Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вам возвращая ваш портрет
НОРИЛЬСК СОЗДАЕТ
12 июля 2018 года, 19:00
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Самый северный театр, не первый и какое-то время не единственный в Заполярье, появился еще в лагерном поселке –  и вот уже закрывает 77-й творческий сезон. Как говорится, почувствуйте разницу: Норильску-городу – 65, а Норильскому Заполярному театру –  на 12 лет больше.  
Но сначала о том, чем был Второй Заполярный (как он первоначально именовался) для утонувшего в снегах поселка. Сергей Щеглов, инженер, журналист, писатель, бывший норильлаговец, называл его “счастьем и сладкой болью сердечной, и восторгом до слез” –  и это самое точное и честное определение театра вообще и самого северного в частности: “Спускаешься с горы Рудной или по ущелью Угольного ручья, в снегу по пояс, после смены на рудник, света не видно, порывы ветра с ног валят (об автобусах тогда еще и не думали) – только бы не опоздать! Прибежишь к зданию клуба, что на углу  Заводской и Горной, недалеко от Нулевого пикета, отдышишься, снег из карманов вытряхнешь, телогрейку с плащом гардеробщице сунешь, оглядишься – бог ты мой! Кругом свет сияет, зрители заполняют фойе, звонок, гаснут лампы, раздвигается занавес... И ты уже в новой, неведомой, таинственной жизни...”
В начале был… “Стык”
Долгое время эта неведомая, таинственная жизнь на сцене мало перекликалась с суровой действительностью, окружавшей норильчан. Конечно, были постановки на тему Крайнего Севера, но первой,  где упоминался Норильск, стала “современная легенда в двух частях” под говорящим названием  “Последний стык” –  о строителях газопровода Мессояха – Норильск.  Премьера состоялась 6 декабря 1974 года при главном режиссере  Станиславе Илюхине, выпускнике ЛГИТМиКа, окончившем еще и Высшие режиссерские курсы. Илюхин ставил Островского, Рощина, Мольера и других проверенных временем авторов. Потом многие  названия снова появятся на театральной афише, например, “Ханума” Цагарели или “Леди Макбет Мценского уезда” по Лескову.
На постановку заказной и, вероятно, по тем временам нужной пьесы был приглашен Валерий Бухарин, главный режиссер краевой драмы, через десять лет ставший заслуженным деятелем искусств РСФР, и главный художник этого же театра Анатолий Высоцкий, позднее он станет главным в Норильске.
За давностью лет текст пьесы, написанной Иваном Гладких, найти не удалось, но оказалось, что он вместе с Александром Вампиловым учился в литинституте у Виктора Розова. Его драматургия  сегодня не особенно известна, хотя умер Гладких всего десять лет назад. Последние годы он работал редактором российской театральной газеты “Доктор Чехов”, писал о людях театра, с которыми был близко знаком.
Премьеру давали в театре на Севастопольской, 20, куда Норильский Заполярный перебрался с улицы Горной в 1954 году. Кто играл “национала, колоритного старика-сказителя”, открывавшего спектакль, и собственно строителей газопровода, не известно. Скорее всего, спектакль был из тех, что живут недолго.
Норильские “Проводы”
Пьеса, в которой прототипом главного героя стал почетный гражданин города Владимир Всесвятский,  была написана Игнатием Дворецким в 1975 году, вскоре после принесшего ему широкую известность “Человека со стороны”. Этого драматурга из столицы отличало то, что темы своих произведений он брал из реальной жизни.
“Генерал снабжения”, как называли Всесвятского, в распоряжение Норильского комбината прибыл в конце 1942-го  вместе с эвакуированными мончегорцами. Здесь под его руководством строилась  ширококолейная железная дорога в Дудинку, по которой он проехал первым, и многое другое. О продленной навигации Всесвятский мечтал еще с 50-х годов и считал ее осуществление главным делом своей жизни. Последняя запись в трудовой книжке этого легендарного человека была сделана ровно 30 лет назад, а в 1989-м, через год, его не стало.
В пьесе “Проводы” начальник управления снабжения крупного города на Крайнем Севере Сергей Старосельский уходит на повышение в Москву. В последний день работы на прежнем месте будут отмечать его проводы. Этому могут помешать тяжелая ледовая обстановка в порту и… журналистка, получившая задание написать материал об управлении. К тому же для самого Старосельского это еще и проводы любви к женщине, которой за долгие годы не хватило смелости уйти к нему от мужа… Пьеса не столько производственная драма, сколько мелодрама. Может быть, именно поэтому она шла и в столичном театре им. Маяковского в постановке Бориса Кондратьева и Андрея Гончарова, где играли  Армен Джигарханян и Татьяна Доронина, и других театрах страны.
Норильский Заполярный открыл “Проводами” сезон 1976/77. В городе знали, что история про Норильск и про Всесвятского (в московской постановке ни Норильск, ни Дудинка не упоминались). Ставил спектакль очередной режиссер театра Исаак Дубов при участии  главного режиссера Леонида Белявского. В зале наверняка было немало тех, кто хорошо знал уже бывшего начальника “Норильскснаба”, возможно, и те, кто принимал участие в его реальных проводах.
Старосельского в Норильске играл недавно появившийся в труппе заслуженный артист Украинской ССР Анатолий Сорокко, позднее прославившийся в “Темпе-29” Белявского по пьесе Погодина. По свидетельству тех, кто видел спектакль,  знакомые слова – “Норильскснаб”, “на Хантайке” –  неизменно вызывали бурные аплодисменты зала. Строгая критика в лице журналистки Риммы Никитиной посчитала это свидетельством недостаточной подготовки зрителей, не способных проникнуться театральной условностью… Но тут же оправдывала земляков тем, что не так часто  норильчанам предлагается увидеть своих знакомых на сцене. Главный театральный обозреватель “Заполярной правды” 70-х оценила спектакль как “цельный и энергичный по ритму и напряженности действия”, а главное – его было интересно смотреть.
Реально Завенягин
46-й творческий сезон Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского открыл в новом здании на Ленинском проспекте. В этот день и до конца сезона в зрительном зале не было свободных мест. Соскучившиеся норильчане шли и на новые спектакли, и на новые интерьеры. Да и пьеса, написанная специально к двойной премьере бывшим норильским тележурналистом Виктором Левашовым, была о Норильске.
Виктор Левашов вспоминал позднее:
– Последние репетиции “Особого назначения” проходили в жуткой неразберихе. Обычную предпремьерную суматоху усиливали строители. Как водится, они не успевали к сроку и доделывали огрехи в авральном режиме. За сценой все время что-то грохало, визжали дрели, стучали молотки. Роль Завенягина исполнял замечательный молодой актер Юрий Цурило, внешне очень похожий на Завенягина, такой же лысоватый, такой же значительный. Только ростом был много выше. В перерывах между своими сценами он удалялся за кулисы и ни с кем не разговаривал, чтобы не выйти из образа. Однажды в театр приехал председатель горисполкома, чтобы подогнать строителей. После обхода он появился в зале с крайне озадаченным и даже немного испуганным видом. На вопрос, что с ним, неопределенно кивнул в сторону темных кулис:
– Там… какой-то человек. Мне показалось – Завенягин.
– Это и есть Завенягин! – хором закричали мы с Кошелевым. И только тогда сами поверили: спектакль получится.
Спектакль, поставленный главным режиссером Анатолием Кошелевым и главным художником Анатолием Высоцким, шел в Норильске три сезона и остался в истории театра как один из самых обсуждаемых в норильских  СМИ.
Так,  правящий бал в местной театральной критике этого периода Гунар Кродерс в главной газете города попытался выяснить, “где рвется цепь”, и пришел к выводу, что постановку и пьесу надо переработать:
– Фальшь, как историческая, так и художественная,  здесь попросту кощунственна, даже в деталях.
На что автор пьесы (в другом издании) ответил, что писать об истории – дело неблагодарное:
– Всегда скажут: и то было не так, и это было не так. Но, как бы там ни было на самом деле (а кто точно знает, как было на самом деле?), будет так, как написал я. И в памяти норильчан Завенягин останется таким, каким был в пьесе. С бокалом шампанского, поднимающим тост:
– С Новым годом, друзья, с новым счастьем. С новым, 1941-м годом.
Первый мемориал
Всю историческую правду о Норильске решил рассказать со сцены другой главный режиссер Норильской драмы – Александр Зыков. К полувековому юбилею театра  он  поставил “Без вины виноватых” Островского и очередную пьесу Виктора Левашова. В “Придурках, или Уроке драматического искусства” речь идет о работе над спектаклем по пьесе “Без вины виноватые” в Норильлаге в 1945 году.
Тот же Гунар Кродерс только слегка упрекнул пьесу Левашова в некоторой схематичности и  продиктованных конъюнктурой дня сюжетных натяжках. По мнению мэтра, театр, которому предстояло поднять на поверхность весь айсберг, в меру своих возможностей справился с этой задачей:
– Почти лишенный  сценических эффектов (приглашенный сценограф Иван Сосунов) спектакль обладает весьма ценным качеством – он проникновенен. …Фундамент, выложенный драматургом, постановщиком и актерами из кирпичиков собственной памяти, из судеб своих близких и прошлого Норильска, оказался основой театрального мемориала.
Следует добавить, что в сегодняшней труппе есть актеры, выходившие на сцену в “Придурках” в 1990-м. Это Лариса Ребрий, сочно сыгравшая блатную Зюкину, Нина Валенская и Сергей Ребрий. Будущему заслуженному досталась роль понемногу прозревающего конвоира. Нине Валенской, игравшей  Кручинину в “Без вины виноватых”,   в “Придурках”, по замыслу режиссера, эту же роль предстояло прожить в лагерном театре.
Несмотря на зрительский интерес и внимание прессы, ни Александр Зыков, ни сменивший его в 2006 году уже знакомый норильчанам Анатолий Кошелев спектак-лей из истории города больше не ставили.
И я вернусь
Ситуацию изменила Анна Бабанова. За пять лет работы в норильской драме режиссер вместе с главным художником театра Фемистоклом Атмадзасом создали два “исторических” спектакля. Пьесы “Жди меня… и я вернусь” и “Норильские анекдоты” написал екатеринбуржец Владимир Зуев, как и автор “Стыка”,  не имеющий норильского прошлого, однако кто  сегодня не знает Козырева, Гумилева, не слышал про Норильлаг?
– Погружение в историю Норильлага далось мне нелегко… За каждой судьбой – трагедия, которую мне, как автору, приходилось переживать вместе с героями, – признается драматург.
“Жди меня…” сосредоточена на попытке понять первопричины произошедшего – механизм репрессий, претворенный в жизнь ловкими манипуляциями со слабостями человеческого сознания. В пьесе сильны  мотив всеобщей вины народа – “физического свойства того времени” – и… тема навсегда утраченной молодости “для ставших лагерною пылью”.
Постановка “Жди меня…”  стала самой долгожданной в 75-м,
юбилейном сезоне театра. На премьеру слетелись столичные театральные критики. Практически  во всех профильных изданиях появились публикации о спектакле и театре-юбиляре.
В этом году, в мае, спектакль  участвовал в Международном фестивале-конкурсе “Ново-Сибирс-кий транзит”. В одном из профессиональных блогов после перечисления всех достоинств постановки, о которых много писал “ЗВ,” прозвучала очень точная формулировка того, на что не обратили внимание другие рецензенты:
– Особенность нашего народа в том, что мы одновременно жертвы и палачи, мы должны и прощать, и просить прощения. И разговор о палачах сегодня, быть может, даже более важен, чем о жертвах. В работе Анны Бабановой при всей внимательности к деталям присутствует обезличенность, которую она изобличает в системе.
Другое дело – невероятная история под названием “Норильские анекдоты”, где каждый образ получился ярким и узнаваемым. Кроме имен драматурга и постановочной команды, спектакли объединяет формат концерта. В случае с “Норильскими анекдотами” – бардовского. С героями пьесы случается все, что может произойти с любым из норильчан в аэропорту. В итоге получилась подборка норильских характеров и судеб с репризами, песнями и, конечно, счастливым концом.
По мнению жюри “Театральной весны – 2018”, на которой спектакль побывал в марте, один портрет особено выделяется из представленного ряда (врач, металлург, вахтовик, командированный...). Нина Валенская, сыгравшая в “Анекдотах” бизнесвумен Светлану, отмечена наградой за лучшую роль второго плана.
Коллективный портрет родного города, по мнению того же жюри, также получился ярким, о чем свидетельствует специальный диплом. Увидеть новые подлинные норильские судьбы, думаем, театру поможет и богатый на события день сегодняшний. Норильску-городу – всего 65, а это значит, что все еще впереди.
Спектакль “Норильские анекдоты”. Из рисованной хроники Людмилы Лунц “Жизнь как чудо”
0

Читайте также в этом номере:

Рождение металла (Татьяна РЫЧКОВА)
Ремонтники всем важны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Медицина на высоте (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Надежная страховка (Татьяна РЫЧКОВА)
Парад времен (Лариса ФЕДИШИНА)
Бежали, чтобы помочь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Люди с крыльями (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
История и территория (Валентина ВАЧАЕВА)
Улицы родом из детства (Татьяна РЫЧКОВА)
Такие люди: стойкие и сильные (Валентина ВАЧАЕВА)
НАписатели нашей истории (Валентина ВАЧАЕВА)
Дети из будущего (Татьяна РЫЧКОВА)
Своя игра для города (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск