Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Такие люди: стойкие и сильные
НОРИЛЬСК РАССКАЗЫВАЕТ
12 июля 2018 года, 18:47
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“О времени, о Норильске, о себе” – так можно было бы назвать предъюбилейный конкурс эссе, прошедший в Норильском государственном индустриальном институте (НГИИ), если бы это название не использовала Галина Касабова в известном издательском проекте.
Организаторы конкурса, проректор НГИИ по учебно-воспитательной работе Виталий Стеклянников и заведующая библиотекой Галина Волегова, пригласили к участию студентов и старшеклассников города, чтобы, по их словам, всколыхнуть пласт живой истории, хранящейся в семейных воспоминаниях. Конкурс получил название “История Норильска в личных историях горожан”. Его участникам предлагалось на двух страницах (не более) от руки написать о памятном событии из своей жизни или жизни родственников, знакомых, связанном с прошлым и настоящим Норильска.
Конкурс проводился 29 апреля, но работы на него принимались (это же не экзамен!) и позже. Сразу скажем, что не все они были написаны в этот день, и страниц иногда было чуть больше, да и участие в нем приняли не только молодые. Не остались в стороне и вузовские преподаватели, но это отдельная, внеконкурсная новелла.
Личными историями поделились студенты НГИИ, политехнического и педагогического колледжей, колледжа искусств, старшеклассники школ №1, 8 и 33. Всего 113 авторов, что немного, но коллективный набросок Норильска в историях горожан получился. Можно было бы цитировать не только работы лауреатов: если не в литературном отношении, то с точки зрения фактуры все представленное на конкурс интересно и подкупает открытостью и доверительными интонациями.
Известно, что по итогам будет издан сборник, а все участники в начале учебного года получат дипломы или сертификаты.
Прямо с грядки
Те, кому четырнадцать и больше, в основном оказались норильчанами не в первом, а как минимум в третьем, а то и четвертом поколении. Они писали о родителях, бабушках, прабабушках, дедушках, прадедушках, своих преподавателях, чьи судьбы были связаны с Норильском. Кого-то сюда привезли не по своей воле, кто-то приехал по комсомольской путевке, чтобы строить город и работать в нем. Потомки строителей, энергетиков, горняков, металлургов, а также учителей, врачей, музыкантов считают Норильск, по образному выражению четырнадцатилетнего лауреата конкурса I степени Александра Мороза из школы №1, “материком любви”.
Этот старшеклассник в необычайно поэтичном эссе написал о своей маме, коренной норильчанке, в детстве которой был свой волшебный сад: “…с зеленой травкой, жужжащими пчелами и большими деревьями (тогда они маме казались большими, как в одноименном советском фильме). В советское время здесь, “на краю света”, выращивали в теплицах овощи, сочную зелень, ароматные шампиньоны. И ребятишкам, чьи родители работали в совхозе, иногда разрешали сюда приходить, например, когда совпадали ночные смены мамы и папы.
По воспоминаниям героини эссе, детей собиралось несколько:
– Я с братом и еще девчонки. Мы перебегали по галереям из одной теплицы в другую, представляя, что каждая – это маленькая волшебная страна. Мы играли в прятки и догонялки, сочиняли страшные истории, спрятавшись в высокой листве, жевали все, что росло вокруг, и, конечно, ели огурцы и помидоры норильского происхождения – прямо с грядки! А также закапывали волшебные цветные стеклышки в землю и загадывали желание. И даже катались на тележках!
В кино за книгами
Лауреат II степени за историю своей бабушки, которая живет в Норильске с 1970-х и не собирается никуда уезжать, Татьяна Лазарева учится в местном педагогическом колледже. Девушка в эссе воспроизвела монолог Светланы Борисовны Олейник с того момента, как 25-летняя жительница Куйбышева (сейчас Самара) летела к мужу в Норильск в одном самолете с директором комбината Борисом Ивановичем Колесниковым:
–  Весь полет мы с ним разговаривали, шутили, он мне рассказывал, как люди в Норильске живут, про то, как тут красиво, и все удивлялся, как мы так быстро долетели. Из аэропорта, тогда еще “Надежда”, мы добирались на дрезине. Город поразил своей необычайно теплой атмосферой, несмотря на мороз.
Спустя какое-то время я устроилась на работу в аэропорт “Надежда”, где под землей находилась воинская часть. Проработала я в этой части 12 лет. Благодаря своей работе много где побывала. Даже один раз под Новый год нас отправили на остров Голомянный, который находится на архипелаге Северная Земля. Там жили всего 30 человек, все военные. Мы их детишкам доставили подарки. Летала в Ташкент за фруктами, а один раз в Москву попала, когда там ХХVII съезд КПСС проходил. Даже в Доме моды Вячеслава Зайцева побывала. Сшили мне там платье бархатное, красивое. Как я тогда радовалась!
Потом, когда пост дивизии достроили, меня на Наледную отправили. Через некоторое время Геннадия Михайловича (муж С.Б. Олейник. – Авт.) перевели в управление комбината на должность заместителя главного инженера по ТБ, а я на медный завод перешла. Так и проработала бухгалтером до пенсии.
Геннадий Михайлович у меня очень умный был, читать любил. Все книги собирал, а тогда их достать трудно было. Ради них мы, например, в кино ходили. Там по билетикам книги подписные разыгрывали. Вот и ходили каждую неделю всей семьей. Что-то я доставала через знакомых. У нас большая библиотека собралась, книг 500 точно.
Часто бывали в театре, он тогда еще на улице Севастопольской располагался. Радовались любой возможности узнать что-то новое, встретиться с интересными людьми.
Заканчивает свой рассказ Светлана Борисовна словами:
– Жили мы всегда хорошо, всего нам хватало. Сейчас мне 73, но я не собираюсь уезжать, здесь моя жизнь и моя судьба.
А внучка добавляет: “…именно такие люди, как моя бабушка, – история и память Норильска”.
Штемпель с полюса
В число лауреатов вошла и Лиза Овсянникова из школы №1. Лиза родилась в год, когда отмечалось 50-летие присвоения Норильску статуса города:
– Норильск... В этом городе я родилась в 2003 году и по праву могу назвать его своим. Удивительно то, что в разные периоды становления Норильск являлся и является частью истории жизни моих родных людей, моей семьи.
В суровые годы Великой Отечественной войны, в 1942-м, привезли сюда по Енисею из Лесосибирска мою прабабушку Наталью Петровну Янченко. В Норильске она познакомилась с моим прадедом Николаем Васильевичем Окуличем, который в то время трудился на теплоэлектроцентрали в Старом городе. (Осталось тайной, почему их семья распалась.) Своим трудом они обеспечивали будущую Победу, строили город и комбинат на вечной мерзлоте. По семейным воспоминаниям, прабабушка часто говорила, что в Норильске ее окружали удивительные люди, хорошо воспитанные и образованные...
Уехав на родину, в Лесосибирск, прабабушка через много лет вновь стала норильчанкой. Вместе с семьей дочери, вышедшей замуж за военного летчика Валерия Васильевича Овсянникова, она вернулась уже в Норильск-город…
Моему деду Валерию Васильевичу Овсянникову в 1978-м предложили продолжить службу здесь, где парк авиапредприятия начал пополняться грузовыми турбовинтовыми самолетами большой и средней грузоподъемности Ан-12 и Ан-26. Так он стал командиром и летал на Ан-12.  
До Норильска дед служил в воинских частях Пскова и Иркутска, и везде с ним рядом была бабушка. На Север они приехали с тремя детьми: Мариной, Светланой и Василием. Бабушка воспитывала детей, а дед перевозил грузы, участвовал в высокоширотных экспедициях в Арктике.
К сожалению, его не стало задолго до моего рождения, и я никогда с ним не разговаривала, а мне так хотелось бы услышать от него истории о Норильске, об экспедициях. В семейном архиве остались почтовые конверты со штемпелем научно-исследовательской дрейфующей станции “Северный полюс – 22”, а бабушка рассказывала об аварийной посадке Ан-12 на льдину из-за отказа шасси…
Уверена, что в этом городе вечной мерзлоты могут жить только невероятно стойкие, сильные и терпеливые люди. Случайные здесь не задерживаются...
Оттепель – это…
У завкафедрой философии, истории и иностранных языков Талибжана Анатольевича Смирнова в графе “место рождения” написано “поселок Норильск”. 27 июня 1953-го Норильск еще не был городом. Указ, как известно, был подписан только 15 июля, через четыре месяца и десять дней после смерти Сталина.
Для автора эссе личная история связана с оттепелью, причем как в прямом ее значении, так и в переносном:
– Годы правления Никиты Сергеевича Хрущева с легкой руки писателя Ильи Эренбурга называют “оттепелью”,  поскольку после смерти Сталина свободы стало больше. А климатическая оттепель, как известно, касается изменения погодных условий.
…Дело было весной. Мать отправила меня в магазин №18, где уже продавали молоко разливное (до этого оно было в больших замороженных овалах). День был солнечным, снег подтаивал, образовывая ледок. В общем, оттепель.
Взял я бидончик на два с половиной литра и отправился в магазин. Продавщица налила мне полный бидон, и я отдал ей все деньги, что получил от мамы. (А надо сказать, что жили мы скромно, и денег у нас не всегда хватало до получки родителей).
Обрадованный тем, что молоко куплено, я направился домой. Было скользко, а идти надо было в горку. Пригревало и я, засмотревшись по сторонам, оступился… Молоко – в одну сторону, я – в другую, а бидон отдельно… Молока нет, денег нет, дома кричит голодный младший брат. Конечно, меня ждала взбучка. Такая вот оттепель.
Любовь к кукурузе нового лидера страны Никиты Сергеевича Хрущева привела к тому, что в Норильске появились очереди за хлебом. В одной из очередей в забитом народом хлебном магазине у ДИТРа я значился 1001-м: номер был записан на руке. Интересно, что хлеб был горчичным, с вкраплениями сухого гороха. Для чего горох, спросите? Вероятно, для веса. Ведь горчичный хлеб – слишком легкий…
Такой вот семейный дискурс: оттепель, молоко, хлеб.
Штольня от подъезда
Еще одна ровесница города завкафедрой металлургии цветных металлов Ольга Васильевна Носова в Норильск приехала трехлетней малышкой вместе с мамой:
– Мой отец Василий Егорович Носов – фронтовик, (приписав год, он ушел на фронт в 1944-м). После войны окончил педагогический институт в Магнитогорске и работал директором деревенской школы в Гусевке на Южном Урале. В 1956 году был назначен директором вечерней средней школы в шахтерском поселке Кайеркан.
Вечерняя сменная школа предназначалась для обучения взрослых работающих людей, которые не сумели во время войны в силу разных житейских обстоятельств получить среднее образование и которые с большим энтузиазмом обучались в таких школах.
Школа в Кайеркане размещалась в бараке. Классов было всего два, тут же в конце коридора располагалась комнатка, в которой жил директор. Комнатка была настолько мала, что в ней помещалась только односпальная железная кровать, два стула и письменный стол. Конечно, когда в ноябре приехали мы с мамой, стало тесно, и папе выделили комнату в коммунальной квартире в прекрасном по тем временам кирпичном доме по улице Строительной.
Тогда это была центральная улица с четырьмя двухэтажными кирпичными домами и клубом, тоже кирпичным. А все остальные строения – бараки или балки. Люди, жившие в балках, по нашим представлениям, имели лучшие условия, чем даже те, кто жил в кирпичных домах. Ведь в их домиках имелись пусть маленькие, но две-три комнаты с кухней. А еще  перед каждым домиком были грядочки, на которых росли редиска, морковка и даже капуста. Жителям кирпичных домов приходилось довольствоваться сушеными картошкой, морковкой и луком, сухим молоком и яичным порошком из магазина. Свежие яйца – самый драгоценный груз – народ, как правило, вез в ведрах из отпуска.
Детская память сохранила и лагерные вышки возле нашего дома. Потом они исчезли, но когда это произошло – не знаю.
В Кайеркане в домах по  Строительной улице подъезды выходили во двор, хотя никаких дворов не было. Дома по этой улице имели одну особенность: нечетная сторона не заметалась ни с улицы, ни со “двора”, а вот четная  – со стороны подъездов засыпалась снегом по самую крышу. Поскольку Кайеркан – шахтерский поселок, то люди легко нашли выход: от подъездной  двери строилась штольня. Когда ее заметало, оставался довольно длинный тоннель, в котором даже была лампочка. Жители квартир задуваемой стороны вырубали в снегу окна – получались мини пещеры. Детвора, не одеваясь, вылезала из форточек на снег. В хорошую погоду мы катались на санках по горе, которая образовывалась от самой крыши, а в середине января с этой же крыши наблюдали появление первых лучей солнца.
Мы росли, как все дети того времени, почти без присмотра родителей, работавших, не жалея сил. При этом любой прохожий мог сделать нам замечание, а так как поселок был небольшой и почти все друг друга знали, информация быстро доходила и до наших родителей. Особенно до моих: мамы – председателя поселкового совета – и папы – директора школы… Можно сказать, что в моем воспитании принимал участие весь поселок.
Когда в 1961 году в Норильске открылся вечерний индустриальный институт, отца  пригласили на работу начальником учебного отдела и преподавать на кафедру марксизма-ленинизма, а маму – преподавателем русского языка и литературы на кафедру иностранных языков.
Я окончила школу, институт по специальности “Металлургия цветных металлов”, защитила кандидатскую диссертацию, поработала на предприятиях комбината и пришла в горячо любимый мной институт, чтобы продолжать дело моих родителей, Василия Егоровича и Марии Федоровны Носовых…
Четырехлетняя Оля Носова с папой и мамой в окрестностях Кайеркана, 1957 г.
0

Читайте также в этом номере:

Рождение металла (Татьяна РЫЧКОВА)
Ремонтники всем важны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Медицина на высоте (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Надежная страховка (Татьяна РЫЧКОВА)
Парад времен (Лариса ФЕДИШИНА)
Бежали, чтобы помочь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Люди с крыльями (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
История и территория (Валентина ВАЧАЕВА)
Улицы родом из детства (Татьяна РЫЧКОВА)
НАписатели нашей истории (Валентина ВАЧАЕВА)
Вам возвращая ваш портрет (Валентина ВАЧАЕВА)
Дети из будущего (Татьяна РЫЧКОВА)
Своя игра для города (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск