Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Последние фотопленки
ТЕНДЕНЦИИ
2 апреля 2015 года, 17:35
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Николай ЩИПКО
Технологический рывок, случившийся в середине 2000-х в мире любительской и профессиональной фотографии, привел светопись ко всем уже известным цифровым технологиям получения изображения. Наступила эпоха цифрового фото, и практически утрачены сложные способы их создания на основе химических процессов.
Предприятия по производству фотоматериалов и оборудования давно уничтожены, только казанская “ТАСМА” еще производит некоторое количество фотоматериалов и реактивов для химико-фотографической обработки. Да еще на исторической родине Александра Невского, в городе Переславль-Залесский, кое-как функционирует предприятие “Славич”. Благодаря им еще можно достать такие материалы для традиционной фотографии, как фотобумага для ручной печати и растворы для ее обработки. Конечно, это уже не те объемы производства, которые были еще полтора десятка лет назад.
Параллельный мир
Во времена расцвета аналоговой технологии получения фотоизображения на основе серебра и желатина учеными-химиками разрабатывались способы проявления картинки благодаря химическим красителям, без использования дорогостоящего серебра. В основном эти разработки касались цветной фотографии. Но были и попытки создания классической черно-белой фотопленки без использования серебра. Однако тот тип материалов так и не получил должного распространения и уважения в среде любителей и особенно профессионалов. Причина была проста: качество получаемого изображения было далеко от подлинно черно-белого, так называемого “серебряного” вида фотографии.
Одновременно с развитием “безсеребряного” способа разрабатывались машины для автоматической обработки фотоматериалов – как для любителей, так и для профессионалов. Только с начала 80-х было разработано более 300 различных видов автоматических и полуавтоматических приборов и проходных машин. Так, еще в начале 80-х за пределами СССР в обиход фотолюбителей пришли машины автономной проявки цветных пленок. Черно-белые пленки, как правило, обрабатывались вручную, что требовало немалых знаний и опыта. В те времена в нашей стране в нише любительской фотографии ничего подобного еще не существовало. Автономными машинами были снабжены, как правило, крупные предприятия и оборонная отрасль. И массовому фотолюбителю дорога туда была закрыта.
Времена изменились
Уже к началу 90-х в нашей стране появилось большое количество мини-фотолабораторий, предлагавших весь спектр работ для тех, кто занимается фототворчеством. Норильск в этом вопросе был не последним городом. Уже во второй половине десятилетия здесь появилось несколько лабораторий, предлагавших проявку и печать. В частности, в 1998 году в Доме быта открылся по тем временам уникальный комплекс японского оборудования фирмы Noritsu. В комплект входила машина для аналоговой печати до формата 20х30 см и машина автоматической проявки пленок.
Это были времена настоящего расцвета фотографии, а ее любители имели возможность встречаться и делиться опытом. Об этом рассказывают фотостенды, отображающие ту жизнь. Сейчас они находятся в единственной профессиональной фотолаборатории Норильска на Ленинском проспекте. Здесь же представлена также единственная в городе уникальная коллекция фотооборудования.
Последний месяц жизни
Технический прогресс в итоге привел к тому, что в последней из оставшихся в Норильске фотолабораторий наступило затишье. Из-за значительного снижения количества проявляемых фотопленок этот уникальный процесс в городе будет полностью остановлен.
– Эта проявочная машина работает здесь с 1998 года. Тогда это была передовая технология проявления фотопленок и самая мощная в Норильске, – рассказывает оператор цифровой лаборатории Сергей Шуверов. – Наша машина проявляла до 50 фотопленок в час. Ни одна из лабораторий города не могла гордиться подобной скоростью и объемами работы. Но начиная с 2006 года медленно, но верно стал падать спрос. В настоящее время количество заказов на проявку фотопленки не превышает 30 штук в месяц. Это при том, что минимально требуемое количество фотопленок, которое должно обрабатываться ежедневно, не менее десяти. В противном случае дорогостоящие растворы выходят из строя, что наносит значительный финансовый ущерб предприятию. В настоящее время мы проявляем не более одной пленки в день. Получается, что мы работаем себе в убыток, пытаясь сохранить для людей возможность воспользоваться традиционной технологией в фотографии. К сожалению, уже в начале апреля проявочная будет полностью остановлена.
Сергей Шуверов демонстрирует работу уникальной японской проявочной машины
0

Читайте также в этом номере:

Рудная работа (Елена ПОПОВА)
Финансовый результат (Виктор ЦАРЕВ)
Проектная мощность (Инна ШИМОЛИНА)
Пуск-наладка-25 (Лариса ФЕДИШИНА)
Особое назначение (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Решено (Лариса ФЕДИШИНА)
Пенсия стала больше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
И четыре Эйфелевы башни (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
От заплатки до капремонта (Мария ГРИГОРЬЕВА)
“Маски” плюс (Валентина ВАЧАЕВА)
Инклюзив и эксклюзив (Татьяна РЫЧКОВА)
Энергичное поколение (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Безопасность в красках (Екатерина БАРКОВА)
“Корпорация” начинается (Екатерина БАРКОВА)
…И песенка моя (Евгения СТОРОЖКО)
Стартовали семьями (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Лыжная тяга (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Дух инквизиции (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск