Поэтому используются дорогостоящие комплектующие и техническая обработка. К тому же все травмы индивидуальны, и подход к протезированию тоже индивидуальный. Плюс отсутствие конкуренции: протезы не продаются тиражами в сотни миллионов, как смартфоны.
– Я испытал разочарование, когда узнал цены на протезы, но, если можно так сказать, не опустил руки и стал искать варианты решения проблемы. Увидел в Интернете французский проект человекоподобного робота InMoov и проект протеза из США, которые были сделаны на 3D-принтере. Меня заинтересовало. Начал разбираться, что такое 3D-принтер, как его можно использовать, и решил самостоятельно спроектировать протез, а не копировать иностранные аналоги. Но из-за того что травма была очень тяжелая, приступить к работе я смог только в декабре 2014 года.  
“Я хочу помогать людям”
Все свои разработки Максим Ляшко выкладывает в Интернет в открытый доступ.
–  У меня нет цели заработать на этом денег. Я сам пережил трагедию и понимаю, что происходит с людьми после того, как они получили увечье, как сильно они переживают и как им трудно. Мне очень помогали родные, друзья и коллеги, но даже с их поддержкой у меня ушло почти два года, чтобы адаптироваться и начать жить по-новому. Это очень тяжело и не у всех получается. Теперь я хочу помогать другим людям, попавшим в такую же трудную ситуацию, как и я когда-то.
Максим старался сделать протез доступным, в итоге первые прототипы, которые он установил людям, стоили итого меньше – чуть более 350 долларов. Сейчас изобретатель работает в направлении улучшения качества и эксплуатационных характеристик.
– По сравнению с подобными иностранными проектами 3D-печатных протезов мой прототип не хуже, а по некоторым параметрам и результатам даже лучше аналогов, но до фирменного немецкого или английского протеза ему еще далеко. Я это признаю и честно об этом говорю. Нельзя сравнивать дорогой немецкий мотор за 300 долларов с китайским за 10, корпус из металлического сплава и углепластика с пластиком 3D-принтера, – говорит Максим.
На сборку первых прототипов ушло почти три месяца. Дело в том, что хотя сама кисть бионического протеза MAXBIONIC однотипная, культеприемная гильза изготавливается индивидуально под каждого человека. Индивидуальна и система управления, так как, объясняет Максим, количество активных мышц  у каждого свое, плюс какие-то мышцы могут быть атрофированными.  
– Больше всего я переживал, как покажет себя в деле система управления. Вопреки опасениям, оказалось, что она очень хорошо работает. Испытатель буквально с первой минуты стал достаточно уверенно и хорошо управлять искусственной кистью. Также этому способствовало то, что я разработал специальное программное обеспечение, с помощью которого протез настраивается под пользователя.
Надежность – прежде всего
Прототип бионического протеза, который был испытан на добровольцах, к сожалению, непригоден для круглосуточного ношения. Основная проблема – это культеприемная гильза. Она недостаточно удобна. Впрочем, топовые зарубежные протезы тоже не носят круглосуточно. Еще, по словам самого изобретателя, есть проблемы с надежностью, так как пластиковые детали часто ломаются и их необходимо заменить на металлические. Сейчас норильский Кулибин готовит новую версию протеза.
– Главное, над чем я работаю последние полгода, – это повышение надежности. Считаю, что лучше заплатить немного больше за хорошую вещь, чем чуть меньше, но за бесполезное устройство. Сейчас я перешел на совершенно другие технологии, качество и эксплуатационные характеристики выросли в десятки раз. А себестоимость всего лишь до 1000 долларов. Это сделано за счет разработанных мною конструктивных особенностей, за счет поиска производителей с хорошим качеством и адекватной ценой, за счет того, что все дорогостоящие узлы заменяются на детали собственного изготовления. Например, немецкий датчик стоит 46 тысяч рублей. Мы делаем свой, и его себестоимость 30 долларов, а по характеристикам они очень похожи.
Пока что абсолютно все работы Максим выполнял самостоятельно. Это непросто, так как нужны знания из разных областей: механики, 3D-проектирования и моделирования, разработки электроники и печатных плат, программирования микроконтроллеров и так далее. Но самым сложным и затратным по времени оказалась сборка.
– Очень тяжело собирать протез или паять электронику одной рукой. Чтобы работа пошла быстрее, я решил набрать команду помощников. Недавно к проекту присоединился мой коллега и друг Александр Бекер, который будет заниматься электроникой. Инженер из Таганрога поможет с датчиками управления. Еще один человек занимается продвижением проекта в Москве. В результате вокруг проекта MAXBIONIC сформировалась целая команда специалистов, которая работает на энтузиазме.
Впрочем, нужны еще специалисты, особенно промышленные дизайнеры. Необходимо хорошее оборудование: пятиосевой фрезерный станок по металлу с ЧПУ. Еще – не любительский  3D-принтер за 100 тысяч рублей, а промышленный, но у него цена от миллиона. Компьютер необходим очень мощный для 3D-моделирования – на домашнем ноутбуке не все получается сделать. Нужны специализированные станки, так как детали для протеза очень маленькие. Ну и помещение.
В сентябре Максим Ляшко выиграл грант Фонда содействия инновациям. Два миллиона рублей пойдет на запуск производства. Впрочем, чтобы помочь всем желающим, этой суммы не хватит. Поэтому Максим Ляшко участвует во всех возможных грантовых программах. Правда, не всегда успешно. Убедить людей и организации в том, что функционирующий протез может быть доступным и с финансовой точки зрения, непросто.
Первыми добровольцами, которые захотели испытать разработанные Максимом протезы, стали норильчане, которых он нашел через социальные сети и Норильское общество инвалидов. Сейчас с просьбой поставить их в очередь на протез к Ляшко обращаются люди со всей России. Врачи, которым это интересно, также находят изобретателя через соцсети.
– Конечно, MAXBIONIC стоит не 25 000 долларов, как иностранные протезы, а всего около 1000, но эта сумма все равно является неподъемной для большинства людей, получивших ампутацию, затем тяжелую психологическую травму, сильные фантомные боли, оставшихся без работы и пролежавших много месяцев в больнице. Брать с таких отчаявшихся и подавленных людей деньги и наживаться на горе я не могу. Поэтому стараюсь найти и собрать средства, чтобы люди могли получить российский бионический протез MAXBIONIC абсолютно бесплатно.
В планах у норильского инженера разработать и запустить в производство не только протезы кисти, но и помочь людям с большей степенью ампутации.
Тема протезов ног мне также интересна. Но там совсем другая специфика. Нет такой сложной моторики, как у рук, но нагрузки гораздо больше. Необходимо на эту тему читать много литературы, изучать опыт и патенты, рынок и какие на нем есть предложения. На все это еще нет времени, но на будущее такой проект я рассматриваю.
 
ЦИФРЫ
Бионический протез руки, созданный инженером рудника “Комсомольский” Максимом Ляшко, обойдется нуждающимся в сумму менее 100 тысяч рублей. Это немного, учитывая, что зарубежный аналог протеза стоит от 1,5 до 2,5 миллиона рублей.

ВАЖНО

В сентябре Максим Ляшко выиграл грант Фонда содействия инновациям. 2 миллиона рублей пойдет на запуск производства. Впрочем, чтобы помочь всем желающим, этой суммы не хватит. Поэтому Максим Ляшко участвует во всех возможных грантовых программах.
Как вы можете помочь проекту? Открыт сбор средств на сайте boomstarter.ru (boomstarter.ru/projects/221181/bionicheskiy_protez_ruki_maxbionic). Кроме того, не будет лишним, если вы распространите информацию о MAXBIONIC, делая репосты в соцсетях и СМИ. Если вы промдизайнер, то можете непосредственно принять участие в работе активной группы.
 
Сейчас норильский изобретатель работает над улучшением качества протеза
0

Читайте также в этом номере:

Пора варить (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
План будет выполнен (Екатерина БАРКОВА)
Жесткие меры (Марина БУШУЕВА)
По-спортивному (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Во главе комитетов (Виктор ЦАРЕВ)
Выходим в центр (Лариса ФЕДИШИНА)
Принять участие (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Расширяя географию (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Курсы молодого бойца (Владислав ШУКШИН)
Вдохновиться Севером (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Десант-56, или Машина времени (Владимир КАЗАНСКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск