Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Большое видится на расстоянии
ЭТО ГОРОД НАШ С ТОБОЮ
12 июля 2018 года, 17:38
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Вернисаж в художественной галерее на Талнахской,78, под названием “Сурово. Сурмава. И Юдин” стал первым в череде праздничных мероприятий, посвященных 65-летию Норильска-города.
Как пояснила на открытии директор Музея Норильска Наталья Федянина, этой выставки в музейных планах не было, но они не могли не поделиться с городом открытиями, благодаря которым на улице Комсомольской началось восстановление мозаичного панно “Космос”...
Зал, где разместилась выставка, экспозиционеры превратили в мастерскую художника-монументалиста, в которой история жизни и творчества норильского художника Ладо Сурмавы переплелась с сегодняшним днем. Как южные и северные мотивы в его работах.
Сделать мир лучше
В 2019-м у художника круглая дата – 80 лет со дня рождения, но он не дожил и до 50. В 1988-м уехал по делам из Норильска на родину, в Тбилиси. Там Ладо Сурмавы не стало.
А в северный город выпускник Тбилисской академии художеств прилетел еще весной 1968 года. Первое время работал в художественно-оформительском цехе управления торговли и уже через год принял участие в Таймырской окружной выставке в Дудинке. Выставком отобрал у художника по тканям не только его прикладные работы, но и одну живописную.
С появлением в Норильске филиала Красноярского худфонда Ладо Сурмава переходит в художественно-производственные мастерские, объединившие под своим крылом всех профессионалов города. В 1970–80-е годы  художники НХПМ оформляли рудники и заводы, школы и детские садики, рестораны, столовые, Дворец культуры, Дом техники и так далее. Заказы были масштабными и хорошо оплачиваемыми. Норильские художественно-производственные мастерские в те годы собрали на Октябрьской улице немало талантов. Ладо вместе с Людмилой Бачюлене ткал шерстяные гобелены и пробовал себя в ковромозаике из оленьего меха, делал чеканку по металлу, батики и даже принимал участие в украшении города мозаичными панно, но об этом стало известно лишь после того, как в ХХI  веке на мозаику обратили внимание профессионалы.
Архитектор Михаил Волгин, один из немногих, кто был знаком с художником лично, вспомнил, что с Сурмавой в конце 1970-х его познакомил Борис Палей, какое-то время работавший в мастерских.
– Он назвал Ладо крепким мастером и сказал, что нам будет интересно друг с другом. Тогда суперавторитетами считались Рагим и Нелли Сейфуллаевы – авторы интерьера кафе  “От двух до пяти”, Синицын, Палей, хотя Борис Ильич был, скорее, фигурой политической… А Ладо, как мне запомнилось, не был публичным человеком и по отношению к этой сложившейся группе был, скорее, вторичен, но большой работяга.  
На выставке все работы, связанные с грузинской тематикой, – просто чудо. Однако как только он начинал работать над чем-то совковым, результат не оправдывал ожиданий. Помню его очень средние по уровню батики для дудинского кинотеатра “Арктика”. Я посмотрел их перед сдачей: они не выдерживали сравнения с тем, что было в “Жарках”, в “Таймыре”… Но это нормально, когда выполняешь чисто совковое задание.
Зато чеканка “Осенняя идиллия” 1980 года, я бы сказал, – стопроцентный Сурмава. Мне кажется, что Ладо был из тех художников, кто хотел сделать мир лучше. И для него большую роль играло окружение, а в Фонде тогда была мощная во всех отношениях команда.
Творчество Ладо Сурмавы на его первой персональной выставке в Норильске представлено чеканками и гобеленами из собрания музея, а также многочисленными набросками, эскизами, в том числе и к мозаикам, воплощенным в жизнь или оставшимся на бумаге.
О жизни художника в Грузии и в Норильске рассказывают прекрасные черно-белые фотографии и личные документы.
Хранитель фонда Наталья Филоненко призналась “ЗВ”, что ей давно хотелось заняться материалами Ладо Сурмавы, но, как это часто бывает у музейщиков, все не доходили руки:
– Мне всегда нравились его работы. К тому же, судя по фотографиям, он был очень  красивым человеком. Когда стали разбирать материалы, выяснилось, что среди них находятся эскизы тех самых мозаик, которые разыскивают специалисты из Строгановской академии.
Этими специалистами были присутствовавшие на вернисаже искусствовед Кирилл Гаврилин и художник-монументалист Павел Юдин.
Такие, как Ладо Сурмава
Хорошо знакомый норильчанам Кирилл Гаврилин на церемонии открытия сообщил, что ему невероятно нравится название выставки “Сурово. Сурмава. И Юдин”.
– Какова интрига? Прежде всего, это 1960–1970-е годы, когда молодые люди, окрыленные надеждами, отправлялись в самые дальние уголки нашей страны, чтобы преобразить Дальний Восток, Заполярье, Сибирь… Это время стало одним из самых важных и продуктивных и в истории Норильска. Не только в индустриальной, экономической, но и в художественной истории, о чем говорит нам эта экспозиция. Оказывается, здесь было полноценное искусство, работали замечательные мастера. Такие, как Ладо Сурмава.
По словам эксперта, “сурово” в названии означает “суровый стиль”, когда молодые и целеустремленные преображают мир вокруг себя. К представителям  этого стиля он отнес и Сурмаву:
– Произведения норильского художника Ладо Сурмавы достойны выставок в больших федеральных музеях, и я более чем уверен, что его  работы могли бы быть включены в знаменитую выставку Третьяковской галереи, посвященную “суровому стилю” эпохи оттепели. Тогда молодые художники, отказавшись от украшательства, попытались передать красоту суровых будней, красоту обычных людей. Мастера разъезжались по всей стране. Попков, братья Смолины, Никонов, Андронов. В этом же ряду был Ладо Сурмава, художник такого же высокого уровня.
Первая ласточка
Объяснив, почему “сурово” и “Сурмава”, Кирилл Гаврилин представил еще одного посланца Строгановской академии – Павла Юдина:
– В Строгановской академии тоже работают мастера “сурового стиля”,  среди которых учитель Павла Юдина – знаменитый художник Андрей Орловский.
На выставке к тому, что делал Сурмава, добавляется то, что делает в Норильске Юдин. В наши дни такие проекты реализуются крайне редко, потому что они требуют больших усилий и большого мастерства. А таких специалистов сейчас очень мало.
По словам автора проекта по восстановлению мозаичного панно, выставка, посвященная Ладо Сурмаве, – лишь первая ласточка, вслед за которой нужно будет выявить имена всех художников, работавших над мозаиками.
Оказывается, Павел Юдин уже дважды бывал в Норильске. На фестивале научных открытий Arctic Wave он читал лекцию, посвященную отечественному монументальному искусству  и романтике, связанной с открытиями в науке и космосе. В этой лекции художник упомянул, что видел в Норильске образец того, о чем рассказывал. Это была мозаика по эскизу Ладо Сурмавы “Космос”.
Из беседы с художником выяснилось, что их команде предстоит сложная работа в технике фасадной живописи над имитацией мозаики там, где она утрачена. С 20 июня на торце дома Комсомольской, 45а, уже идет работа по укреплению осыпающихся фрагментов, штукатурится плоскость для росписи. Закончить восстановление автор проекта планирует к концу августа.
– Чем ценен данный проект? По большому счету это заказ города для людей, для того, чтобы восстановить пространство улиц, сохранить историческую и художественную память. Вариант “все сбить и заменить китайской мозаикой”  означает, что мы теряем исторические произведения.
Об оставшихся двух мозаиках Павел Юдин сказал, что они значительно лучше сохранились, чем космическая и, возможно, для их восстановления понадобится другая техника.
Наталья Федянина, услышавшая во время открытия много благодарных, а то и просто восхищенных слов в адрес экспозиции и музея, организовавшего столь значимую для города выставку, поблагодарила всех участников процесса. Среди них оказались не только музейные сотрудники и представители Строгановской академии, но и глава территориального отдела краевого Минздрава Коба Кавтеладзе. По словам директора музея, Коба Иосифович переводил тексты с грузинского языка на русский, чем очень помог организаторам выставки и будущим исследователям творчества Ладо Сурмавы и не только. Ведь, как сказал Павел Юдин, работа по выявлению всех, кто занимался значимыми проектами для города, только начинается.
 
ЦИТАТА
“Краевой художественный совет принял новую работу норильских художников Лоя и Сурмавы – три монумента мозаичных панно на улице Комсомольской. Это “Космос”, “Строители” и “Спорт”. Площадь каждого панно около 130 квадратных метров. Выполнены они из яркой мозаичной глазурованной плитки. Четыре месяца длилась эскизная разработка. 15 июня художники приступили к исполнению в натуре своего замысла. Город навечно получил хороший подарок”.
“Заполярная правда” от 26 октября 1976 года
 
СПРАВКА
Павел ЮДИН  – художник, представляющий кафедру монументальной живописи Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, ученик патриарха отечественного искусства Андрея Орловского (занимался оформлением станций московского метро), член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников (IFA), член Московского Союза Художников (секция “монументальная живопись”).
Вмастерскоймонументалистанашлосьместонетолькодлятворческихработ,ноидляисториижизнихудожника
Эскизы мозаик Ладо Сурмавы: воплощенные и оставшиеся на бумаге
Павел Юдин на фоне эскиз-проекта мозаичного панно “Космонавты”
У “Портрета Паганини” 1980 года на следующий день после открытия выставки
0

Читайте также в этом номере:

Рождение металла (Татьяна РЫЧКОВА)
Ремонтники всем важны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Медицина на высоте (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Надежная страховка (Татьяна РЫЧКОВА)
Парад времен (Лариса ФЕДИШИНА)
Бежали, чтобы помочь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Люди с крыльями (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
История и территория (Валентина ВАЧАЕВА)
Улицы родом из детства (Татьяна РЫЧКОВА)
Такие люди: стойкие и сильные (Валентина ВАЧАЕВА)
НАписатели нашей истории (Валентина ВАЧАЕВА)
Вам возвращая ваш портрет (Валентина ВАЧАЕВА)
Дети из будущего (Татьяна РЫЧКОВА)
Своя игра для города (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск