Строгий стиль дисциплинирует
Мнение эксперта
22 августа 2013 года, 15:15
|
Снежана ПОДВАЛЬНАЯ, педагог-психолог центра внешкольной работы
По поводу школьной формы родители обращаются ко мне преимущественно с тремя вопросами: что положительного и отрицательного несет ее введение, какой она должна быть и как убедить детей ее носить. Не стоит занижать значения одежды, которую носим мы и наши дети. Надевая любую одежду, будь то деловой костюм или домашний халат, мы начинаем соответствовать этому образу. Одежда нас обязывает к определенному поведению. Если говорить о положительных сторонах введения школьной формы, то большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что классическая академическая форма, неброская, без лишних деталей, способствует большей концентрации внимания детей на уроках. Строгий стиль одежды создает деловую атмосферу и дисциплинирует. Какой бы дизайн ни придумали для школьной формы, он в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от учебного процесса. У нас уже есть опыт, когда дети ходили в школу в чем хотели. В 1992 году форму отменили, потому что стали считать ее одним из средств подавления индивидуальности ребенка. В результате мы получили другую крайность – учителям действительно приходилось прилагать гораздо больше усилий, чтобы поддерживать дисциплину на уроках или бороться с вызывающим поведением некоторых старшеклассниц, которые ходили на уроки в излишне откровенных нарядах. В последние годы многие школы самостоятельно стали возвращаться к форме. Как правило, уже в каждом учебном заведении есть свой дресс-код. Где-то это обязательная форма, где-то просто общие требования к внешнему виду учеников. Например, запрет носить в учебное время спортивную или пляжную одежду, прозрачные платья и блузы, вечерние туалеты и так далее. Я считаю это правильным. Детей с раннего возраста надо приучать к умению носить разную одежду, в том числе классическую, прививая эстетический вкус. Они должны понимать, что есть правила приличия, что для каждой обстановки и жизненной ситуации уместна своя одежда. Как плюс школьной формы многие педагоги понимают аргумент, что она смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей. Мне этот аргумент представляется спорным. Скрыть разницу в доходах семей никакая форма не может. Есть ведь еще верхняя одежда, обувь, мобильные телефоны и так далее. Другое дело, что надо учить детей не комплексовать и не самоутверждаться за счет нарядов и гаджетов, но это уже тема для отдельного разговора. Как убедить ребенка носить форму? К нам на телефон доверия весной позвонила мама пятиклассника. Сказала, что он отказывается носить форму, спрашивала, как ей лучше поступить. Судя по разговору, мама и сама была настроена против введения школьной формы. Как дети воспринимают школьную одежду и вообще одеваются, во многом зависит от родителей. И было бы неплохо, если бы родители показывали личный пример. Если они работают в офисе, то надевают не джинсы и майку, а деловой костюм. Если они идут на прием в поликлинику, то не в вечерних нарядах и украшениях. И так далее. Вы наверняка замечали, что у родителей, которые умеют хорошо (при этом необязательно дорого) одеваться, дети тоже одеты со вкусом. Если проблема возникла и ребенок не хочет надевать форму, то в младшем школьном возрасте родителям достаточно объяснить, почему для школы такая одежда наиболее уместна. Ребенок легко это воспримет. Детям постарше, 9–11 лет, надо объяснять, что форма – это своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных, традиция, которая способствует сплоченности класса и развитию чувства общности. В подростковом возрасте важно мнение авторитетного человека. К примеру, родители могут обратить внимание ребенка на элегантный стиль какого-то артиста. Что касается того, какой должна быть форма, то я думаю, что достаточно общих рекомендаций. Абсолютно одинаковая форма необязательна, я против массового пошива. Достаточно придумать эмблему школы, пристегнуть к форме значки. Это воспитывает дух коллективизма, принадлежность к школе и гордость за нее. Но с введением школьной формы перед родителями встанет вопрос финансирования. Общаясь с родителями, часто слышу, что многие, даже обеспеченные мамы и папы, форменную одежду для школы приобретают на материке. В Норильске это влетело бы в копеечку. А для малообеспеченных и многодетных семей такая покупка – серьезная дополнительная статья расходов. |
0 | Твитнуть |