Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Трудом и талантом
НОРИЛЬСКИЙ ХРОНОГРАФ
2 апреля 2015 года, 17:25
Герои апрельского выпуска жили в Норильске долго, даже если, как проектировщику Александру Шаройко, земной жизни было отпущено всего четыре десятилетия. Этих зубров объединяет еще и то, что, “освоив и полюбив город”, они не жалели о своем (или судьбы) выборе.
Не просто юрист
3 апреля 1921 года
родился будущий почетный гражданин Норильска Борис Розин, возглавлявший юридическую службу Норильского комбината 35 лет. Директор комбината Алексей Логинов в книге воспоминаний писал, что Борис Яковлевич Розин сыграл исключительную роль в период ликвидации лагерей и перехода к вольнонаемному составу:
– Это поистине юрист Божьей милостью. Эрудиция, уникальная память, умение находить выход из, казалось бы, безвыходных положений... Человек искрометного юмора, общительный, доброжелательный, иногда язвительный, он постоянно был в окружении людей. Его квартира была сосредоточием культурной жизни Норильска.
В 20 лет Розин ушел на фронт. Война для него закончилась в госпитале с двумя боевыми орденами и медалью. По рассказам сына, после окончания МГУ для Бориса Яковлевича начались хождения по мукам:
– 1951 год. В стране свирепствовал негласный антисемитизм. Бывший фронтовик-комсорг, проливший кровь, молодой юрист с красным дипломом подвергся жестокой экзекуции, оставившей глубокий след в душе.
Неприятности закончились, когда Розин принял предложение поехать в Норильск, где срочно требовался начальник юридического отдела.
– Освоив и полюбив Норильск, отец считал, что его жизнь удалась, и благодарил себя за то, что когда-то решился уехать на Север на самостоятельную работу, – говорит сын.
 
Зал аплодировал сразу
4 апреля 1975 года
  почетным гражданином Норильска назван народный артист РСФСР Всеволод Лукьянов, работавший в Норильском Заполярном драматическом театре (с перерывом) почти четверть века.
Начинал артистом театра малых форм “Штурвал” в Москве, куда сбежал со второго курса строительного техникума в Астрахани. После окончания Саратовского театрального техникума был приглашен в Саратовскую драму. Перед войной играл в ТЮЗе. В 1941-м добровольцем ушел на фронт, был минометчиком. Лейтенант 1048-го отдельного батальона связи 159-й стрелковой дивизии 3-й армии участвовал в боях под Москвой, воевал на Юго-Западном, 3-м Белорусском, Дальневосточном фронтах.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью “За отвагу”.
В Норильский  Заполярный театр в первый раз  приехал в 1948-м вместе с женой, актрисой Александрой Платоновой.
Первые роли – Платон Кречет в пьесе Корнейчука, Гарри Смит в “Русском вопросе” Симонова. Вошел в историю театра как исполнитель роли Ленина. Норильчане 50-х вспоминают, что первые спектакли прошли с аншлагом и зал начинал аплодировать сразу после появления на сцене Лукьянова-Ленина.
За 25 норильских лет будущий почетный гражданин города сыграл больше сотни ролей и первым в Норильске стал народным артистом РСФСР.
В 1961-м на сцене Норильского Заполярного театра с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе Маяковского “Клоп” в постановке главного режиссера Ефима Гельфанда. В роли Присыпкина – Всеволод Лукьянов. После этого спектакля театру присвоили имя Маяковского, а эмблемой вместо белого медведя, вытянувшего шею к северному сиянию, стал профиль поэта.
 
И построил город
5 апреля 1914 года
в селе Панкино Рязанской области родился Василий Ромашкин, один из тех, чьим трудом и талантом построен наш город. Студент Челябинского педагогического института, осужденный на десять лет по 58-й статье, был доставлен в Норильск из Соловецкого лагеря в 1939 году. Пресловутую статью Ромашкин получил за найденную в тумбочке студенческого общежития брошюру Троцкого.
После освобождения в 1947-м и последующей реабилитации Василий Феоктистович остался в Норильске, где прожил 70 из 95 отпущенных ему лет. И прожил очень достойно: участвовал вместе  с другими заключенными и уральскими трубокладами в возведении дымовой трубы никелевого завода  в качестве электромонтера, отвечающего за электропрогрев бетона. До выхода на пенсию в 1986 году возводил клубы и кинотеатры, спортзалы и Дворец культуры комбината, пройдя в “Промстрое” путь от рабочего до прораба, мастера, начальника участка. И до последних дней покупал и читал книги. История с брошюрой не смогла отвратить несостоявшегося филолога от любви к чтению.
 
Прожил не зря
6 апреля 1910 года
в Пензенской губернии родился Серафим Знаменский, сыгравший заметную роль в истории норильского здравоохранения. Город обязан ему созданием гистологической лаборатории и онкологического диспансера.
После окончания Харьковского мединститута (диплом с отличием) молодой врач был оставлен ординатором клиники госпитальной и военной хирургии. С началом войны ушел на фронт, где до февраля 1942-го был начальником санитарной службы, а потом врачом 7-го гвардейского артиллерийского пушечного полка. Находился в Сталинграде с первого дня и до самого ареста в начале лета 1943-го. Восемь лет ИТЛ доктор Знаменский получил за то, что взял с собой на фронт томик “Фауста” Гете… на немецком языке.
В Норильлаге врач Знаменский сразу написал письмо в Президиум Верховного Совета СССР, в котором просил дать ему возможность вернуться на фронт, чтобы “в условиях передовой доказать преданность Родине и своему народу”, но на фронт его не отпустили.
Перед отъездом из Норильска, вскоре после 80-летия, Серафим Васильевич говорил, что жизнь прожил не зря, и добавлял: “А почему, собственно, прожил?.. Голова у меня не болит, одышки нет. А главное – я мечтаю”.
Почетного гражданина Норильска не стало в 1995 году.
 
С мечтой о будущем
8 апреля 1951 года,
не дожив до 40 лет, скоропостижно скончался Александр Шаройко, главный инженер проекта комбината, норильчанин с 1937 года.
В 1941-м, после начала войны, Завенягин вызвал Шаройко в Москву и назначил своим референтом. После того как приехавшие в столицу жена и сын Шаройко попали под авианалет, семейство сразу же вернулось обратно в Норильск. Будучи главным инженером проекта комбината, Шаройко возглавлял в Норильске проектный отдел. В 1948-м Александр Емельянович  получил должность главного инженера управления обогатительных предприятий, а в мае 1949-го стал  начальником того же управления. Строительство и ввод БОФ, где предстояло перерабатывать возрастающий поток норильских руд, отнимали все его время. Семья, по воспоминаниям сына, была дружной. В доме часто собирались компании. Старший Шаройко отличался музыкальностью: пел и играл на пианино.
Трагедия произошла в городе Кировске во время командировки. Норильск простился с соратником Завенягина, первым начальником проектной конторы комбината на траурном митинге 24 апреля. После него осталась рукопись о строительстве комбината под названием “Воплощение мечты”.  
 
Рубрику ведет Валентина ВАЧАЕВА
Василий Ромашкин
Серафим Знаменский
Александр Шаройко
0

Читайте также в этом номере:

Рудная работа (Елена ПОПОВА)
Финансовый результат (Виктор ЦАРЕВ)
Проектная мощность (Инна ШИМОЛИНА)
Пуск-наладка-25 (Лариса ФЕДИШИНА)
Особое назначение (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Решено (Лариса ФЕДИШИНА)
Пенсия стала больше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
И четыре Эйфелевы башни (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
От заплатки до капремонта (Мария ГРИГОРЬЕВА)
“Маски” плюс (Валентина ВАЧАЕВА)
Инклюзив и эксклюзив (Татьяна РЫЧКОВА)
Энергичное поколение (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Безопасность в красках (Екатерина БАРКОВА)
“Корпорация” начинается (Екатерина БАРКОВА)
…И песенка моя (Евгения СТОРОЖКО)
Стартовали семьями (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Лыжная тяга (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Последние фотопленки (Николай ЩИПКО)
Дух инквизиции (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск